- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (5-7 ЛЕТ) ПРИ РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Шигапова Г.Р.
PDF файл статьиУДК 612.66 Шигапова Гульшат Ришатовна студентка 3 курса педиатрический факультет Башкирский государственный медицинский университет Россия, г. Уфа e-mail: awesome.shigapova@yandex.ru Научный руководитель: Гайсина А.Х., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Башкирский государственный медицинский университет Россия, г. Уфа УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (5-7 ЛЕТ) ПРИ РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Аннотация: Данная работа выполнена с целью определения возрастных особенностей старших дошкольников, влияющих на развитие физических качеств. Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, физические качества. Shigapova Gulshat Rishatovna 3rd year student faculty of Pediatrics Bashkir State Medical University Russia, Ufa Scientific adviser: Gaisina A.Kh., candidate of pedagogical sciences associate professor of the Department of Physical Culture Bashkir State Medical University Russia, Ufa TAKING INTO ACCOUNT THE AGE CHARACTERISTICS OF OLDER PRESCHOOLERS IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES Abstract: This work was performed to determine the characteristics of older preschoolers that affect the development of physical qualities. Keyword: health, physical development, physical quality. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Целью данной работы является выяснение возрастных особенностей старших дошкольников при развитии физических качеств. Метод исследования: анализ и синтез научно-методической литературы Здоровье человека в понимании ВОЗ - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма и является следствием нормального физического развития. Физическое развитие – совокупность морфофункциональных признаков, которые характеризуют процессы созревания и развития и обусловлены наследственными факторами и условиями внешней среды. Одними из составляющих физического развития являются физические качества - врожденные морфофункциональные качества, которые обуславливают физическую активность человека и проявляются в целенаправленной двигательной деятельности. К ним относятся: сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Онтогенез − это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения. Для онтогенеза характерен ряд общих закономерностей, таких как целостность и фазность процесса, стабильность и гетерохронность, единство наследственности и изменчивости. Гетерохронность онтогенеза проявляется в том, что имеется несовпадение во времени роста и развития отдельных систем организма, а также неравномерность в развитии его отдельных функциональных систем [4, с. 8]. Растущий организм всегда развивается индивидуально. Наибольшее значение в данном процессе имеют так называемые критические (сенситивные) периоды индивидуального развития, главной особенностью которых является чувствительность к определенным воздействиям, с которыми он не Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 2 взаимодействовал или взаимодействовал в меньшей степени в предыдущий возрастной период. При развитии двигательных качеств человека также существует критический период. Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны, ведь при этом физические качества развиваются наиболее выраженно. Возрастная периодизация онтогенеза − это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психическим признакам [4, с. 9]. Таблица 1. Биологическая возрастная периодизация [4] Продолжительность № Периоды Новорождённость 1-10 дней 1 Грудной возраст 10 дней – 1 год 2 3 Раннее детство 1 – 3 года 4 Первое детство 4 – 7 лет 5 Второе детство 8 – 12 лет (мальчики) 8 – 11 лет (девочки) Подростковый возраст 13 – 16 лет (мальчики) 6 12 – 15 лет (девочки) 7 Юношеский возраст 17 – 21 год (юноши) 16 – 20 лет (девушки) В педагогической практике обычно используют несколько иную схему, согласно которой в зависимости от задач обучения и воспитания выделяют следующие этапы и границы (Мартиросов Э.Г., Тяпин А.Н., Крикун Е.Н., 2004) (табл. 2). границы № Этап 1 Младенческий До 1 года 2 Преддошкольный 1 – 3 года Дошкольный 3 3 – 7 лет 4 Младший школьный 7 – 11/12 лет 5 Средний школьный 11/12 – 15 лет 6 Старший школьный 15 – 18 лет 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Дошкольный возраст охватывает период первого детства, также в его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. Возрастные особенности старших дошкольников. Опорно-двигательная система. Опорно-двигательная система человека состоит из костного скелета, суставно-связочного аппарата и скелетных мышц, которые участвуют в обеспечении изменения положения тела и передвижения в пространстве. A. Костный скелет. Скелет человека составляет пассивную часть опорно-двигательного аппарата и выполняет большое количество функций: 1. Механические (опорная, рессорная (обусловлена наличием в скелете образования, смягчающих толчки и сотрясения), защитная (вместилище для жизненно важных органов); 2. Биологические (кроветворная и иммунная функции и участие в минеральном обмене). Развитие костей в постнатальном периоде сопровождается изменением химического состава и строения. Так, костная ткань ребенка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, а у взрослых наоборот (неорганические вещества в составе костей новорожденных составляют ½ веса кости, у взрослого – 4/5). Изменения химического состава обуславливают изменение физических свойств костей: у детей они эластичнее и менее ломки, чем у взрослых. Возрастные различия в строении и составе костей особенно отчетливо проявляются в количестве, расположении и строении гаверсовых каналов. С возрастом их число уменьшается, а расположение и строение изменяются. Чем старше ребенок, тем больше в его костях плотного вещества, у маленьких детей больше губчатого вещества. К 7 годам строение трубчатых костей сходно с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 4 таковым у взрослого человека, однако между 10–12 годами губчатое вещество костей еще интенсивнее изменяется, его строение стабилизируется к 18–20 годам. [5, с. 14-15] B. Суставно-связочный аппарат. К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже присутствуют все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща. Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет вследствие значительного увеличения двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность [5, с. 22]. C. Мышечная система. Скелетные мышцы обеспечивают сохранение позы и положений тела, участвуют в передвижениях тела в пространстве; защищают расположенные под ними внутренние органы и идущие между ними сосуды и нервы от внешних воздействий. [8, с. 5] К моменту рождения количество мышц у ребёнка почти такое же, как у взрослого, и составляет 23-25% всей массы тела, однако наблюдают существенные различия в отношении массы, размеров, структуры, биохимии, физиологии мышц и нервно-мышечных единиц [5, с. 55]. Структурно-функциональной единицей скелетной мышцы является мышечное волокно. У новорождённых мышечные волокна тонкие и нежные, имеют небольшой диаметр, расположены рыхло, и они гораздо менее возбудимы, чем у взрослых. Миофибриллы в волокнах новорожденных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 5 содержатся в относительно малом количестве, от 50 до 120 миофибрилл на поперечный срез. С возрастом количество миофибрилл увеличивается: 1. К 1,5 годам – в 2 раза; 2. К 3-4 годам – в 5-6 раз; 3. К 7 годам – в 15-20 раз. С количеством миофибрилл увеличивается также их толщина, что обуславливает увеличение диаметра и поперечника мышечного волокна, соответственно, мышечная масса тоже возрастает (сначала постепенно, до 15 лет ежегодно на 0,7-0,8%, затем быстро – от 15 до 17 лет – на 5-6% ежегодно). Состав скелетных мышц с возрастом изменяется: у детей содержится больше воды и меньше плотных веществ, у взрослых – наоборот; содержание сократительных белков (актина и миозина) тоже относительно мало. Вследствие этого эластичность мышц у детей больше: при сокращении они укорачиваются больше, а при растяжении – больше удлиняются. Мышечная сила у дошкольников относительно мала, с возрастом она увеличивается вследствие нарастания толщины мышечного волокна за счет увеличения количества миофибрилл. Мальчики и девочки 7-8 лет имеют одинаковую силу мышечного сокращения, далее процесс нарастания будет идти неравномерно. Также у детей отмечается низкая возбудимость нервно-мышечного аппарата и низкая лабильность, с возрастом данный эффект пропадает и вследствие этого увеличивается частота движений [2, с. 354]. Дыхательная система. Дыхательная система – совокупность морфофункциональных органов, которые обеспечивают внешнее дыхание человека. Органы дыхания у детей характеризуются меньшими размерами и незаконченностью анатомо-гистологического строения [6, с. 12]. В периоде от 5 до 7 лет дыхательная система имеет следующие особенности: 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Поверхностное и частое дыхание; Воздухоносные пути окончательно не сформированы; Легочная ткань мало растяжима (из-за низкого содержания эластических волокон); Дыхательная мускулатура развита слабо (из-за этого возможна недостаточная вентиляция легких, особенно нижних отделов); Низкое содержание эластических волокон и обилие кровеносных сосудов могут привести к ателектазам и эмфиземам; Низкий дыхательный объем; Низкая адаптация к анаэробным условиям, то есть у них снижена устойчивость к гипоксии. Таблица. Возрастные изменения показателей легочной вентиляции [7, с. 41]. Показатели возраст легочной новорожденный 1 год 4-7 лет 13-14 лет 16 лет вентиляции 40-60 Частота 30-35 23-26 18 16 дыхания в 1 мин. Дыхатель- 20 70 120-160 280 400 ный объем, мл - 1100-1400 2200 3200 ЖЕЛ, мл - 2500-2700 3000-3500 5300 6000-8000 МОД, мл 1 день 600-700 Нервная система. К моменту рождения ребенка кора головного мозга, пирамидные пути развиты недостаточно и функционально незрелы, нейроны полностью не дифференцированы, волокна полностью не миелинизированы; это обеспечивает регуляцию всех жизнеобеспечивающих органов у новорожденного подкорковыми центрами. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 7 «Созревание НС сводится к тому, что происходит дифференциация нервных клеток (значительный рост аксонов, их миелинизация, рост и увеличение разветвленности дендритов, образование межнейронных синапсов)» Различные зоны коры созревают неодновременно. Так, наиболее рано развиваются первичные поля (зрительные, моторные, слуховые и т.д.), далее – вторичные (периферия анализаторов), и, позже всего – третичные поля (зона высшего анализа и синтеза). Заключение. Физические качества детей развиваются гетерохронно и в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды, это объясняется тем, что в каждом возрастном периоде имеются анатомо-физиологические особенности, способствующие наибольшему развитию того или иного качества [3, с. 396]. Дошкольный период является наиболее благоприятным для развития такого качества, как гибкость, потому что у детей 3-7 лет мышцы и связки наиболее эластичны, возбудимость растягиваемых мышц низкая, что способствует выполнению движений с максимальной амплитудой. Данный период не является сенситивным для силы, ловкости, выносливости и быстроты. Совершенствование силы у детей происходит с возрастом и зависит от состава и строения мышц (чем больше поперечный размер мышечного волокна, тем большую силу имеет мышца). Ловкость подразумевает собой способность овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [1, с. 66]. Развитие ловкости зависит от уже имеющегося запаса двигательных действий, быстроты и точности двигательных реакций и функций двигательного анализатора. Так как нервно-мышечный аппарат детей отличается низкой возбудимостью и лабильностью, то частота движений у них также снижена. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 8 Развитию выносливости препятствуют главным образом особенности дыхательной системы: у дошкольников низкая устойчивость к анаэробным условиям, к гипоксии, низкий дыхательный объем, недостаточное развитие легочной ткани и т.д. Список литературы: 1. Капилевич Л.В. Физиология человека. спорт.: Учебное пособие для прикладного бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 141 c. 2. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 608 с. 3. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. М.: Сов. спорт, 2012. 620 c. 4. Комиссарова Е.Н., Родичкин П.В., Сазонова Л.А. Морфологические критерии возрастной гигиены: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Элмор, 2014. 64 с. 5. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы, методы исследования и семиотика поражений: учеб. пособие / д.м.н., профессор В.А. Шашель, к.м.н., доцент О.В. Первишко, доцент Т.Г. Баум. Краснодар, КубГМУ, 2015. 22 с. 6. Бабцева А.Ф., Арутюнян К.А., Бойченко Т.Е., Романцова Е.Б. Анатомо- физиологические особенности органов и систем у детей: учебное пособие. Благовещенск: Буквица, 2010. 60 с. 7. Физиология системы дыхания: учебное пособие / сост.: А.Ф. Каюмова, И.Р. Габдулхакова, А.Р. Шамратова, Г.Е. Инсарова. Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. 60 с. 8. Галышева С.М., Люберцев В.Н., Рапопорт JI.А. Миология: учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2014. 186 с . 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru