- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А., Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 342 Ермолаева Екатерина Львовна студентка магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: ermolaeva.ekaterina.99@mail.ru Дубровин Никита Алексеевич студент магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Гордеев Кирилл Сергеевич студент магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Жидков Алексей Андреевич студент магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород НЕКОТОРЫЕ ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: Согласно статье 91 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность может осуществляться только после прохождения организацией процедуры лицензирования, проводимой согласно соответствующему законодательству Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 91. Данная статья посвящена рассмотрению пробелов, существующих в законодательстве о лицензировании, и проблем, вытекающих из этого. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Ключевые слова: лицензирование, образовательная деятельность, законодательство, контроль, образовательная организация. Ermolaeva Ekaterina Lvovna master student State Pedagogical University of Nizhny Novgorod. K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseevich master student State Pedagogical University of Nizhny Novgorod. K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod Gordeev Kirill Sergeyevich master student State Pedagogical University of Nizhny Novgorod. K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexey Andreevich master student State Pedagogical University of Nizhny Novgorod. K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseyeva Lyubov Alexeevna master student State Pedagogical University of Nizhny Novgorod. K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod SOME GAPS IN THE LEGISLATION ON LICENSING OF EDUCATIONAL ACTIVITIES Abstract: According to article 91 of the Federal Law "On Education in the Russian Federation", educational activities can be carried out only after the organization passes the licensing procedure conducted in accordance with the relevant legislation of the Russian Federation, taking into account the features provided for in Article 91. This article is devoted to the gaps existing in the legislation on licensing, and the problems arising from this. Key words: licensing, educational activities, legislation, control, educational organization. В настоящее время в законодательстве существует ряд пробелов, которые вызывают проблемы при осуществлении образовательной деятельности. Анализ Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 2 научной литературы и материалов судебной практики позволяет выделить следующие проблемы [4]. - отсутствие разграничения таких видов деятельности, как присмотр и уход за детьми и образовательная деятельность. Согласно действующему законодательству, потребность лицензирования первой из них отсутствует, поскольку в соответствии со ст. 2 вышеуказанного закона присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытовому обслуживанию детей, обеспечению соблюдения ими режима дня и личной гигиены. Как видно из определения, образовательная деятельность в процессе этого не осуществляется. Однако судебная практика показывает, что организации, специализирующиеся на присмотре и уходе за детьми нередко привлекаются к ответственности по КоАП РФ по причине осуществления образовательной деятельности при отсутствии соответствующей лицензии. Вся сложность состоит в неизбежном присутствии некоторых элементов образовательной деятельности в работе с детьми в связи с проведением с ними определенных мероприятий, игр, занятий. Эти факты говорят о необходимости разграничить данные виды деятельности для предупреждения подобных ситуаций в будущем посредством добавления в определение слов «без осуществления образовательной деятельности». - отсутствие установленного закрытого перечня конкретных документов и других материалов, которые подлежат запросу органами, осуществляющими лицензирование, образовательной организации в процессе проведения лицензионного контроля. Целесообразно в Положении о лицензировании образовательной деятельности ввести новый пункт, в котором изложить исчерпывающий перечень соответствующих документов и материалов во избежание превышения ими должностных полномочий, и как следствие, снижения качества учебного процесса, поскольку законодательство должно, в первую очередь, представлять и защищать интересы обучающихся на получение качественного образования. Унифицированию и уточнению подлежат Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 минимально необходимых требований к материально-техническому оснащению и к оборудованию помещений. - отсутствие понятия «лицензионный контроль» в законах и положениях при одновременном его использовании в законодательстве, что является свидетельством пробелов в нем. Данное понятие может быть определено как мероприятие, которое осуществляется лицензирующими органами для обнаружения, устранения и недопущения нарушений лицензионных условий и требований лицензиатом при проведении им образовательной деятельности, и к которому относится проверка соответствия соискателем лицензии лицензионных требований и условий при решении вести образовательную деятельность [2]. - излишняя сложность некоторых лицензионных требований. Так, образовательная организация, являющаяся соискателем лицензии, должна быть собственником какого-либо здания, строения или помещения, что я является свидетельством возможности обеспечения организацией процесса обучения. Такое требования является довольно неоднозначным, потому что в таком случае образовательная организация встает перед необходимостью понести большие материальные затраты. При этом законодателем установлены исключения, которые касаются организации практик обучающихся. - отсутствие точно определенных и установленных норм-оснований для проверок, совокупности мероприятий по контролю, что далеко не позитивным образом влияет на обеспечение прав образовательных организаций - лицензиатов. В настоящее время принцип законности является основным, но при этом в системе правовых норм содержит большое количество отсылочных и бланкетных норм, совместное действие которых представляет сложность и неоднозначность для понимания органами власти [1, 3]. В заключение можно отметить, что меры по устранению пробелов, которые принимаются на сегодняшний день, являются недостаточными и касающимися отдельных ситуаций, а это является свидетельством отсутствия системной модернизации. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 30.12.2012. 2. Ростокинский А.В., Данелян Р.С., Шикула И.Р. Актуальные проблемы правового регулирования лицензионных требований в сфере образования // Образование и право. 2020. № 3. С. 245-251. 3. Куликова Т.Б. Проблемы правового регулирования лицензионного контроля за образовательной деятельностью // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2019. № 1. С. 72-83. 4. Рустамова С.М., Манатилов К.М. Некоторые вопросы лицензирования образовательной деятельности // Закон и право. 2020. № 4. С. 56-58. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 5