- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (В ОРГАНИЗАЦИИ)
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Садкова Н.А.
PDF файл статьиУКД 159.99 Садкова Наталья Анатольевна студентка 2 семестра Профиль организационная психология Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Россия, г. Владимир e-mail: sad_kova31@mail.ru Научный руководитель: Путина Анастасия Юрьевна, Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Россия, г. Москва ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (В ОРГАНИЗАЦИИ) Аннотация: В данной статье рассматривается проблема адаптации молодых сотрудников. Работа с новым сотрудником начинается на этапе адаптации. От того, насколько эффективно организован данный процесс, зависит результативность дальнейшей работы и возможность реализации способностей как самого сотрудника, так и достижения целей всей организации. Ключевые слова: сотрудник, адаптация, психологическое обеспечение, организация. Sadkova Natalia Anatolyevna student of 2 semesters Moscow Financial and Industrial University" Synergy» Russia, Vladimir Scientific adviser: Putina Anastasia Yurievna, Moscow Financial and Industrial University "Synergy» Russia, Moscow PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE ADAPTATION OF YOUNG EMPLOYEES AT THE ENTERPRISE (IN THE ORGANIZATION) Abstract: This article deals with the problem of adaptation of young employees. Working with a new employee begins at the stage of adaptation. The effectiveness of further work and the ability to realize the abilities of both the employee and the achievement of the goals of the entire organization depend on how effectively this process is organized. Keywords: employee, adaptation, psychological support, organization. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Термин «адаптация» (от лат. аdaptio – «приспособление»), был впервые введен в научный оборот немецким физиологом Х. Аубертом , а также понятия «адаптация» он понимается как процесс приспособления людей, групп и организмов к условиям существования [1]. Процесс, от которого зависит, как быстро молодой со тр уд ни к см ож ет пр ин ос ит ь ор га ни за ци и не об хо ди му ю пр иб ыл ь - эт о пр оц ес с ег о ад ап та ци и в ор га ни за ци и. Вт ор ая за да ча, ко то ра я ре ша ет ся пр оц ед ур ой ад ап та ци и но во го со тр уд ни ка - эт о сн иж ен ие из де рж ек по по ис ку и на йм у но вы х со тр уд ни ко в. На ли чи е че тк о ре гл ам ен ти ро ва нн ой пр оц ед ур ы ад ап та ци и де ла ет пе рв ые не ск ол ьк о ме ся це в ра бо ты мо ло до го со тр уд ни ка «п ро зр ач ны ми », те м са мы м, сн иж ая ри ск ух од а по сл ед не го из ор га ни за ци и. Пе ре хо д из ор га ни за ци и в ор га ни за ци ю вс ег да яв ля ет ся мо щн ым ст ре сс ог ен ным фа кт ор ом дл я со тр уд ни ка, фо рм ал из ов ан на я пр оц ед ур а ад ап та ци и яв ля ет ся ин ст ру ме нт ом, ни ве ли ру ющ им ег о ст ре сс ог ен но сть. Ва жн ым и дл я эф фе кт ив но й ад ап та ци и со тр уд ни ко в и ус та но вл ен ия хо ро ши х от но ше ни й в ко лл ек ти ва х яв ля ют ся: − уд ов ле тв ор ен но ст ь вы бр ан но й пр оф ес си ей и ме ст ом сл уж бы; − ув ле че нн ос ть ра бо то й и пр ив ер же нн ос ть по др аз де ле ни ю. На иб ол ьш ую сл ож но ст ь у мо ло ды х со тр уд ни ко в вы зы ва ет ус во ен ие гр уп по вы х тр ад иц ий и це нн ос те й, вк лю че ни е в сл ож ив шу юс я си ст ем у ме жл ич но ст ны х от но ше ни й. На иб ол ьш ую ва жн ос ть дл я мо ло до го со тр уд ни ка пр ед ст ав ля ет ин фо рм ац ия от но си те ль но гр уп по вы х но рм и пр ав ил, со бл юд ен ие ко то ры х яв ля ет ся об яз ат ел ьн ым. Пр оц ес с вз аи мн ог о пр ис по со бл ен ия мо ло до го со тр уд ни ка и ор га ни за ци и, ос но ва нн ый на пр ин ят ии ил и не пр ин ят ии пе рв ым но вы х пр оф ес си он ал ьн ых и ор га ни за ци он ны х ус ло ви й ра бо ты, до лж ен бы ть св яз ан ка к со ст ра те ги че ск им пл ан ир ов ан ие м в ор га ни за ци и, та к и с су ще ст ву ющ им и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 2 пр ог ра мм ам и мо ти ва ци и со тр уд ни ко в, оц ен ки и ра зв ит ия пе рс он ал а и, ко не чн о же, со сл ож ив ше йс я ко рп ор ат ив но й ку ль ту ро й ко мп ан ии. Ос но вн ым и, на иб ол ее ха ра кт ер ны ми пр ич ин ам и ад ап та ци он ны х за тр уд не ни й мо ло ды х со тр уд ни ко в, ка к пр ав ил о, вы ст уп аю т: − не до ст ат ок ил и не св ое вр ем ен но ст ь по лу че ни я не об хо ди мо й сл уж еб но й ин фо рм ац ии, по зв ол яю ще й со ри ен ти ро ва ть ся в но во й об ст ан ов ке и на йт и пр ав ил ьн ое ре ше ни е и ст ил ь по ве де ни я; − от су тс тв ие не об хо ди мо го оп ыт а и зн ан ий в вы по лн ен ии об яз ан но ст ей по сл уж еб но й сп ец иа ль но ст и; − не об хо ди мо ст ь ре ша ть од но вр ем ен но не ск ол ьк о оч ен ь ва жн ых за да ч: из уч ат ь об ст ан ов ку и пр ин им ат ь ре ше ни я, ус та на вл ив ат ь по ле зн ые ко нт ак ты, ос ва ив ат ь но вы е эл ем ен ты де ят ел ьн ос ти, ос об ен но тщ ат ел ьн о ст ро ит ь св ое по ве де ни е со ст ар ши ми на ча ль ни ка ми; − не до ст ат оч но е пр ед ст ав ле ни е о но рм ах по ве де ни я в си ло вы х ст ру кт ур ах и не ум ен ие пр ез ен то ва ть се бя ка к до бр ос ов ес тн ог о их ис по лн ит ел я; − не об хо ди мо ст ь фо рм ир ов ат ь по зи ти вн ое мн ен ие ок ру жа ющ их о се бе, по ст оя нн ое пр еб ыв ан ие в зо не оц ен ив ан ия и ко нт ро ля, ин ог да не об хо ди мо ст ь из ме ни ть не бл аг оп ри ят но е мн ен ие др уг их о се бе. Та кж е су ще ст ву ет оп ре де ле нн ая си ст ем а фо рм и ме то до в, на пр ав ле нн ых на со ве рш ен ст во ва ни е ме ха ни зм ов ад ап та ци и мо ло ды х со тр уд ни ко в. Он а вк лю ча ет: 1. Пр ов ед ен ие об сл ед ов ан ия мо ло ды х со тр уд ни ко в по пр ог ра мм е, вк лю ча ющ ей из уч ен ие пс их ол ог ич ес ки х и пс их оф из ич ес ки х ха ра кт ер ис ти к, ок аз ыв аю щи х на иб ол ьш ее вл ия ни е на пр оц ес с ад ап та ци и к ус ло ви ям сл уж еб но й де ят ел ьн ос ти. 2. Пр ов ед ен ие по ре зу ль та та м ис сл ед ов ан ия ко нс ул ьт ац ий, в пе рв ую оч ер ед ь с со тр уд ни ка ми, ко то ры е в си лу не бл аг оп ри ят но го со че та ни я ук аз ан ны х вы ше ха ра кт ер ис ти к мо гу т ис пы ты ва ть тр уд но ст и в пр оц ес се ад ап та ци и. Це ль эт ой ра бо ты не св од ит ся то ль ко к со зд ан ию у со тр уд ни ко в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 вн ут ре нн их пс их ол ог ич ес ки х пр ед по сы ло к дл я бо ле е эф фе кт ив но й ад ап та ци и, он а на пр ав ле на на ра зв ит ие ли чн ос ти, по вы ше ни е ее по те нц иа ла. 3. Пр ов ед ен ие (по во зм ож но ст и) гр уп по вы х пс их ол ог ич ес ки х ко нс ул ьт ац ий. Эт а фо рм а ра бо ты мо же т пе ре ра ст и в со ци ал ьн о- пс их ол ог ич ес ки й тр ен ин г на вы ко в об ще ни я. Эт от ме то д мо же т бы ть ис по ль зо ва н дл я вы яс не ни я гр уп по вы х пр об ле м и по вы ше ни я сп ло че нн ос ти по др аз де ле ни я (гр уп пы). 4. Пр ов ед ен ие пс их ол ог ам и пе ре д вы по лн ен ие м сл уж еб ны х за да ни й за ня ти й по ре гу ля ци и эм оц ио на ль ны х со ст оя ни й, в ос но ве ко то ры х ис по ль зу ют ся эл ем ен ты ау то ге нн ой тр ен ир ов ки. На эт их за ня ти ях до лж ны в пе рв ую оч ер ед ь пр ис ут ст во ва ть со тр уд ни ки с ни зк им ур ов не м эм оц ио на ль но й ус то йч ив ос ти [3]. Дл я ус пе шн ой ор га ни за ци он но й и пр оф ес си он ал ьн ой ад ап та ци и пр ед ла га ет ся вн ед ри ть ин ст ит ут на ст ав ни че ст ва в ор га ни за ци и, чт об ы но вы й со тр уд ни к по сл е вы хо да на ра бо ту не бы л «б ро ше нн ым ». На ст ав ни ко м, бу де т вы ст уп ит ь оп ыт ны й со тр уд ни к да нн ог о по др аз де ле ни я, по ло жи те ль но за ре ко ме нд ов ав ши й се бя. На на ст ав ни ка во зл аг ае тс я ос но вн ая ча ст ь ра бо ты по пр оф ес си он ал ьн ой ад ап та ци и но во го со тр уд ни ка, а та кж е ча ст ь ра бо ты по ор га ни за ци он но й ад ап та ци и. Вы де ля ют дв а ве ду щи х ас пе кт а ад ап та ци и в сф ер е тр уд а: пр оф ес си он ал ьн ый и пс их ол ог ич ес ки й. Пс их ол ог ич ес ка я ад ап та ци я - эт о ад ап та ци я к ли чн ос тн ой ср ед е пр ед пр ия ти я, пр ои зв од ст ве нн ом у ко лл ек ти ву, ко то ра я вы ра жа ет ся в бл аг оп ол уч но м вх ож де ни и но ви чк а в пр ои зв од ст ве нн ый ко лл ек ти в, в ус во ен ии и пр ин ят ии им но рм жи зн и да нн ог о ко лл ек ти ва, в за кр еп ле ни и и ра зв ит ии ум ен ий и на вы ко в ме жл ич но ст но го об ще ни я в да нн ом ко лл ек ти ве, в до ст иж ен ии та ко го по ло же ни я, ко гд а он ст ан ов ит ся по лн оп ра вн ым чл ен ом ко лл ек ти ва, до ст иг ае т зо ны эм оц ио на ль но го ко мф ор та. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Ос об ен но ст и пс их ол ог ич ес ко го из уч ен ия ад ап та ци и за кл юч аю тс я в то м, чт о, во-пе рв ых, от но ше ни я ин ди ви да и об ще ст ва ра сс ма тр ив аю тс я ка к оп ос ре до ва нн ые ма лы ми гр уп па ми, чл ен ом ко то ры х яв ля ет ся ин ди ви д, во- вт ор ых, ма ла я гр уп па са ма ст ан ов ит ся од но й из ст ор он, уч ас тв ую щи х в ад ап та ци он но м вз аи мо де йс тв ии, об ра зу я но ву ю со ци ал ьн ую ср ед у - сф ер у бл иж ай ше го ок ру же ни я, к ко то ро му пр ис по са бл ив ае тс я че ло ве к. Др уг им и сл ов ам и, пс их ол ог ич ес ко е об ес пе че ни е ад ап та ци и ра сс ма тр ив ае тс я ка к пр оц ес с из ме не ни я вз аи мо де йс тв ую щи х ст ор он. Ли чн ос ть, вх од я в но во е со ци ал ьн ое ок ру же ни е, оп ре де ле нн ым об ра зо м ме ня ет си ст ем у св ои х от но ше ни й. В св ою оч ер ед ь, гр уп па ре аг ир уе т на по яв ле ни е но ви чк а ко рр ек ти ро вк ой св ои х но рм, тр ад иц ий, пр ав ил. Це ль ю си ст ем ы пс их ол ог ич ес ко го об ес пе че ни я ад ап та ци и мо ло ды х со тр уд ни ко в яв ля ет ся в ос но вн ом сн иж ен ие из де рж ек ор га ни за ци и за сч ет сл ед ую щи х фа кт ор ов: 1. Ус ко ре ни е пр оц ес са вх ож де ни я но во го со тр уд ни ка в до лж но ст ь: до ст иж ен ие не об хо ди мо й эф фе кт ив но ст и ра бо ты в ми ни ма ль ны е ср ок и; ум ен ьш ен ие ко ли че ст ва во зм ож ны х ош иб ок, св яз ан ны х с ос во ен ие м фу нк ци он ал ьн ых об яз ан но ст ей. 2. Со кр ащ ен ие ур ов ня те ку че ст и ка др ов: сн иж ен ие ко л-ва со тр уд ни ко в, не пр ош ед ши х ис пы та те ль ны й ср ок; ум ен ьш ен ие ко ли че ст ва со тр уд ни ко в, по ки ну вш их ко мп ан ию в те че ни е пе рв ог о го да ра бо ты [4]. Ус пе шн ос ть пс их ол ог ич ес ко го об ес пе че ни я ад ап та ци и в сф ер е тр уд а за ви си т не то ль ко от ре ал ьн ог о со ст оя ни я и пр ог ре сс ив но го из ме не ни я вс ех ст ор он пр ои зв од ст ве нн ой си ту ац ии, но и от их су бъ ек ти вн ой оц ен ки со ст ор он ы ра бо тн ик а. Основные недостатки в организации и условиях труда, которые негативно влияют на его эффективность, процесс психологической адаптации и состояние здоровья работников. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 5 Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников должно строиться на всестороннем учете рассмотренных факторов в их взаимосвязи и взаимодействии [2]. Психологическое сопровождение в ходе адаптации заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, а в отдельных случаях и тренинги саморегуляции эмоциональных состояний. Если молодой сотрудник психологически подготовлен к новому образу жизни в новой организации, значит, организация добивается своей цели - снижения издержек. Список литературы: 1. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния. СПб.: Питер, 2010. C. 219-229. 2. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. 2010. № 6. C. 34-41. 3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 384 с. 4. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. Т 2. М.: Педагогика, 2006. 243 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 6