- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ОТРАЖЕНИИ ГАЗЕТЫ «ЧЕРЕМХОВСКИЙ РАБОЧИЙ»
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Бойко Ю.М., Рамизова К.Б.
PDF файл статьиУДК 82 Бойко Юлия Максимовна, студентка 2 курса Факультет филологии и журналистики Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутский государственный университет, Россия, г. Иркутск e-mail: Boiko_Julia_Maksimovna@mail.ru Рамизова Карина Бахадуровна, студентка 2 курса Математический факультет Институт математики и информационных технологий Иркутский государственный университет, Россия, г. Иркутск НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ОТРАЖЕНИИ ГАЗЕТЫ «ЧЕРЕМХОВСКИЙ РАБОЧИЙ» Аннотация: Великая Отечественная война поменяла в стране абсолютно все. Народ стал более сплоченным, у него появилась общая цель – победить врага. Также менялась обыденная жизнь человека: люди работали по несколько дней на заводах, мало ели, попадали в плен. Газета подстраивалась под эти изменения и старалась стать полезной. Именно из неё любой житель СССР мог узнать актуальные новости с фронта, увидеть пропавших людей, она подкрепляла настрой солдат и простых рабочих, которые своими силами помогали государству на войне. Ключевые слова: Великая Отечественная война, газета «Черемховский рабочий», пропаганда, изменения, освещение жизни рабочих. Boiko Iuliia Maksimovna, 2nd year student Faculty of Philology and Journalism Institute of Philology, Foreign Languages and Media Communication Irkutsk State University, Russia, Irkutsk Ramizova Karina Bachadurova, 2nd year student Faculty of Mathematics Institute of Mathematics and Information Technologies Irkutsk State University, Russia, Irkutsk 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru THE BEGINNING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE REFLECTION OF THE NEWSPAPER "CHEREMKHOVSKY WORKER" Abstract: The Great Patriotic War changed absolutely everything in the country. The society has become more united to defeat the enemy. The everyday life of a person also changed: people worked a lot in factories, ate little and were captured. The newspaper adapted to these changes and tried to become useful. From it, any resident of the USSR could get up-to-date news from the front, get information about missing people, it strengthened the mood of soldiers and ordinary workers who helped the state in every way in the war. Keywords: The Great Patriotic War, the newspaper "Cheremkhovsky worker", propaganda, changes, coverage of the life of workers. Великая Отечественная война стала самым сложным испытанием для всего государства. Она длилась четыре года, и за это время позволила испытать много чувств. Без сомнений, большое вложение в успех государства внесли журналисты, которые ощущали приближение нападения так же, как и советское государство. Тема военной тревоги стала одной из главный во многих периодических изданиях, тем самым позволила морально подготовить каждого гражданина к наступлению опасного для каждого из них времени. Партия и советские органы всегда считали печать средством пропаганды и агитации, поэтому пытались привлечь её к мобилизации трудящихся для государственных оборонных заданий. Уже к началу 1940-х годов советская пресса накопила определенный опыт, который поможет развиваться журналистам в период Великой Отечественной войны. В данной ситуации привычная до военного периода типология печати значительно изменилась. До войны выходило почти 9 тыс. газет, в 1942 г. их было уже около 4,5 тыс., разовый тираж уменьшился с 38,4 до 18 млн экземпляров. При этом уменьшился формат газет и сократилась периодичность их выхода — из-за жесткой экономии средств, используемых на военные нужды. Рассмотрим изменения на примере газеты Иркутской области «Черемховский рабочий». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 2 Газета «Черемховский рабочий» начала выходить задолго до начала войны. Основная её тематика – освещение жизни рабочих. В военный период она также продолжила выходить ежедневно, но стала рассказывать о судьбах не только жителей своего района, но и солдатах, руководителях армии и в целом о жизни государства. Для анализа взяты выпуски от 22 мая и от 22 июня 1941 года, в результате чего мы узнаем, как менялась подача материалов до войны и в первый месяц после. Для начала мы рассмотрим первые полосы двух номеров. От 22 мая 1941 года. В заглавии появляется информация о том, что ожидает читателя в данном выпуске и на какой странице. Обычно это самые важные новости каждого разворота. Иллюстрация в данном выпуске небольшая. Это обычная фотография гостиницы в Смоленске, которую закончили строить во втором квартале 1941 года. После объясняющего текста не имеется. Основная статья данной полосы – заметка «Обмен ратификационными грамотами японо- советского пакта о нейтралитете» (основное событие того дня). От 22 июля 1941 года. В заглавии нет краткой информации, зато дается цитата из газеты «Правда»: «Будем всегда помнить: каждый новый танк, самолёт, пушка каждый снаряд и пуля прибавляют час победы над врагом. Каждый процент сверхплановой продукции – новый удар по врагу». Данная фраза переписана для того, чтобы мотивировать трудящихся на заводах, показывая, что только общим трудом государство сможет избавиться от фашизма. И переработка в данном случае – это хорошо. Ведь, чем больше оружия будет поставлено солдатам, тем быстрее закончится война. В центре полосы размещен портрет Иосифа Виссарионовича Сталина, под которым написан указ о назначении его Председателем Совета Народных Комиссаров СССР. Данная фотография сразу же обращает на себя всё внимание, чтобы рассказать о главном событии. Основная статья здесь «Агитацию – на службу Отечественной войне», которая переписана также из «Правды». Отрывок из теста: «Слово агитатора должно звучать в наши дни, как набатный призыв к Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 защите нашей родины, к уничтожению врага». Он отлично показывает настроение текстов того времени. Главное – уничтожение врага. Данное исследование показало, что титульная часть действительно изменилась, стала более пропагандистской. Анализ двух выпусков показал, что преимущественно для довоенного времени важными были темы об экономике, куда входит работа заводов и предприятий, а также их регуляция. Не отстает блок с культурой и спортом, где 6 статей посвящены искусству. Зато о войне всего один материал. Встречаются также темы о политике, например «Выборы парторганов во Львовской области», и один текст об образовании «Первый день испытаний в школах». Совершенно другая картина в выпуске от 22 июля, где в основном военная тематика – это агитация на службу, новости с полей и некоторые вести из Европы. О культуре и спорте же всего две статьи: «Фашистские изверги уничтожают польскую культуру», «Проверка боевой готовности». Совершенно нет упоминаний об образовании, а экономика и политика в равной доле публикуется в этом выпуске. Таким образом, можно сделать вывод, что тематическая оснащенность газеты после начала войны стала более военной и пропагандисткой. Журналисты стали писать о том, что пробуждало в рабочих желание помочь государству, а также призывали идти на защиту в армию. Это подтверждает и первая полоса газеты. Все силы были вложены в создании у рабочих позитивного настроя на окончание войны в ближайшее время, но только если каждый из них будет работать, возможно и в большем количестве времени. Итак, пресса первых времён Великой Отечественной войны становится более пропагандистской, ставит своей целью скорейшее уничтожение врага. Список литературы: 1. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века: учебник для вузов по направлению и специальности «Журналистика»: доп. М-вом образования РФ. М.: Аспект Пресс, 2003. 288 с. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 2. Играев Б.А. Журналистика в годы Великой Отечественной войны: учеб. пособие по истории отечественной и региональной журналистики 1940–1945 годов. Тула: Тульский государственный университет, 2016. 176 с. 3. Жирков Г.В. Одухотворенное слово: журналистика Великой Отечественной войны: учеб. пособие по истории русской журналистики 1939– 1945 годов. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. 164 с 4. Жирков Г.В. Священная война в публицистике 1941–1945 гг. // Мастерская публициста: опыт прошлого и настоящего: к 60-летию кафедры истории журналистики: сб. трудов. Вып. 4. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ф-т журн., 2005. С. 11–57 5. Кононыхин Н.М. Партийная и советская печать в период Великой Отечественной войны. М.: Высш. парт. школа, 1960. 103 с. 6. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917– 2000): учеб. пособие, хрестоматия. М.: Флинта, Наука, 2002. 640 с. 7. Огненные годы: публицистика Великой Отечественной войны. Л.: Лениздат, 1985. 400 с. 8. Советская военная печать: ист. очерк / под ред. И.А. Портянкина. М.: Воениздат, 1960. 418 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 5