- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА ДЖ. ХАРРИС «ШОКОЛАД»)
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Воронкина Д.Е.
PDF файл статьиУДК 1751 Воронкина Дарья Евгеньевна студентка 1 курса магистратуры, кафедра иностранных языков институт истории, философии и политических наук Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия, г. Рязань e-mail: dashutka2812@mail.ru Научный руководитель: Татанова Л.И, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков институт истории, философии и политических наук Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия, г. Рязань РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА ДЖ. ХАРРИС «ШОКОЛАД») Аннотация: В настоящей статье исследуются возможности творческих заданий в развитии креативного мышления на уроках аналитического чтения на примере романа Дж. Харрис «Шоколад». Данная статья рассматривает виды творческих заданий, конкретизирует понятия «творчество», «креативное мышление» и «творческие задания». В статье предлагается алгоритм анализа англоязычного художественного текста. Ключевые слова: креативное мышление, творчество, аналитическое чтение, творческие задания. Voronkina Daria Evgenievna 1st year master student, Department of Foreign Languages, Institute of History, Philosophy and Political Science Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Russia, Ryazan Scientific adviser: Tatanova L.I., candidate of philological sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages Institute of History, Philosophy and Political Sciences Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Russia, Ryazan 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN ANALYTICAL READING LESSONS (BASED ON THE NOVEL BY J. HARRIS "CHOCOLAT") Abstract: This article examines the possibilities of creative tasks in the development of creative thinking in the lessons of analytical reading on the example of the novel by J. Harris "Chocolate". This article examines the types of creative tasks, concretizes the concepts of "creativity", "creative thinking" and "creative tasks". The article proposes an algorithm for analyzing an English-language literary text. Key words: creative thinking, creativity, analytical reading, creative assignments. Проблема развития творческого мышления, помогающего человеку проявить свою индивидуальность, актуальна и перспективна для исследовательской работы. Человеку с неординарным мышлением легче себя реализовать в современном мире. Поэтому для того, чтобы стать успешным, необходимо развивать творческое мышление с раннего возраста. Следовательно, одной из главных задач и целей школьного образования должно быть развитие творческого мышления у учащихся. Общепринято считать, что уроки технологии, изобразительного искусства, кружки художественной самодеятельности в первую очередь призваны развивать творческое мышление учащихся. Однако уроки литературы способствуют развитию творческого мышления не меньше, чем вышеперечисленные школьные предметы. Иностранный язык, являясь общеобразовательной дисциплиной, вносит свой вклад в процесс формирования творческого мышления школьников. Данный предмет обеспечивает высокую коммуникативную направленность, активное включение обучающихся в образовательный процесс, дает возможность активизировать творческий потенциал личности учащихся. Творчество является залогом воспитания успешной личности и востребованного специалиста, что требует непрерывного совершенствования навыков. Творческое развитие личности продуктивно осуществляется в условиях целостной системы. Систематическое взаимодействие учителя и обучающегося обеспечивает развитие и активизацию творческой деятельности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 2 Остановимся на определении понятия «творческое мышление». По мнению Б.М.Теплова, предрасположенность к творческому мышлению – это индивидуально-психологические особенности, отличающие людей друг от друга, и при этом не приводящие только к накопленному человеком ряду знаний и умений, а обуславливающие легкость и быстроту их приобретения 1. Согласно В.Д. Шадрикову, творческое мышление является свойством функциональных систем, которые реализуют конкретные функции психики, индивидуально выраженные в качественном освоении деятельности 2. Л.А. Большакова понимала под творческим мышлением сложное качество, которое выражается в способности личности к творчеству в разных областях ее жизни. По ее мнению, творческое мышление выступает сильной увлеченностью, интеллектуальной активностью и стремлением личности к познавательной деятельности 3. Понятие творчество характеризует различные формы взаимоотношений личности с социумом. Творчество выступает как психологическая категория, которая отражает индивидуальные особенности человека как сложной системы, как категория культурологическая или социально-историческая, которая отражает условия проявления сложности, и как педагогическая. Под творчеством понимается деятельность, требующая проявления самобытности. Результатом этой деятельности являются новые идеи, отклоняющиеся от традиционных и принятых схем мышления. Понятие творчества неразрывно связано с креативным мышлением, которое характеризуется способностью создавать новое, проявляя свою индивидуальность 4. Креативно мыслящие люди обладают зрелым мышлением, глубокими знаниями, разнообразными способности, умениями и навыками, независимостью, открытостью новому опыту, высокой потребностью в творчестве. Творческие задания являются средством, позволяющим организовать систематическую работу над развитием креативного мышления в процессе изучения англоязычной художественной литературы. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 Большой потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в уроках аналитического чтения. Это вполне объяснимо, так как целостный анализ художественного произведения представляет собой очень серьёзную исследовательскую работу, буквально «включающую» творческое мышление. Любое талантливое произведение художественной литературы обладает своим стилем, своей архитектоникой, своей неповторимой творческой спецификой, отражающей энергетику слова писателя. Поэтому многогранная, системная и систематическая работа с художественными произведениями повышает не только речевую активность школьников, их лингвистическую подготовку, но и развивает творческое мышление посредством проникновения в образную ткань произведения. Уроки аналитического чтения, прежде всего, требуют атмосферы креативности, так как процесс постижения искусства не может происходить без личностного включения и творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности, создавать новое, личностное, преображенное, своё 5. Одной и важнейших задач уроков аналитического чтения является обучение восприятию художественного произведения в единстве формы и содержания. Творческие задания помогают развивать познавательную и эмоциональную сферу учащихся, способствуют развитию креативного мышления, вникать в идею автора литературного произведения и выражать свое собственное мнение. Творческие задания требуют от учащихся активной творческой деятельности, так как содержат элемент неизвестности. Есть разные типы творческих заданий. Верещагина Н.Г., к примеру, выделяет литературно-творческие задания, направленные на анализ произведения англоязычной художественной литературы, осмысление его идеи и содержания, и письменные задания, способствующие формированию навыков написания эссе, письма-рассуждения 5. Уроки аналитического чтения имеют огромный потенциал для развития креативного мышления и дают широчайший материал для развития творческого потенциала личности. Обратимся к произведению Джоанн Харрис «Шоколад», 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru на примере которого можно показать применение заданий на уроках аналитического чтения с целью развития творческого мышления учащихся. Перед прочтением романа учащимся необходимо ознакомиться с биографией писателя, его творческой деятельностью и мировоззрением. К примеру, учащимся важно знать, что творчество Джоанн Харрис, яркой и своеобразной писательницы, представляет собой интересную страницу в истории английского романа. Джоанн Харрис – мастер детальной передачи эмоций, вкуса и наслаждения. Ее работы характеризуются высокой экспрессивной насыщенностью и эмоциональной нагрузкой. Она способна передавать в своих работах быт, эпоху и характеры людей. Они отражают ее внутренние чувства и отношение к персонажам. Темы работ Джоанн Харрис разнообразны, но в основном писательница отображает обыденную жизнь простых людей и грань между добром и злом. Следующим этапом является работа над содержанием произведения. На данном этапе могут быть предложены следующие задания: 1. Arrange the sentences in the correct order according to the chronology of the events. • The novel tells the amazing story of two strangers who were carried by the wind of the carnival to the town of Lansquenet. • When the holiday ends, its bright joy remains in the eyes of Vianne who opened her chocolate boutique there, directly opposite a church. • The sleepy tranquility of the small French town is disturbed by the arrival of a young woman Vianne and her daughter Anouk. • The priest discourages residents of the city from visiting Vianne's chocolate shop. • They appear along with a noisy and bright carnival procession. 2. Insert the missing words in the gaps: set up, takes on, discourages, sets in, wins. Vianne decides to … her own chocolate shop in town. The gray and gloomy city … colors thanks to Vianne's shop. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru The priest … residents of the city from visiting Vianne's chocolate shop. A fight between Vianne … and the priest. In the battle between witchcraft and religion the first one … . 3. Which of the characters performs the following actions? Vianne, Reynaud, Anouk, Josephine • Plays with an imaginative toy Pantoufle. • Is going to throw a B-day party. • Reads the cards to see the future. • Makes sermons at church. Далее следует работа над композицией произведения. Композиционно роман «Шоколад» состоит из тридцати девяти глав, каждая из которых – один день из жизни главных героев. Структура романа напоминает дневник, который ведется главной героиней Вианн и антагонистом священником Френсисом Рейно. Сюжет романа развивается в одном направлении, составляя своего рода цепочку событий, происходящих в период почти двух месяцев. Важную роль в преодолении фабулы играет виртуозное использование системы точек зрения. События, происходящие в романе, повествуются двумя героями поочередно. Поэтому на данном этапе предлагается использовать следующие задания: 1. Match the characters with their thoughts. 2. Match the description of the events with the name of the chapter. 3. What months did the following events take place? После этого следует анализ стилистических особенностей произведения. Дж. Харрис использует такие стилистические приемы для создания колоритных образов своих героев в романе «Шоколад», как сравнение, эпитет, повтор, антитеза. Роман также характеризуется высокой степенью использования лексических приемов, выражающих экспрессию, поэтому такие лексические средства, как эпитет, сравнение и метафора наиболее часто применяются автором. Это связано с эмоциональным напряжением произведения. Поэтому в данном блоке предлагается использовать следующие задания: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 6 1. Find the epithet in the following sentence: “Her round apple-face sinking slowly in upon itself, eyes and mouth swallowed by wrinkles.” 2. Find metaphors that help to express the priest’s negative attitude to Vianne. 3. Does the metaphor “a human being is a weed” reveal the main idea of the novel? Далее необходимо определить основную идею (посыл) романа. Предлагается использовать задания, которые подтолкнут школьника к определению правильной идеи романа. Например: 1. Choose the statement that can serve as the main idea of the novel: • In the struggle between good and evil, good always triumphs. • Abstaining from temptations always leads to breakdowns. • Do not try to establish your order in someone else's place. • Try to achieve your goal only in an honest and safe way. 2. Vianne defeats the priest at the end. Do you think, does the priest get what he deserves, or is he a victim of circumstance? 3. What was Vianne’s aim of opening her boutique? Did she try to harm the residents of the city of Lansquenet? Оценка анализируемого произведения имеет одно из главных значений при анализе текста. Это может логически продолжить предыдущий пункт плана. Учащемуся необходимо выразить свое отношение к содержанию текста и другим идеям, переданным автором, и указать, являются ли эти идеи важными и актуальными. Таким образом, на уроках аналитического чтения креативность можно рассматривать как способность к новым открытиям в области образных средств языка, способов действий и поиску ответов на вопросы в произведениях, способность к фантазированию и моделированию. Характерными особенностями креативного мышления являются оценочность, собственное мнение и рефлексия собственных суждений, самовыражение в творческой деятельности, поэтому уроки аналитического чтения помогают формировать творческое мышление. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 7 Cписок литературы: 1.Теплов Б.М. Способности и одаренность. М.: Просвещение, 2003. 242 c. 2. Шадриков В.Д. Способности человека. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 288 c. 3. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника // Журнал «Завуч начальной школы». 2001. № 2. С. 12-16. 4. Бoгдaнoвa O.Ю. Методика преподавания литературы. M.: Академия, 2004. 397 c. 5. Bepeщaгинa H.Г. Развитие творческого мышления старшеклассников на уроках литературы// Becтник Opeнбypгcкoгo государственного университета. 2006. № 6. пpил. Ч. 2. C. 176-181. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 8