- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Рарова Е.С.
PDF файл статьиУДК 338.22.01 Рарова Екатерина Сергеевна студентка факультет экономики и управление Астраханский Государственный Университет, Россия, г. Астрахань e-mail: rarova_kate@mail.ru ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ Аннотация: Цели, функции и методы регулирования функционирования отраслевых рынков получают теоретическое обоснование, базируясь на принципе взаимного влияния рыночной структуры, поведения предприятий, результативности функционирования рынка, государственного и международного регулирования отраслевых рынков, институтов гражданского общества. Регулирование функционирования отраслевых рынков является неотъемлемой частью современной экономики, которая решает задачу по повышению эффективности не только отдельно взятого отраслевого рынка, но и всей экономической системы. Ключевые слова: государство, государственное регулирование, отраслевые рынки в России, типы политики государственного регулирования. Rarova Ekaterina Sergeevna student Faculty of Economics and Management Astrakhan State University, Russia, Astrakhan FORMS AND METHODS OF STATE REGULATION OF RUSSIAN INDUSTRIAL MARKETS Abstract: The goals, functions and methods of regulating the functioning of industry markets are theoretically justified based on the principle of mutual influence of the market structure, the behavior of enterprises, the effectiveness of market functioning, state and international regulation of industry markets, and civil society institutions. Regulation of the functioning of industry markets is an integral part of the modern economy, which solves the problem of improving the efficiency of not only a single industry market, but also the entire economic system. Keywords: state, state regulation, industry markets in Russia, types of state regulation policy. Регулирование функционирования отраслевых рынков – это совокупность 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru мер, которые заключаются в установлении определенным институтом, имеющим экономическую, политическую и иную власть, правил, обуславливающих поведение субъектов отраслевых рынков в конкретных ситуациях [1]. Экономическая категория «регулирование функционирования отраслевых рынков» имеет отношение к той группе экономических отношений, которая включает в себя процессы по установлению правил функционирования отраслевых рынков и по оказанию на эти рынки целенаправленного воздействия в иных формах [4]. Непосредственно содержание регулятивной практики определяется историческими условиями формирования системы экономических отношений на конкретной территории, ее текущим геополитическим положением, приверженностью населения традициям и культуре. Регулирование функционирования отраслевых рынков в течение многих лет выступало в экономической науке в качестве одного из самых интересных предметов исследования. При этом различные экономисты с разных сторон подходили к рассмотрению данной категории. В связи с этим в настоящее время в экономической категории выделяют следующие научные подходы к исследованию проблемы регулирования отраслевых рынков: Функциональный подход – его становление началось в середине XVII века; поддерживался меркантилистами, физиократами, классиками; заключался в необходимости осуществления регулирования только по мере возникновения проблем с учетом факторов внешней и внутренней сред; Воспроизводственный подход – его становление началось с конца 1840-х годов; поддерживался марксистами; заключался в приоритетности интересов господствующего класса, в исторической обусловленности и в справедливом распределении доходов; Микроэкономический подход – его становление началось в последней трети XIX века; поддерживался Дж. Хиксом, Дж. Робинсоном, Ф. Найтом, Дж. Кларком; заключался в том, что вмешательство в экономику по своему характеру должно быть дополняющим, корректирующим, соответствующим идеалу (т.е. совершенной конкуренции); Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 2 Институциональный подход – его становление началось в последней трети XIX века; поддерживался Д. Нортом, Дж. Бьюкененом, Р. Коузом, Дж. Гэлбрейтом; заключался в том, что институты рынка и государства в рамках регулирования должны взаимно дополнять друг друга и добиваться максимального результата; Макроэкономический подход – его становление началось в середине 1930-х годов; поддерживался Дж. Кейнсом, Дж. Тобином, Д. Акерлофом; в качестве предназначения регулирования рассматривал обеспечение макроэкономической стабильности посредством обозначения целевых установок достижения взаимосвязи мер регулирования с реальной экономикой [2]. Цели, функции и методы регулирования функционирования отраслевых рынков получают теоретическое обоснование, базируясь на принципе взаимного влияния рыночной структуры, поведения предприятий, результативности функционирования рынка, государственного и международного регулирования отраслевых рынков, институтов гражданского общества и др. Как правило, мероприятия по регулированию функционирования отраслевых рынков нацелены на формирование такой среды, в рамках которой хозяйствующие субъекты на отраслевом рынке имели бы и реализовывали бы возможности по использованию более сложной техники и технологий, применению современных методов управления, освоению новых сегментов рыночного пространства [3]. Данные мероприятия по совершенствованию производственного процесса должны привести к повышению производительности труда у отдельных хозяйствующих субъектов и общей результативности функционирования отраслевого рынка. Достижение подобной цели предполагает применение субъектом регулирования мер, прежде всего, инновационного характера. В данном случае это может быть выражено через: Поиск перспективных ниш на мировых и региональных рынках товаров и технологий; Вложение капитала в инновационные бизнес-начинания; Внесение изменений в сфере регистрации патентов, лицензий и иных исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; Стимулирование к Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 созданию новых технологических рынков через подготовку соответствующей инфраструктуры и т.д. Помимо инновационной составляющей процесс регулирования функционирования отраслевых рынков включает в себя более традиционные направления регулирующего воздействия – антимонопольное и конкурентное. Они заключаются в обеспечении на отраслевом рынке условий совершенной конкуренции между хозяйствующими субъектами, в предотвращении и пресечении процессов его монополизации. В данном вопросе наибольшую значимость имеет деятельность государственных структур. Принятое антимонопольное законодательство и исполняющая его антимонопольная служба вносят серьезные коррективы в хозяйственную деятельность предприятий. Последним требуется соблюдать ограничения и запреты, прописанные в нормативных правовых актах, выполнять предписания контролирующих органов. Особенно актуально это для тех рынков, структуры которых традиционно характеризуются как олигополистические (мобильная связь, производство пассажирских самолетов) или отличаются наличием естественной монополии (железнодорожные перевозки, коммунальное обслуживание). Таким образом, регулирование функционирования отраслевых рынков является неотъемлемой частью современной экономики, которая решает задачу по повышению эффективности не только отдельно взятого отраслевого рынка, но и всей экономической системы. Типы отраслевой политики: [5] Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. В экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики: По используемым методам: 1) Пассивная 2) Активная По выдвинутым целям: 1) Защитная 2) Наступательная Данные политики применяются совместно. Пассивная защитная 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru отраслевая политика направлена на борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Главным элементом такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями. Наступательная пассивная отраслевая политика осуществляет не только ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Пример данной политики являются антиинфляционные меры. Данная политика улучшает условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не воздействует на конкретные решения. Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие направленность в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером является протекционистская внешнеторговая политика, которая оказывает существенное воздействие на развитие отраслевых рынков. Активная наступательная отраслевая политика является сочетанием конкретных и позитивных целей, а также влияния государства на решения экономических агентов. Например, отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Список литературы: 1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 117 с. 2. Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979. 406 с. 3. Сафрончук М.В. Стратегии выживания, диверсификация производства, дифференциация продукта и их последствия // Экономика и управление: проблемы управления. 2017. Том 1. № 5. С. 73-78 4. Садеков Е.М. Методы тарифного регулирования в зарубежных энергосистемах // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. 2014. С. 61–64. 5. Бондарь А.В. Микроэкономика: учебное пособие. Минск: БГЭУ, 2009. 231 с. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru