- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ДОМРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Беспалова Н.О.
PDF файл статьиУДК 79 Беспалова Надежда Олеговна студентка 2 курса магистратуры кафедра музыкального и художественного образования институт детства Томский государственный педагогический университет, Россия, г.Томск e-mail: bespalova.nadya2012@yandex.ru Научный руководитель: Каюмова Е.К., кандидат биологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ДОМРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье проведен анализ понятия «музыкальные способности» и его содержания, охарактеризованы особенности развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в классе домры. В статье представлены игровые методы обучения в классе домры как способ развития музыкальных способностей для детей на первых уроках, описаны упражнения, применяемые для развития музыкальных способностей и выделен комплекс игровых методов развития музыкальных способностей в классе домры применительно к начальному этапу обучения. Ключевые слова: игровые методы, домра, класс домры, способности, музыкальные способности. Bespalova Nadezhda Olegovna 2nd year master student Department of Music and Art Education Institute of Childhood Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk Scientific adviser: Kayumova E.K., candidate biological sciences, associate professor, Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru PLAYING METHODS OF LEARNING IN THE DOMRA CLASS AS A WAY OF DEVELOPING THE MUSICAL ABILITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE Abstract: The article analyses the concept of "musical abilities" and its content, describes the features of the development of musical abilities of children of primary school age in the domra class. The article presents the game methods of teaching in the domra class as a way of developing musical abilities for children in the first lessons, describes the exercises used to develop musical abilities and identifies a set of game methods for developing musical abilities in the domra class in relation to the initial stage of training. Keywords: game methods, domra, class of a domra, ability, musical abilities. На сегодняшний день мы можем наблюдать негативную тенденцию спада в обществе интереса к традициям отечественного русского народного инструментально-исполнительского искусства и фактическую утрату бытовых традиций музицирования на русских народных инструментах. Однако, благодаря усилиям великих музыкантов, мастеров-исполнителей, композиторов и музыкально-общественных деятелей, в профессиональном музыкальном исполнительстве удается сохранять высокую культуру исполнительства на народных инструментах и выводить ее на все более высокий уровень. Домра является струнно-щипковым русским народным инструментом. В современных классификациях музыкальных инструментов к группе струнно- щипковых (или струнных щипковых) относятся инструменты, источником звука у которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется пальцами или специальным приспособлением (медиатором или плектором). Домру также относят к «семейству лютни», которое включает музыкальные инструменты, состоящие из резонирующего корпуса и грифа; высота звука у них изменяется при помощи прижатия струн на грифе (т.е. изменения их длины) [1, с. 45]. Особенно важным направлением в обучении игре на домре является непосредственное развитие у учащихся музыкальных способностей Источниками исследования послужили методические указания по организации учебного процесса в инструментальных классах детских школ Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 2 искусств и детских музыкальных школ; Федеральные государственные требования к реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства; методические труды Т. И. Вольской, И. В. Гареевой, М. И. Уляшкина, В. П. Круглова, Н. М. Свиридова, З. И. Ставицкого и др.; школы игры на домре А. Я. Александрова, С. Ф. Лукина, В. С. Чунина; а также методические разработки педагогов-практиков (Т. Т. Грачева, Н. Ю. Трухонина, О. А. Фламембаум, Т. В. Хахулина, О. А. Чувашова), выполненных на базе детских школ искусств и детских музыкальных школ. Психолого-педагогические аспекты процесса обучения искусству игры на музыкальном инструменте являются универсальными, поэтому мы обращались к работам Л. А. Баренбойма и А. Л. Готсдинера, Г. Г. Нейгауза в области музыкальной педагогики и психологии. Музыкальные способности – это индивидуальные особенности личности, природная одарённость человека в музыкальной сфере, определяемые такими критериями, как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внутренний слух, эмоциональная отзывчивость, музыкальные мышление и воображение [2, с. 15]. Развитие музыкальных способностей в классе домры начинается с самых первых уроков, когда ученик осваивает первоначальные игровые навыки. Основные первоначальные умения и навыки учащихся в классе домры включают в себя: - знакомство с инструментом; - постановку исполнительского аппарата; - формирование навыков звукоизвлечения; - технику использования медиатора; - технику игры двумя руками. Как правило, в школу искусств или в музыкальную школу на обучение в классе домры поступают дети 6-7-летнего возраста. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. На данном этапе развития начинают проявляться и специальные способности: музыкальные, литературные, организаторские, способности к художественно-театральной деятельности. По-прежнему важной для ребенка остается игровая деятельность. Важное значение в младшем школьном возрасте имеют игровые методы обучения. Игровые методы обучения позволяют ставить перед ребенком познавательные, творческие задачи и помогать ему их решать с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Рассмотрим игровые методы обучения в классе домры как способ развития музыкальных способностей для детей на первых уроках. 1. Сидячие игровые песни без инструментов. Это, по сути, вокально- хоровое пение, но оно подводит детей к непосредственной игре на музыкальных инструментах. Это «приветственные песни» с человечками (пальчиковые куклы) в руках, которые «ходят» к друг другу в гости и «поют». В песенках про дождик дети пальцами изображают капельки дождя по типу крещендо и диминуэндо с изучением динамики. 2. Театрализованные игры. Их «поют» сказочные герои, надетые на пальцы. Педагог поет вместе с детьми простые, легко запоминающиеся песни. Такие игры готовят маленьких музыкантов к дальнейшему проигрыванию этих песен на музыкальных инструментах в том ритме, в котором звучала песенка- характеристика «героя» [3, с. 110]. 3. Сидячие игровые песни с инструментами (клавесы, чайм-бары, ксилофоны, бумвокерсы, колокольчики, перкуссии и др.). Могут быть использованы те же песенки, но уже с инструментами. (Зверей укладываем спать и будим их звоном колокольчика с песенкой «Веселый колокольчик динь-динь- дон, смеется и хохочет, динь-динь-дон. Он пел в лесу так громко, кого-то Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 4 разбудил. Мишку разбудил, потом зайца». Получается колокольчиковый оркестр) 4. Игры с штаб-шпилями, металлофонами или ксилофонами. (Идут к воображаемому коту. Стучат по одной пластинке и поют «Дзынь-дзынь-дзынь. Котик, котик, где же ты? Здесь? Нет, не тут». 5. Сенсорные игры с палочками («Червячки по палочкам вверх забрались», «Музыкальный телефон», «Музыкальное эхо»). Сенсорные игры подготавливают пальцы ученика к игре на ксилофонах, металлофонах, на тарелке или барабане. Это, своего рода, игра-зарядка. 6. Ритмические игры (например, с ложками «Огород», стучим ими, отпугивая зверей, которые подкрадываются, чтобы что-то схватить). В конце- звуковая точка «кыш-кыш-кыш», палочки испугались, спрятались за спинку, а потом выходят, игра начинается снова. («Рыбаки и рыбки» игры с предметами.) 7. Игры с колокольчиками, гармонизация простой песенки в 2 строчки. На определенные слова песенки звучат колокольчики. Во втором варианте колокольчики звучат на проигрыше. 8. Подвижные игры с музыкальными инструментами (Например, «Колокольцы-бубенцы», «Ракеты на космодроме»). В процессе применения игровых методов обучения в классе домры как способа развития музыкальных способностей, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, его физические и умственные способности, а также все факторы, которые могут тормозить или же, напротив, благоприятно влиять на развитие ребенка. Подбор интересного материала, соответствующий уровню подготовки ученика, является залогом успешной работы. Произведения должны быть доступны для понимания, а также практического освоения учеником. В целях постепенного приспосабливания ученика к инструменту, работу следует начинать с легких произведений, с минимальным количеством знаков альтерации и простым ритмическим рисунком. В течение учебного года в классе специального инструмента Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 5 необходимо выучить 6-8 разнохарактерных произведений, включающие в себя различную технику и приемы игры. Как указывает О. А. Иващенко в статье, посвященной начальному этапу обучения, «преподаватель должен сознавать, что в процессе работы с учеником он, продолжает учиться сам, создавая совместно со своим воспитанником новые программы, открывая имена неизвестных ещё для нашего инструмента композиторов» [4, с. 49]. Также в работе по развитию музыкальных способностей в классе домры можно использовать следующие игровые упражнения: «Составление изображений», «Эскизы», «Преврати рисунок в фигуру» – в процессе которых у детей развивается воображение, фантазия. А также музыкальные игры, направленные на формирование выразительности и изобразительности в музыке и их исполнительской реализации: «Ёжик», муз. Д.Б. Кабалевского «Ёжик» – в этой игре дети передают образы животных, их повадки; музыкальная игра «Мотылёк», муз. С.М. Майкапара «Мотылёк» – вызывает у детей проявление выразительности и изобразительности в музыке и её исполнении [5]. Необходимо помнить о том, что при формировании музыкальных способностей детей важно комплексно использовать методы и приёмы развития в процессе музыкально-выразительной деятельности. Это обогащает фантазию детей в продуктивной деятельности. Следующие музыкальные игры направлены на нахождение ассоциативных параллелей между произведениями музыки и живописи. Музыкальная игра «Баба-яга», муз. П.И. Чайковского «Баба-яга», в ходе которой дети создают художественный образ в процессе исполнения музыкального произведения; «Мимолётное видение», муз. С.М. Майкапара «Мимолётное видение» – помогает различать средства музыкальной выразительности и формирует умения создавать художественный образ в изобразительной деятельности; «Старый замок», муз. М.П. Мусоргский «Старый замок» – игра развивает творческое воображение детей, умение выразить в рисунке характер музыки [6]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 6 На основе вышеизложенного можно выделить комплекс игровых методов развития музыкальных способностей в классе домры применительно к начальному этапу: − наглядные, когда педагог показывает на своем примере правильность исполнения того или иного движения, игрового приема; − словесные, когда педагог рассказывает о музыкальном инструменте или поясняет, для чего необходимо то или иное движение; − репродуктивный, когда обучающийся повторяет правильный показ педагога, стараясь как можно более точно его воспроизвести; − игровые методы, учитывающие возрастные особенности контингента обучающихся и позволяющие превратить утомительный тренинговый процесс в увлекательную игру; − методы анализа содержания музыкального произведения, сочинения и импровизации, моделирования художественно-творческого процесса, которые применяются при переходе от освоения начальных исполнительских приемов к воплощению музыкального образа посредством данных приемов; − разнообразные технические, художественные и игровые упражнения. Таким образом, игровые методы обучения в классе домры как способ развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста могут быть: сидячие игровые песни без инструментов, театрализованные игры, сидячие игровые песни с инструментами, игры с штаб-шпилями, металлофонами или ксилофонами, сенсорные игры с палочками, ритмические игры, игры с колокольчиками, подвижные игры с музыкальными инструментами. Перечисленные игровые методы обучения способствуют развитию музыкальных способностей детей младшего возраста, ставя перед ребенком познавательные, творческие задачи и помогая ему их решать с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Список литературы 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 1. Круглов В.П. Искусство игры на домре. М.: Композитор, 2001. 187 с. 2. Варламов Д.И. Теория и практика народного инструментализма: от понятий – к действиям // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 207. Русские народные инструменты в современной культуре России: Всероссийская научнопрактическая конференция 30-31 января 2014 года, Санкт-Петербург. СПб., 2015. С. 9-22. 3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Учпедгиз, 1947. 305 с. 4. Иващенко О.А. Начальный этап обучения и творческого развития домриста // Наука, образование и культура: Сборник статей. № 2. Вып. 5. М.: Проблемы науки, 2016. С. 48-53. 5. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. М.: Владос, 2004. 234 с. 6. Шарабидзе К.Б. Современные проблемы обучения игре на народных музыкальных инструментах: теория и практика: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 24 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 8