- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Селиверстова О.В.
PDF файл статьиУДК 37.04 Селиверстова О.В., студентка магистратуры, Института психологии и педагогики Алтайский государственный педагогический университет, Россия, г. Барнаул e-mail: seliv-olenka@yandex.ru Научный руководитель: Сурнина М. В., кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный педагогический университет, Россия, г. Барнаул ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования действий контроля и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по формированию действий контроля и самоконтроля у старших дошкольников с ЗПР в условиях психолого-педагогического сопровождения. Ключевые слова: инклюзивное образование, задержка психического развития, действия контроля, действия самоконтроля, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционная работа. Seliverstova O. V. master student, Institute of Psychology and Pedagogy Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul Scientific adviser: Surnina M. V., candidate of pedagogical sciences, associate professor Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul FORMATION OF CONTROL AND SELF-CONTROL ACTIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN THE CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Abstract: the article discusses the features of the formation of control and self- control actions in older preschool children with ZPR. The article reveals the results of experimental work on the formation of control and self-control actions in older preschoolers with ZPR in the conditions of psychological and pedagogical support. Key words: inclusive education, mental retardation, control actions, self-control actions, psychological and pedagogical support, correctional work. Жизнь в обществе предполагает следование установленным нормам и правилам поведения, придерживаться которых позволяют, в том числе, и такие личностные качества как контроль и самоконтроль [1]. На протяжении всей своей жизни, человек выступает одновременно как объект и субъект контроля. Так, со стороны общества в целом и конкретных людей, в частности, поведение индивида непрерывно контролируется. Являясь, в свою очередь, представителем общества, его самостоятельной единицей, индивид по отношению к себе выступает, как субъект контроля, так как сам является носителем контрольных механизмов, при этом его действия контроля могут быть направлены как на самого себя (самоконтроль), так и во вне для осуществления контроля за поведением других людей (внешний контроль). Формирование действий контроля и самоконтроля личности – это сложный психический процесс, становление и развитие которого начинается ещё в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека. Развитые на достаточном уровне действия контроля и самоконтроля являются условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Наиболее сензитивным периодом для становления и формирования действий контроля и самоконтроля является дошкольный возраст, так как данный возрастной период характеризуется бурным развитием всех психических процессов и функций. Однако не у всех дошкольников формирование действий контроля и самоконтроля происходит одинаково. У детей с ЗПР отмечается замедление формирования и развития всех психических процессов, включая контроль и самоконтроль. Между тем, несформированность действий контроля и самоконтроля у детей с ЗПР может в крайне негативно отразиться на их и так замедленном психическом развитии и 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru вызвать значительные затруднения в развитии волевой и коммуникационной сфер, отрицательно сказаться на их успеваемости в школе. Установлено, что без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия полноценное формирование действий контроля и самоконтроля у дошкольников с ЗПР невозможно [2]. Одним из перспективных условий формирования действий контроля и самоконтроля у старших дошкольников с ЗПР является организаций психолого-педагогического сопровождения, в рамках которого, специалистами ДОО и привлечёнными родителями дошкольников осуществляется целенаправленное, систематическое, комплексное воздействие. Благодаря своевременно организованному психолого-педагогичному сопровождению, к моменту перехода ребёнка в начальную школу, можно добиться видимых результатов и практически полностью компенсировать проблему отставания в формировании действий контроля и самоконтроля. Для того чтобы подтвердить высокую результативность формирования у старших дошкольников с ЗПР действий контроля и самоконтроля в условиях психолого-педагогического сопровождения на базе МАДОУ «Детский сад № 268» г. Барнаула Алтайского края была проведена опытно-экспериментальная работа. В ней приняли участие 20 старших дошкольников с ЗПР различного генеза и10 испытуемых с нормой психического развития. На начальном этапе была выдвинута гипотеза о том, что процесс формирования действий контроля и самоконтроля у старших дошкольников с ЗПР будет эффективным, при соблюдении ряда условий, таких, как: работа будет построена с учётом данных предварительного диагностического обследования; будет проводиться в рамках специально разработанной Программы психолого-педагогического сопровождения, содержание которой будет включать использование естественных и привлекательных для детей видов деятельности, таких, как: общение, игра, творчество; к работе будут привлечены родители дошкольников и специалисты ДОО [3]. На первом, констатирующем этапе было проведено диагностическое обследование позволяющее определить особенности действий контроля и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 самоконтроля у старших дошкольников с ЗПР в сравнении с их сверстниками, имеющими нормативное развитие. Обследование проводилось с применением методик: «Цепочка действий» предложенная И. А. Зимней, «Тест на развитость самоконтроля» В.А. Валявского, беседа, направленная на выявление сформированности действий контроля у детей, наблюдение. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у всех, без исключения детей с ЗПР, в отличие от их сверстников с нормой психического развития наблюдается отставание в развитии действий контроля и самоконтроля. Для них характерно то, что они не способны планировать свои действия, действовать, ориентируясь на общепринятый образец поведения, контролировать поведенческие отклонения у других людей, выполнять до конца поставленные педагогом учебные и игровые задачи т.д. На втором – формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была апробирована «Программа формирования действий контроля и самоконтроля у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях психолого-педагогического сопровождения». Участие в апробации Программы приняли только те старшие дошкольники с ЗПР, которые вошли в экспериментальную группу. Целью Программы явилось: сформировать у старших дошкольников с ЗПР действия контроля и самоконтроля на уровне соответствующем их возрасту. В структуру Программы психолого-педагогического сопровождения были включены три основных направления работы: 1. Консультационное направление. Данное направление подразумевало привлечение специалистов ДОО и родителей дошкольников с ЗПР к проведению коррекционно-развивающей работы. 2. Коррекционно-развивающее направление. Работа в рамках данного направления предполагала проведение мероприятий позволяющих сформировать у старших дошкольников с ЗПР действий контроля и самоконтроля, способности к саморегуляции в процессе деятельности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 4 3. Профилактическое направление. Данное направление подразумевало проведение мероприятий по предупреждению возникновения у детей вторичных отклонений в развитии действий контроля и самоконтроля, произвольной саморегуляции. Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в следующих направлениях: развитие у старших дошкольников с ЗПР потребности в самоконтроле, осознанного отношения к выполняемой работе; развитие способности находить ошибки в собственных действиях; развитие способности находить ошибки в действиях своих сверстников и помогать им искать пути исправления этих ошибок [4]. Основной формой организации коррекционно- развивающей работы с детьми выступило занятие. Всего в рамках данного направления было проведено 24 занятия. Во время занятий были использованы все группы педагогических методов: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (демонстрация, показ образца, наглядные дидактические пособия), игровые (дидактические, театрализованные, коммуникативные игры) и практические (упражнения). Работа во время занятий осуществлялась через различных виды детской деятельности (игровую, творческую, продуктивную, коммуникативную). Для того чтобы вызвать и поддерживать у детей интерес к участию в занятиях, стимулировать их к активной работе, были использованы такие приёмы, как: сюрпризный момент, похвала, поощрение, беседа, игра и т.д. Для того чтобы выявить эффективность Программы психолого- педагогического сопровождения, был проведён контрольный эксперимент. На данном этапе использовался тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем, что позволило выявить изменения путём проведения сопоставительного анализа. На основании сравнения результатов первичной и повторной диагностики можно сделать вывод о том, что у участников коррекционно-развивающей работы реализованной в рамках в результате целенаправленной работы по формированию действий контроля и самоконтроля,, произошли значительные положительные изменения. Так, у детей повысился уровень заинтересованности в понимании и правильном Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 5 выполнении задания, дисциплины, дети слушали педагога, проявляли самостоятельность, демонстрировали умение обнаруживать и исправлять ошибки в своём поведении (самоконтроль) и в действиях сверстников (внешний контроль). У старших дошкольников с ЗПР не принимавших участия в реализации Программы также были выявлены положительные изменения, но незначительные. Подводя итог опытно-экспериментальной работы, можно констатировать то, что апробированная Программа психолого-педагогического сопровождения, в целом, позволила преодолеть отставание в сформированности действий контроля и самоконтроля у детей с ЗПР, что позволило подтвердить положения гипотезы. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволили прийти к выводу о том, что психолого-педагогическое сопровождение является эффективным условием формирования действий контроля и самоконтроля у старших дошкольников с ЗПР. Cписок литературы: 1. Базарбаева Г.Б. Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития // Современные наукоемкие технологии. 2013. №7-2. С. 17-21. 2. Дудникова С.А. Педагогические условия формирования самоконтроля в поведении как условие социальной компетентности ребенка дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp5/dudnikova.pdf (дата обращения: 12.04.2021 г.). 3. Кенебас О.Н. Понятие психолого-педагогического сопровождения // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 30- 35. 4. Кисова В.В. Особенности построения системы коррекционных занятий по формированию саморегуляции у дошкольников с задержкой психического Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 6 развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2. С. 1208-1213. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 7