- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Барыбина А.М.
PDF файл статьиУДК 37.013.46 Барыбина Анастасия Максимовна, студентка 3 курса бакалавриата, Факультет иностранных языков Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород e-mail: abaribina@yandex.ru ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: Проблемы взаимоотношений институтов семьи и школы во все времена были актуальными и до сих пор являются значимыми. Учитель является воспитателем детей в школе, а родители воспитывают детей дома. Таким образом, взаимодействие школьной среды и семьи необходимо для достижения непрерывного воспитательного процесса и развития интеллектуальной культуры школьников. Ключевые слова: классный руководитель, взаимоотношения в классе, интеллектуальная культура, школьники. Barybina Anastasia Maksimovna, 3rd year bachelor student, Faculty of Foreign Languages Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod INTERACTION OF THE CLASS TEACHER AND PARENTS IN THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN Abstract: The problems of the relationship between family and school institutions have always been relevant and are still significant. The teacher is the teacher of the children at school, and the parents raise the children at home. Thus, the interaction of the school environment and the family is necessary to achieve a continuous educational process and the development of the intellectual culture of schoolchildren. Keywords: homeroom teacher, relationships in the classroom, intellectual culture, schoolchildren. Взаимодействие педагога с родителями обучающихся является основной вехой в процессе воспитательной работы и развития интеллектуальной культуры Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 1 школьников. Интеллектуальная культура – уровень развития личности, характеризующийся мерой освоения духовного богатства и представляющий собой совокупность образованности, самостоятельности мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их, активного стремления и умения учиться и пополнять знания, творческого подхода к любому делу [1, с. 16]. Интеллектуальную культуру можно определить как негэнтропийную организацию движения информации плюс человекотворчество, то есть раскрепощение сущностных интеллектуальных сил человека, что не противоречит общему определению культуры (Салов, 1994). Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, заниматься самообразованием. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения (читать, писать, считать, излагать свои мысли), и специальные (читать карты, чертежи, пользоваться измерительными приборами и т.п.) Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспитания, которое осуществляется в процессе обучения, в семье и во время внеклассной работы [4, с. 55]. Семья является основным источником формирования личности и интеллектуальной культуры ребенка. Так, О.А. Карбанова выделяет следующие функции семьи: 1) «регулирует физическое и эмоциональное развитие; 2) оказывает влияние на развитие психологического пола; 3) воздействует на умственное развитие; 4) знакомит ребенка с социальными нормами; 5) формирует ценностные ориентации; 6) оказывает социальную поддержку» [3, с. 117]. Несмотря на это, школа делает все возможное, чтобы скорректировать и улучшить этот нелегкий процесс. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Существует несколько условий, при которых общение педагога и родителя служит развитием интеллектуальной культуры: 1) Достижение доверительных взаимоотношений между ними. Доверие родителей можно получить многими способами, например, классный руководитель может поставить родителя в позицию «эксперта», что только родитель знает своего ребенка, как никто другой. 2) Повышение грамотности родителей в вопросах развития интеллектуальной культуры ребенка. Для реализации этого условия необходимо: а) формирование партнерских взаимоотношений родителей с образовательным учреждением, социумом; организацию сотрудничества; б) личностное и социальное развитие родителей (прародителей), формирование у них навыков социальной активности (например, вооружение родителей знаниями о способах развития интеллектуальной культуры ребенка в семье); в) изучение и распространение положительного опыта воспитания ребенка в семье (например, на родительском собрании родители рассказывают о своем опыте развития интеллектуальной культуры их ребенка). Проблема заключается в том, что каждый родитель имеет свое собственное и сформированное мнение на воспитательный процесс, часто несовпадающее с мнением педагога. В этой ситуации возможны варианты, когда ребенок под влиянием педагога может раскрыться с иной стороны, недоступной для родителей. По мнению Т.А. Фалькович, «учитель должен стремиться к налаживанию диалога с родителями для получения максимального отклика на свою работу. Процесс взаимодействия семьи и школы для развития интеллектуального потенциала школьников должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами» [2, с. 133]. Так, Татьяна Анатольевна приводит такое условие взаимодействия семьи и школы в развитии интеллектуальной культуры, как включение родителей во внеурочную Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 деятельность, например, организация различных спортивных мероприятий: «Мама, папа, я – спортивная семья», также подготовка к праздникам и концертам, посвящённым, например, Дню матери, Защитнику Отечества. Эмоции в семейном воспитании играют огромную роль и оказывают определённое влияние на развитие интеллектуальной культуры школьников. Его содержание предполагает проявление взаимной любви между детьми и родителями. Комфортное пребывание в семейном окружении помогает ребенку справляться с жизненными трудностями, усваивать нормы поведения и общепринятые правила в обществе, видеть живой пример стремления к мыслительному развитию [5]. Итак, для решения проблемы развития интеллектуальной культуры школьников классные руководители работают в сотрудничестве с родителями обучающихся. Семья является основой формирования личности ребенка, ведь именно в домашней среде дети получают первые моральные и нравственные уроки. Список литературы 1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании: воспитании ребенка в семье от года до зрелости. М.: Учпедгиз, 1957. 348 с. 2. Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 2015. 313 c. 3. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии. М.: Институт эффективных технологий, 2012. 434 с. 4. Галаузова М.А. История социальной педагогики: хрестоматия – учебник: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2015. 544 с. 5. Елисеева Т.П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях // Классный руководитель. 2015. № 5. С. 65-67. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 4