- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФЛЕЙМИНГ КАК ФОРМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Шестопалова А.Е.
PDF файл статьиУДК 81.272 Шестопалова Алина Евгеньевна студентка, Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: alinashestopalova25@gmail.com Научный руководитель: Новосёлова Антонина Николаевна кандидат филологических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, г. Нижний Новгород ФЛЕЙМИНГ КАК ФОРМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТ- КОММУНИКАЦИИ Аннотация: Данная статья посвящена исследованию флейминга – одной из форм речевой агрессии, которая распространена в интернет-дискурсе. Флейминг является результатом реплики-провокации и представляет собой словесный спор, перепалку, способный перерасти в словесный конфликт. Ключевые слова: речевая агрессия, флейминг, конфликт, троллинг, речевое поведение, речевая манипуляция, интернет-коммуникации. Shestopalova Alina Evgenevna student, Lobachevsky national research University of Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod Scientific adviser: Novoselova Antonina Nikolaevna candidate of philology sciences, associate professor, Lobachevsky national research University of Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod FLAMING AS A FORM OF SPEECH AGGRESSION IN INTERNET COMMUNICATION Abstract: This article is devoted to the study of flaming – one of the forms of speech aggression that is common in the Internet discourse. Flaming is the result of a remark-provocation and is a verbal dispute, a skirmish that can develop into a verbal conflict. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Keywords: speech aggression, flaming, conflict, trolling, speech behavior, speech manipulation, internet communications. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление глобальной сети Интернет способствовало последние десятилетия появлению новых виртуальных сред и виртуальных социальных сообществ. Виртуальное социальное пространство Интернета является огромным хранилищем информации. Здесь можно найти многообразную информацию официального, делового, личностного характера, которая все больше и широко используется в политике, управлении, сфере науки, образования и культуры. Так, в виртуальных социальных средах может быть размещена клеветническая информация, поступающие пользователю сообщения могут быть угрожающими или запугивающими, содержать оскорбительные, вульгарные, унижающие пользователя комментарии. В результате безопасность пользователей Интернета оказывается под угрозой. Целью данной статьи является изучение флейминга как формы речевой агрессии в интернет-коммуникации. Задачи: Определить понятия «речевая агрессия», «флейминг», «троллинг»; Проанализировать интернет источники с речевой агрессией, а именно флеймингом. Сущность речевой агрессии как языкового феномена является весьма неопределенной, потому что это многоаспектное явление, включающее в себя помимо языковой манифестации, поведенческую, психологическую, прагматическую, социальную и многие другие компоненты. Данный процесс ученые рассматривают с различных точек зрения. Д.С. Тихонов пишет, что речевая (вербальная) агрессия- это словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой форме. А.М. Зорина же определила речевую агрессию, как намеренную 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru нацеленность на оскорбление или причинение вреда человеку посредством речевых различных речевых способов. И обобщив все существующие определения данного понятия, Ю.В. Щербинина утверждает, что «в самом общем виде агрессия – это грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, насмешка». Интернет-коммуникация является подробной документальной фиксацией современного состояния русского языка (если речь идет о русскоязычном сегменте Интернета – Рунете) и основных тенденций его развития, среди которых можно выделить тенденцию к экспрессивизации коммуникации, глобальному снижению и огрублению речи, но в то же время и раскрепощению лингвокреативного потенциала личности [1, с. 7]. Последнее же является положительной стороной свободы самовыражения человека через сеть, а отрицательной стороной становится уничтожение сдерживающих механизмов, которые создают «чувство безнаказанности, которое позволяет создавать текст, нарушающий не только язык, но и моральные нормы». Лингвисты же различают особые формы речевой агрессии в сетевой коммуникации – это троллинг и флейминг. Под троллингом понимается вид виртуальной коммуникации с нарушением этикисетевого взаимодействи, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения [2]. Если троллинг - это отдельное высказывание, речевое действие, то флейминг – диалогическое и агрессивное взаимодействие. Есть работы, в которых эти два явления интернет-коммуникации отождествляют, но все же их принято разграничивать между собой. Т.А. Воронцова же определяет причинно-следственную связь между двумя этими понятиями: троллинг является причиной агрессивного поведения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 3 (троллями называют провокаторов в сети), а флейминг – это следствие провокаций, эффективный результат троллинга, достижение адресатом коммуникативной цели. Флейминг («flame» с английского – «пламя») может произойти только в случае провокации «тролля» для достижения желаемого результата, тогда в процесс коммуникации вовлекаются другие участники, а «внутри дискуссии разжигается скандал, при котором уже нет места взаимодействию смысловых позиций». Флейминг же представляет собой такой диалог, смыслом которого является сам полисемический процесс, то есть спор ради спора, в котором все средства хороши. Пусковым механизмом такого диалога или полилога является реплика-троллинг. То есть можно сделать вывод, что фреймлинг – это, по сути, взаимный троллинг, где основным и едва ли не единственным приемом является переход на личности. Рассмотрим фрагмент передачи «Поединок». (https://yandex.ru/video/preview/). Конфликт начался, когда примадонна попыталась прервать Жириновского, ставшего отвечать на ее вопросы: «Думала, что вы политик, хитрый человек, а вы просто клоун и псих!». В данном случае Пугачева как-то постаралась задеть Жириновского, но тот не воспринял это как оскорбление, парировав: «Отвечаю, я такой, какой я есть, в этом моя прелесть». То есть смысл этого высказывания заключается в том, чтобы принизить социальный статус адресата или спровоцировать его на определенные действия. В дальнейшем же идет нарушение этических норм со стороны Жириновского: «Я пять раз не женился! Пять раз меняла мужей! У нее закон один - менять мужей каждые пять минут!». В данном случае Владимир Жириновский переходит на личность при публичной беседе с Аллой Пугачевой. Использование им оскорбительной лексики: «Вы, артисты, как последние проститутки ложитесь под любого руководителя за деньги! Вы все легли под Брежнева, под Горбачева, под Ельцина, под Путина.». В данном случае речевой Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 4 акт можно было бы признать оскорблением, обращая внимание на невербалику Жириновского, однако формальное построение фразы «Вы артисты, как последние проститутки…» касается целой группы людей – артистов вообще. Жириновский пытается при помощи косвенного речевого акта уйти от ответственности за оскорбление. Таким образом можно сделать вывод о том, что каждый из них использует «продуктивные коммуникативные ходы нанесения оскорбления»: прямое и косвенное оскорбление, развенчание притязаний, навешивание ярлыков. Конечно, такие речевые стратегии и тактики имеют «манипулятивные цели». Например, выведение из психологического равновесия. По сути, каждый участник телевизионных дебатов исходит из того, что выставление кого-либо в смешном виде не требует доказательств. Эмоциональная окраска зачастую заменяет аргументы и факты. Социальные сети многофункциональны, то есть направлены как на межличностное синхронное и асинхронное общение пользователей, так и на интернет-опосредованное самовыражение индивида. В школьных сообществах подростки могут свободно выражать свое мнение, участвовать в любом споре и конфликте, поскольку интернет-коммуникация позволяет адресанту и адресату при желании оставаться анонимными. Проанализируем запись ВКонтакте (https://vk.com/onesc). Одной из форм проявления агрессии в данных комментариях является флейминг. Анализ материала показал, что поводом для словесной перепалки, спора ради спора могут стать: – неудачные шутки и насмешки: «Вы правда в таком рванье в школу ходите?» – «Да ты сам рванье, понял!»; – намеки, неаргументировання критика: «Да ты самый слабый ученик в школе!» – «С чего ты взял, я нормально учусь!» – «Да на твоем лице написано, что ты полный идиот!»; – разные взгляды на обстоятельства, события и прочее. Например, под публикацией фотографий животных-инвалидов с подписью «Не обязательно быть идеальным, чтобы быть любимым» разгорелся следующий спор с переходом на личности Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 5 коммуникантов (орфография и пунктуация авторов сохранены): Елена К. Боже, какие они страшные ((( Ruslan S. Ну че ты так а? почему сразу страшные, смотри сначала какие они миленькие Елена К. уже не милые, коль без глаза. Ruslan S. ну они же не виновны..че ты такая жестокая.. Елена К. Я против помощи таким животным? Нет. Я лишь не пускаю глупые слюни. Ruslan S уже называть их страшными-жестокость Елена К. слова мало что значат) Говорить кто угодно может что угодно, только поступки будут по настоящему олицетворять человека Ruslan S. давай мыслить по твоей логике на секунду, ты хочешь сказать, что поступки определяют личность человека, но это не так, потому что надо знать какой он внутри себя, и поступки об этом не расскажут Елена К. вообще, я устала уже от этого спора ни о чем. Дальнейшую беседу считаю не нужной. Этот диалог четко показывает поведение коммуникантов в рамках флейминга. Спор между двумя пользователями начинается с высказывания-провокации Елены К. «Боже, какие они страшные». Комментарий, оставленный пользователем Русланом, становится началом спора. Первые пять комментариев относятся к теме обсуждения (о животных с физическими недостатками), а дальнейшее общение уже переходит в русло взаимных нападок. Поэтому инициатор общения (пользователь Елена К.) завершает этот диалог, называя диалог «спором ни о чем». При таком речевом поведении диалог по своей природе носит агональный характер, когда предмет дискуссии уходит на второй план, а на первый выходит «спор ради спора». То есть можно сделать вывод о том, что в данном паблике в подавляющем большинстве случаев комментарии участников носят потенциально агрессивный или явно агрессивный характер, который в дальнейшем и приводит к различным перепалкам. Также в пример можно привести еще одну ситуацию из того же общества ВКонтакте. Обратимся к публикации, где была размещена фотография рок музыканта. В качестве примера рассмотрим фотографию и комментарии к ней, которая ярко иллюстрирует такую особенность диалогического взаимодействия Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 6 в рамках флейминга, как наличие оскорблений со стороны как адресанта, так и адресата. Данная фотография была подписана следующим образом: «Все великие музыканты уходят от нас рано». Реплика первого комментатора провокативная: «Цоя нет, значит жив». Пользователь Sofia F. на свой лад изменяет популярную среди фанатов рока фразу «Цой жив», что становится поводом для словесной перепалки в рамках теперь уже полилога (орфография и пунктуация авторов сохранены): Никита Х. Это дурная школьница Кирилл Ш. Боже, выучи уже русский язык. Sofia F. Боже? Мы не знакомы, а я уже Бог для тебя? Борис З. Ведешь себя как шл..ха. К общению подключаются другие пользователи, один из которых переходит на личные оскорбления. Вновь это спор ради спора, первоначальная тема которого уходит на второй план. Итак, флейминг является формой реализации речевой агрессии, которая обусловлена дискурсивной спецификой интернет-коммуникации, в частности, анонимностью среды. Безнаказанность подталкивает пользователей нарушать нормы этики и морали, нарушая так называемый сетикета (интернет-этикет). Поводом для флейминга является провокационный комментарий, который запускает межагрессивное общение пользователей сети. В интернет- коммуникации школьников подавляющее большинство, и диалоги и полилоги носят агональный характер, то есть смыслом общения является сам полемический процесс, «спор ради спора»; тема уходит на задний план и участникам общения становится важнее «кто кого». 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Таким образом, мы определили такие понятия, как «речевая агрессия», «флейминг», «троллинг», также рассмотрели несколько примеров с такой формой речевой агрессии, как флейминг и исходя из этого, можно сказать о том, что уход от темы и переход на личные оскорбления подтверждает наш вывод о споре ради спора. Список литературы: 1. Воронцова Т.А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернеткоммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 109–116. 2. Троллинг и фрейминг: к понятию определений [Электронный ресурс] // доступа: URL: Режим http://www.ling- expert.ru/conference/langlaw2/gladchenkova_scherbakova.html (дата обращения: 31.05.2021 г.). 3. Троллинг и фейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://journals.udsu.ru/history- philology/article/view/3271/3213 (дата обращения: 31.05.2021 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 8