- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНЫХ И НАДЗОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Кривенцова К.В.
PDF файл статьиУДК 343.163 Кривенцова Ксения Валентиновна студентка 2 курса магистратуры, факультет подготовки криминалистов Московская академия Следственного комитета РФ, Россия, г. Москва e-mail: kriventsova.kseniya@yandex.ru ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНЫХ И НАДЗОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА Аннотация: В статье рассмотрены проблемы соотношения прокурорского надзора и ведомственного процессуального контроля в досудебном производстве. На основе анализа общетеоретических понятий «контроль» и «надзор», специфики прокурорского надзора в досудебном производстве предлагаются критерии разграничения полномочий прокурора и руководителей органов следствия и дознания, осуществляющих процессуальный контроль за расследованием уголовных дел. Ключевые слова: прокурор, руководитель следственного органа, орган дознания, прокурорский надзор, ведомственный контроль. Kriventsova Kseniya Valentinovna 2nd year master student, faculty of forensic science training Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow, Russia GENERAL CHARACTERISTICS OF CONTROL AND SUPERVISORY RELATIONS IN THE FIELD OF PRE-TRIAL PROCEEDINGS Abstract: The article deals with. problems of correlations of the procuracy supervision and procedural (departmental) control over pre-trial procedures. Based on the analysis of the general-theoretical terms ”control” and ”supervision” and the specifics of procuracy supervision at pre-trial procedure, it proposes the criteria of authority demarcation between procurator and chiefs of investigation and interrogation agencies, that perform the procedural control over investigation of criminal cases. Key words: procurator, chief of investigation agency, body of interrogation, procuracy supervision, departmental control. Современным отечественным законодательством всем гражданам Российской Федерации гарантируется защита их прав и свобод. Статья 2 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Конституции Российской Федерации установила принципиальное положение: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [1, с. 3]. Властные структурные подразделения и государственные органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в российском досудебном уголовном судопроизводстве. Правоохранительные органы в пределах возложенных на них полномочий занимаются не только выявлением, предупреждением и пресечением преступлений, но и охраняют от необоснованного уголовного преследования. Указанные функции возложены на ряд должнотсных лиц, обладающих контрольными и надзорными полномочиями, а именно правом единолично решать вопросы, затрагивающие существенные права и свободы человека и гражданина, интересы организаций, общества и государства. Одним из наиболее эффективных средств обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях наряду с судебным контролем и прокурорским надзором выступает ведомственный контроль за процессуальной деятельностью [2, с. 92]. В целях определения сущности ведомственного контроля необходимо установить этимологию понятий «контроль» и «надзор». Как отмечает Безрядин В.И., под контролем понимают такую систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять правоприменительные акты подконтрольного органа. В то же время надзор – это такая система отношений, при которой надзорный орган должен лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и, самое большее, может приостановить действие этого нормативно-правового акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган [3, с. 39]. Исходя из данных понятий, «контроль» рассматривается объемнее и полнее «надзора», поскольку включает в себя возможность контролирующего Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 2 органа не только надзирать, но и своевременно устранять выявленные нарушения. Стоит отметить, что надзор органа прокуратуры за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия при расследовании уголовных дел различен. Прокурор обладает широкими властно-распорядительными полномочиями за деятельностью органа дознания и сам своей властью вправе устранить выявленные нарушения закона. Ведомственный процессуальный контроль, который осуществляется руководителем следственного органа, начальником органа дознания и начальником подразделения дознания является постоянным. Надзор прокурора является отстраненным «взглядом со стороны». Законность следственных действий прокурором оценивается после их проведения. Прокурор обладает широким кругом полномочий, выходящих за рамки уголовной сферы, он обязан реагировать на любые проявления незаконности, независимо от наличия либо отсутствия признаков уголовно-наказуемого деяния. Процессуальный контроль в основном направлен на защиту граждан от незаконного уголовного преследования. Понятия «контроль» и «надзор» объединяют следующие общие черты: 1) контроль и надзор – это виды деятельности государственных органов, осуществляемые субъектами власти – руководителем следственного органа, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, судьей (судом) и прокурором; 2) контроль и надзор реализуются в целях защиты прав и свобод гражданина и организаций от незаконных посягательств. Отличительной чертой «контроля» и «надзора» является тот факт, что надзорный орган, не вмешиваясь в процессуальную деятельность органов дознания и предварительного следствия, должен добиваться восстановления нарушенного закона мерами прокурорского реагирования, либо в судебном порядке. Прокурорский надзор может реализовываться на следующих стадиях: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 1) при рассмотрении сообщения о преступлении, принятии процессуального решения, предусмотренного ст. 145 УПК РФ, оценка законности приятого решения; 2) при применении мер процессуального принуждения (задержание подозреваемого; заключение под стражу подозреваемого, обвиняемого, других мер пресечения; производства неотложных и иных следственных действий, проводимых на первоначальном этапе расследования органами дознания и предварительного следствия); 3) при привлечении лица в качестве обвиняемого по уголовному делу; 4) при принятии окончательного решения по уголовному делу по результатам дознания и предварительного следствия. В то же время нельзя забывать, что прокурор не возглавляет органы дознания и предварительного следствия, а является «сторонним наблюдателем», который наделен полномочиями на любом этапе расследования дать оценку законности работы следственного органа. Функция процессуального контроля руководителя следственного органа обеспечивает соблюдение законности подконтрольным органом и должностным лицом при принятии решений, связанных с возбуждением, приостановлением, прекращением и окончанием уголовного дела. Для этого руководитель наделен комплексом властно-распорядительных полномочий, предусмотренных ст. 39 УПК РФ [4, с. 85]. В настоящее время руководитель следственного органа является ключевой фигурой на стадии досудебного производства, поскольку он координирует предварительное следствие, обладает полномочиями по согласованию и отмены процессуальных решений и ходатайств следователя, продлению сроков предварительного следствия, рассматривает ходатайства об отводе и самоотводе следователя. Ведомственный процессуальный контроль за соблюдением законности при производстве дознания осуществляется начальником подразделения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 4 дознания и начальником органа дознания. Полномочия указанных должностных лиц схожи с тем, которыми наделен руководитель следственного органа. Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания принимают и утверждают решения по вопросам, перечисленным в ст. 94, 144, 145, 157 и 225 УПК РФ, имеют возможность оперативно руководить расследованием. Судебный контроль за исполнением законов в досудебном уголовном судопроизводстве – это особая часть системы контроля государства за соблюдением законности органами предварительного расследования. Судебная власть одна из трех ветвей власти в Российской Федерации, именно суд является оплотом справедливости. В этой связи, именно на суд законодатель возложил обязанность по принятию решений, которые затрагивают основанные права человека и гражданина. Судебный контроль реализуется в следующих формах: 1) предварительный контроль, который заключается в санкционировании процессуальных решений, реализация которых сопряжена с существенным ограничением конституционных прав и свобод граждан. В настоящее время только с согласия суда принимаются следующие решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога; о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящихся под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответствующих судебных экспертиз; о наложении ареста на имущество; о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности; о производстве обыска и иных следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод на неприкосновенность личности, тайну переписки и другие (п. 4-9, 10.1-12 ч. 2 ст. 29 УПК РФ); Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 5 2) последующий судебный контроль реализуется в проверке законности и обоснованности процессуальных действий (бездействия) и принимаемых решений, например, при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ граждан на уголовно-процессуальные действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, руководителя следственного органа, прокурора, его заместителя, а также в иных случаях, если гражданину или его интересам причинен ущерб. Таким образом, прокурорский надзор – это деятельность, призванная следить за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением федеральных законов и подзаконных нормативных актов, в целях пресечения нарушений прав граждан и организаций. В рамках реализации надзора прокурор может лишь обратить внимание поднадзорного органа или должностного лица на выявленные нарушения закона и внести требования об их устранении. Процессуальный контроль – это специфическая деятельность в форме властного наблюдения за законностью и целесообразностью процессуальной деятельности участников уголовного судопроизводства, которая направлена на предупреждение и выявление нарушений закона. Cписок литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Михайлов А.С. Понятие и содержание ведомственного контроля за процессуальной деятельностью в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации // Военное право. 2019. № 4 (56). С. 92-97. 3. Безрядин В.И. Контроль и надзор в уголовном процессе современной России. Лекция // Мир политики и социологии. 2017. № 5. С. 38-63. 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 13.05.2021) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 6