- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СУЩНОСТЬ И СТАНОВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Жидков А.А., Гордеев К.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А.
PDF файл статьиУДК 371 Жидков Алексей Андреевич студент 1 курса магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия г. Нижний Новгород e-mail: Aleksey_zhidkov@mail.ru Гордеев Кирилл Сергеевич студент 1 курса магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия г. Нижний Новгород Ермолаева Екатерина Львовна студентка 1 курса магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия г. Нижний Новгород Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия г. Нижний Новгород СУЩНОСТЬ И СТАНОВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Аннотация: В данной статье рассматривается сущность и становлении технологии критического мышления. Ключевые слова: критическое мышление, обучающийся, педагог, вызов, осмысление, рефлексия, этапы, аргументы, доводы, вопрос. Zhidkov Aleksey Andreevich 1st year master student Far Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Gordeev Kirill Sergeevich 1st year master student Far Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Far Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Ermolaeva Ekaterina Lvovna 1st year master student Far Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseevich 1st year master student Far Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod THE ESSENCE AND FORMATION OF CRITICAL THINKING TECHNOLOGY Abstract: This article examines the essence and development of critical thinking technology. Key words: critical thinking, learner, teacher, challenge, comprehension, reflection, stages, arguments, arguments, question. Идеи технологии критического мышления активно начали развиваться в конце 20-го века. Не смотря, на название ничего общего с критикой или негативными суждениями данная технология не имеет. Критическое обучение наоборот основано на обдуманных и правильно обоснованных суждениях [1]. Технология критического мышления подразумевает под собой то, что ничего не должно приниматься на веру, а все должно быть правильно объяснено и продуманно. Каждый ученик самостоятельно вырабатывает собственное мнение и суждение, для данной технологии обучения не свойственно принятие мнения другого человека, даже при том, что он обладает некоторым авторитетом, таким который обладает, к примеру, преподаватель. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Критическое мышление – это вид мыслительной деятельности человека, в рамках которой он задает себе вопрос, на который не знает заранее правильного ответа, но благодаря грамотным рассуждениям, доводам и аргументам, приходит к верному выводу [2]. Цель данной технологии обучения заключается в развитии способности обучающихся критически мыслить, посредством включения данной технологии в учебно-образовательный процесс. Критическое мышление в рамках группы обучающихся способствует социальному взаимодействию субъектов обучения, формирования социальных качеств: взаимоуважения, уважения мнения участников группы, обмен опытом и суждениями, взаимообогащение знаниями и способами мышления. Технология критического мышления включает несколько этапов, таких как [3, 4]: 1. Вызов. На данном этапе актуализируется конкретная тема или вопрос, который был озвучен на учебном занятии, а также знания обучающегося в данной сфере. У обучающегося повышается интерес и мотивация к поиску верного ответа. Формулируются дополнительные вопросы, ответ на которые приблизит ученика к ответу на главный вопрос. Чем сложнее вопрос, тем дольше будут протекать рассуждения обучающегося, а значит тем больше тем или новых знаний он освоит для ответа на него. 2. Осмысление. На данной стадии обучающийся работает с различными источниками информации или с раздаточными материалами на учебном занятии. Для ответа на вопрос он выписывает главные тезисы из текста, составляет таблицы и графики, которые облегчают понимание рассматриваемого вопроса. Так студент самостоятельно регулирует свое понимание. 3. Рефлексия. Данный этап характеризуется комплексным осмыслением полученной информации и знаний, которые он получил в ходе ответа на вопрос. Обучающийся производит анализ своей познавательной деятельности, корректирует и сопоставляет для себя наиболее понятную и удобную форму работы с текстом и вырабатывает «формулу» по которой он с наиболее высокой Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 вероятностью и за наиболее короткий период времени придет к правильному ответу. Так технология критического мышления способствует не только к повышению самостоятельности обучающихся в организации образовательного процесса, но и повышает его эффективность. Список литературы: 1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. 222 с. 2. Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП. // Газ. «Русский язык». 2009. № 7. С. 39-42. 3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя. СПб; Альянс «Дельта», 2003. 192 с. 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование, 1998. 256 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 4