- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Стихина Т.С.
PDF файл статьиУДК 371.3 Стихина Татьяна Сергеевна преподаватель Н-Павловская ДШИ (филиал) Новоасбестовская ДШИ Россия, г. Нижний Тагил e-mail: tanistk.94@gmail.com ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА» Аннотация: Статья посвящена изучению художественной культуры Урала посредством работы с музеями города и региона (5614 ЗНАКОВ) Ключевые слова: музей, экскурсия, урок, художественная культура, изобразительное искусство. Stikhina Tatiana Sergeevna teacher Nikolo-Pavlovskaya children’s art school (branch) Novoasbestovskaya children’s art school Russia, Nizhniy Tagil STUDYING OF URAL ARTISTIC CULTURE ON FINE ARTS LESSON USING MUSEUM PEDAGOGY TECHNOLOGY Abstract: The article deals with studying of Ural artistic culture through cooperation with Nizhniy Tagil museums and museums of Sverdlovsk region. Key words: museum, excursion, lesson, artistic culture, fine arts. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) и приказа президента «Основы государственной культурной политики» одним из основных приоритетных направлений в системе образования является культурное и гуманитарное развитие как основа экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Целями государственной культурной политики также являются: сохранение исторического культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и образцов поведения; создание Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 1 условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть реализовано без приобщения к духовным богатствам своего региона, своей малой Родины. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка личностные качества, его моральные и эстетические ценности, его художественный вкус, осознать его связь со своим народом, родным домом, краем, историей, Отечеством. Специфика развития каждого конкретного региона, национальные и культурные традиции населяющих его народов определяют своеобразие содержания регионального художественного образования. По мнению А.С. Максяшина, «изучение региональной художественной культуры в современный период – это изучение новой культурной среды в условиях глобализации и новый качественный виток развития культурного пространства» [1, c. 58]. По мнению Л. Э. Смирновой, наиболее глубоко представить картину культурной жизни региона можно лишь охватив следующие ее стороны: местную историю, религиозные убеждения, проживающих народов, декоративно-прикладное искусство народов, населяющих регион, черты сходства и различия; историю профессионального художественного творчества региона, его основоположников; современное изобразительное искусство региона; творчество молодых художников, их культурные связи с художниками других регионов России [3, c. 42]. Учитывая мнение исследователя с позиции регионального образования, наиболее актуальным и значимым сегодня является работа общеобразовательных школ с музеями города. Сегодня в Нижнем Тагиле доступно большое количество музеев: Нижнетагильский музей заповедник «Горнозаводской Урал», Нижнетагильский 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru музей изобразительного искусства, Музей быта и ремесел горнозаводского населения «Господский дом», Музей истории подносного промысла «Дом Худояровых» и др. Музей дает возможность осваивать и изучать культуру региона на лучших образцах истории, этнографии, на примере подлинных произведений искусства. Следует отметить следующие особенности музейной работы [2, c. 194- 198]. При посещении музея желательно изучить наиболее значимую, небольшую часть музейной экспозиции, просмотр экспонатов которой поможет приблизиться к истокам народной культуры региона. Не следует оценивать посещение музеев как культурных отдых, так как данная работа – это часть освоения школьного курса того предмета, который ведет педагог. Работа с музеем должна органично входить в учебный процесс учителя. Подготовительная работа предполагает предварительное знакомство педагога с музейными экспонатами музеев города и региона, а так же подготовка школьников к посещению музея. Вызвать интерес к предстоящей экскурсии поможет организация самостоятельной исследовательской работы учащихся по теме предстоящей экскурсии. При подготовке к экскурсии с целью изучения истории города, региона рекомендуется выполнить предварительные зарисовки, фотографии лучших образцов архитектуры. Интересной предварительной формой работы могут стать и встречи с мастерами народного и декоративно- прикладного искусства, с представителями современной культурной жизни города и региона. Необходимо договориться с экскурсоводом о теме экскурсии, обратить его внимание на важные для учащихся сведения и объекты экспозиции. Сегодня многие музеи нашего города осведомлены о специфике возраста, интересах школьников, сотрудники музеев знают школьные программы, во многих музеях разработаны специальные экскурсионные программы, образовательные проекты. Основой проведения экскурсий в музеях художественного профиля становятся методы и формы работы с подлинными художественными произведениями. Если педагогом заранее спланированы объекты наблюдения, а учащимся предложены специальные вопросы и задания, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 тогда процесс экскурсии будет проходить более заинтересованно со стороны ребят. Популярными в среде художественного музея сегодня становятся проведение занятий в нетрадиционных формах, основанных на интерактивных методах обучения (игры и викторины, выставочные интегрированные проекты, творческие художественные мастерские, занятия на основе информационно- коммуникационных технологиях и т. д.). Закрепление материала должно проходить после каждого посещения музея, после проведения цикла экскурсий по одной теме. Завершением можно рассматривать беседу, выполнение творческой работы по материалу экскурсии. Cписок литературы: 1. Максяшин А.С. К вопросу о региональной школе художественного мастерства. Вторые худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 25-27 октября 2005 г. / Уральское училище прикладного искусства; Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»; ред. Л.А. Павленко, А.Х. Фахретдинова. Нижний Тагил, 2005. С. 57-61. 2. Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. Учебно-методическое пособие для системы общего и высшего профессионального образования. М.: ИХО РАО, 2011. 280 с. 3. Смирнова Л.Э. Теория и практика преподавания народного искусства Урала и Сибири в педагогических вузах: монография. Красноярск: СФУ, 2012. 128 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 4