- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Нечипорук О.Л.
PDF файл статьиУДК 37.06 Нечипорук Ольга Леонидовна студентка 2 курса магистратуры, факультет социального управления Ярославский государственный педагогический университет, Россия, г. Ярославль e-mail: nep1989@bk.ru Научный руководитель: Лекомцева Елена Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики, Ярославский государственный педагогический университет, Россия, г. Ярославль СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Аннотация: В статье рассматриваются основные формы социально- педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в учреждениях дополнительного образования детей. В статье исследуются основные условия социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением. Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, подросток с девиантным поведением, дополнительное образование детей Nechiporuk Olga Leonidovna 2nd year master student, Faculty of Social Management Yaroslavl State Pedagogical University, Russia, Yaroslavl Scientific adviser: Lekomtseva Elena Nikolaevna candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of Theory and History of Pedagogy, Yaroslavl State Pedagogical University, Russia, Yaroslavl SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN Abstract: The article examines the main forms of social and pedagogical support 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru of adolescents with deviant behavior in institutions of additional education for children. The article examines the main conditions of social and pedagogical support of adolescents with deviant behavior. Key words: social and pedagogical support, adolescent with deviant behavior, additional education of children. С целью выявления условий социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением нами было проведено исследование с использованием теоретических и эмпирических методов: анализ социологической, психолого-педагогической, публицистической литературы, метод обобщения выводов, анкетирование, социологические опросы, наблюдение [1]. На основании полученных результатов теоретического и эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам: При организации сопровождения педагог должен акцентировать внимание на такие аспекты мероприятия, которые могут иметь положительное влияние на подростков, нейтрализацию отрицательного влияния и стимулирование рефлексивного отношения молодых людей к происходящему. Педагогу необходимо создать условия, в которых подростки могут добровольно прилагать усилия для достижения целей своей деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние при достижении этих целей. Создание условий для нравственной саморегуляции предполагает образовательную поддержку молодежи в проведении моральной проверки событий на основе установленных норм отношения и поведения. Эта поддержка включает обсуждение моральных норм с подростком и обучение нравственному поведению [3]. При этом важно стимулировать нравственную самооценку и нравственную самокоррекцию действий. Наиболее эффективными и популярными формами среди педагогов и трудных детей являются праздники, фестивали, конкурсы, акции, совместные проекты, коллективно-творческие дела, тренинги, кооперативы, экспедиции, природоохранные мероприятия и т. д. Вышеуказанные формы работы формируют у трудных детей социальный опыт, включить их в разные Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 2 социальные роли, расширить круг взаимодействия, способствующий успешной социализации. В Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации отмечается, что дополнительное образование детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в т.ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего [2, с. 8]. ДОД обладает свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций, широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей, широкими возможностями саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), проявления инициативы, индивидуальности и творчества детей, гибкостью (мобильностью) образовательных программ, возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности, возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОД. Технология социально-педагогического сопровождения воспитанников в рамках ДОД предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через досуг с учетом личностных потребностей и способностей детей и подростков [5, 7]. Социально -педагогическое сопровождение предусматривает следующие этапы: 1 этап - организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования детей и подростков для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 деятельности в рамках досугового учреждения. 2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется направления, по которым будет строиться работа социального педагога, выделяется группа детей, с которыми будет вестись более интенсивная индивидуальная работа. 3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор мероприятий, методов, диагностик и т.д., необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения. 4 этап – деятельностный - построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике. 5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок. База нашего исследования являлась МОУ ДО «ГЦТТ» г. Ярославля. При проведении эмпирического исследования использовались три методики: Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (Юсупов В.В., Корзунин В.А), методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири) и Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук). Исследование проводилось на обучающихся объединений «Основы фотографии», «Основы робототехники», «Компьютерное моделирование», «КиберИнформатика» МОУ ДО «ГЦТТ». Возраст испытуемых в среднем 12-16 лет. Общее количество испытуемых 15 человек. После проведение и анализа результатов первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) и теста- опросника «Аддиктивная склонность» [6]. По результатам данных методик были сделаны выводы, что не всегда педагог может вовремя выявить ребенка с пограничным состоянием и в следствии помочь в преодолении трудностей социализации, в преодолении личностных кризисов и в выборе правильного решения в сложных жизненных ситуациях. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 4 Для выявления и организации более эффективной работы с детьми с девиантным поведение мы разработали программу социально-педагогического сопровождения по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей и подростков МОУ ДО «ГЦТТ» и серию семинаров для педагогов «Социально- педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением». Программа социально-педагогического сопровождения по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей и подростков МОУ ДО «ГЦТТ» направлена на социально-педагогическую и психологическую работу с детьми девиантного поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. Для развития необходимых компетенций педагогов в течение года проводятся различные деловые игры и семинары по работе с детьми группы риска. Для этого нами было разработана серия семинаров-практикумов для педагогов «Социально-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением». Цель данных семинаров: развитие профессиональных компетентностей будущих специалистов в области разработки и реализации системы профилактики девиантного поведения и технологии коррекции девиантного поведения. Заключительная диагностика (опрос, круглый стол), целью которой было определение компетенций необходимых для работы с детьми с девиантным поведением, показало: • Все педагоги знают основные проявления девиаций (физические, интеллектуальные и социальные особенности данной категории детей) • 7 педагогов из опрошенных четко характеризуют основные формы работы с девиантными подростками (у одного это вызывает затруднения) • Все без исключения педагоги отдают предпочтения технологии социально-педагогического сопровождения и называют её основные компоненты. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 5 На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для социально- педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в дополнительном образовании необходима разработка инструментов совместной эффективной работы всего учреждения и повышение компетентности педагогов в диагностике и сопровождении подростков с девиантым поведением. Список литературы: 1. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с. 2. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение от 4 сентября 2014 года №1726-р [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://government.ru/docs/14644/ (дата обращения: 16.06.2021 г.). 3. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью». М.: ВЛАДОС, 2008. 264 с. 4. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. 238 с. 5. Социализация детей и подростков: методический комплекс / сост. Т. Д. Марцинковская [и др.]. М.: МПГУ, 2009. 100 с. 6. Стефаненко Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий // Мир психологии. 2004. № 3. С. 38-43. 7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 6