- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Грибина Г.А., Дубровин Н.А.
PDF файл статьиУДК 378 Гордеев Кирилл Сергеевич студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: dubrovinnaa@yandex.ru Жидков Алексей Андреевич студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Грибина Галина Александровна студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Дубровин Никита Алексеевич студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Аннотация: Авторы статьи характеризуют понятие воспитательного процесса в широком и узком смыслах, проводя его теоретический анализ. Также в статье выделяются ключевые взаимосвязанные между собой характеристики воспитательного процесса. Авторы обозначают цели воспитательного процесса, к которым можно отнести стремление педагога, конечный результат педагогической деятельности и формирование базовой культуры личности. В рамках статьи выделяются различные подходы, в рамках которых осуществляется организация воспитательного процесса: личностный, аксиологический, деятельностный, культурологический. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Ключевые слова: воспитание, учебно-воспитательный процесс, личностный подход, аксиологический подход, деятельностный подход культурологический подход. Gordeev Kirill Sergeevich master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Aleksey Andreevich master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Gribina Galina Aleksandrovna master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseevich master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod CHARACTERISTICS AND GOALS OF THE EDUCATIONAL PROCESS Abstract: The authors of the article characterize the concept of the educational process in broad and narrow senses, conducting its theoretical analysis. The article also highlights the key interrelated characteristics of the educational process. The authors designate the goals of the educational process, which include the aspiration of the teacher, the end result of pedagogical activity and the formation of the basic culture of the individual. Within the framework of the article, various approaches are distinguished within the framework of which the organization of the educational process is carried out: personal, axiological, activity, cultural. Key words: upbringing, educational process, personal approach, axiological approach, activity approach, culturological approach. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Л.К. Гребенкина отмечает, что воспитательный процесс можно рассмотреть в двух значениях. В широком смысле воспитательный процесс рассматривается в качестве непосредственного воспитательного воздействия общества на обучаемого, влияния на факторы, формирующие личность человека. В данном контексте воспитательный процесс отождествляется с процессом социализации человека. В узком смысле воспитательный процесс представляет собой целенаправленную учебно-воспитательную работу, связанную с созданием оптимальных условий формирования и развития личности посредством включения в различные виды практической деятельности по освоению социального опыта. К таким видам деятельности можно отнести учёбу, коммуникацию (общение), игровую деятельность [1]. М.Г. Резниченко выделяет ключевые взаимосвязанные между собой характеристики воспитательного процесса: − неравномерность воспитательного процесса, представляющая собой скачок при преодолении сущностных противоречий; − диалектичность воспитательного процесса, что заключается в постоянных преобразованиях в системе воспитания под непосредственным влиянием социальных целей, внешней среды; − целенаправленность воспитательного процесса; − двухсторонность воспитательного процесса, которая подразумевает изменения, как педагога, так и обучаемых; − динамичность позиций педагога, применение им различных воспитательных методик; − многофакторность воспитательного процесса, что заключается в том, что воспитательный процесс непосредственным образом влияет на множество факторов развития личности; − индивидуальность воспитательного процесса, проявление творчества; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru − непрерывность и длительность воспитательного процесса, что означает то, что любое свойство и качество личности обучаемого не может сформироваться мгновенно; − системность и целостность воспитательного процесса (взаимосвязь целей, методов, форм, содержания и результатов воспитательной деятельности); − деятельностный характер воспитательного процесса (личность формируется только в процессе практической деятельности); − управляемость воспитательного процесса [2]. Л.В. Байбородова отмечает, что цель воспитательного процесса можно понимать по-разному. В первую очередь – это определённый идеал, к которому стремиться социум и конкретный педагог-воспитатель. Цель воспитательного процесса также заключается в осознанном представлении конечного результата педагогической деятельности. Цель воспитательного процесса состоит в формировании базовой культуры личности. Под базовой культурой следует рассматривать оптимальный минимум личностных свойств, качеств способностей, действий, способствующих развитию в рамках общечеловеческой культуры [3]. Конкретные цели воспитательного процесса непосредственным образом зависят от ряда оснований, подходов. Следует рассмотреть ключевые. Так, личностный подход проявляется в отношении к воспитаннику как уникальному явлению независимо от его личностных особенностей. Воспитанник воспринимает себя в качестве уникальной личности и обучается видению в окружающих себя людях таких же личностей. Аксиологический подход заключается в том, что ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее значимых личностных характеристик, а их развитие является ключевой целью гуманистической педагогики и наиболее важным путём развития социума. Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей воспитанников. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 4 Деятельностный подход предполагает такую организацию учебно- воспитательного процесса, в рамках которого воспитанник непосредственным образом представляет собой активный субъект деятельности. Только продуктивная практическая деятельность способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность представляет собой механизм, обеспечивающий преобразование совокупности внешних влияний в развитие. Культурологический подход предполагает организацию учебно- воспитательного процесса, в рамках которого происходит формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества. 1. Гребенкина Л.К. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия (Academia), 2009. 160 с. 2. Резниченко М.Г. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 151-154. 3. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. Ярославль: Академия развития, 2003. 256 с. Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 5