- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Будагян Л.Э.
PDF файл статьиУДК 338.467.6 Будагян Левон Эдикович студент 2 курса магистратуры, факультет экономика и управление Волгоградский Государственный Технический Университет, Россия г. Волгоград e-mail: budagian@inbox.ru АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация: в статье рассматривается текущее состояние рынка предприятий общественного питания Волгограда и Волгоградской области в результате негативных последствий, связанных с пандемией «Covid-19» и введённых ограничительных мер по её предотвращению на территории области. Рассматривается динамика участников данного рынка, а также динамика оборота данного рынка. Анализируется распределение предприятий общественного питания по районам Волгоградской области. Определены основные тенденции и направления развития данного рынка. Ключевые слова: общественное питание, динамика выручки, Волгоградская область, пандемия, тенденции, предприятия, «средний чек». Budagyan Levon Edikovich 2nd year master student, Faculty of Economics and Management Volgograd State Technical University, Russia Volgograd ANALYSIS OF THE STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE PUBLIC FOOD MARKET OF THE VOLGOGRAD REGION Abstract: The article examines the current state of the market for public catering enterprises in Volgograd and the Volgograd region as a result of the negative consequences associated with the Covid-19 pandemic and the introduced restrictive measures to prevent it in the region. The dynamics of the participants of this market is considered, as well as the dynamics of the turnover of this market. The distribution of public catering enterprises in the districts of the Volgograd region is analyzed. The main trends and directions of development of this market have been determined. Key words: public catering, revenue dynamics, Volgograd region, pandemic, trends, enterprises, “average check”. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Общественное питание является неотъемлемой частью потребительского рынка, который в свою очередь является одной из наиболее крупных составных частей экономики. Следовательно, состояние рынка общественного питания может влиять на состояние экономики различных субъектов в целом. Не исключением является рынок общественного питания города Волгограда, который является одним из основных векторов развития как самого города, так и Волгоградской области в целом. Так же общественное питание является одним из источников увеличения доходной части бюджета региона [1, с. 54]. В Волгограде и Волгоградской области в течении нескольких последних лет наблюдается планомерное развитие данной отрасли, об в первую очередь свидетельствует увеличение оборота предприятий общественного питания Волгограда. Данный показатель весьма наглядно демонстрирует рост, происходящий на отраслевом рынке. Динамик изменения показателя оборота рынка общественного питания рассмотрим на рисунке 1. 15175,4 13680,9 13366 12374,4 11027,4 2017 2016 2020 2018 Рисунок 1 – Оборот предприятий общественного питания Волгоградской области в период с 2016 – 2020 год, млн. руб. [2]. В 2020 году данный показатель составил 88, 07 % от показателя 2019 года или же 1809,4 млн. рублей. В первую очередь данное снижение обусловлено влиянием пандемии COVID-19 и введённых в результате неё ограничительных мер в работе объектов общественного питания, направленных на предотвращение распространения COVID-19, на территории Волгограда и Волгоградской области. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 2019 2 На ряду с увеличением объёмов оборота предприятий общественного питания Волгограда и Волгоградской области наблюдается и тенденция к увеличению и количества самих предприятий общественного питания. Основополагающим в данном процессе является популяризация среди населения города Волгограда приёма пищи вне дома, тем самым увеличивая потребительскую активность. Также к предпосылкам к увеличению количества заведений можно отнести улучшающуюся экономическую ситуацию в регионе. Необходимо отметить и тот факт, что по итогам 2020 года Волгоград стал лидером в России среди городов с населением более 1 миллиона жителей по динамике открытия новых предприятий общественного питания. Преобладающим в данной динамике открытие предприятий малого бизнеса (например, пекарни). Изменение количества предприятий общественного питания за период 2017-2020 года представлены на рисунке 2. Рисунок 2 – Динамика количества предприятий общественного питания Волгоградской области за 2017-2020 года [2] Эксперты связывают данное уменьшения с короновирусной пандемией которая произошла в 2020 году, которая привела к снижению прибыли у данных заведений и в дальнейшем к их полному уходу с рынка. Стоит отметить, что немаловажным является то, что доминирующее количества предприятий на рынке общественного питания по-прежнему занимает городской округ город-герой Волгоград, на территории которого 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru размещено порядка 50% всех предприятий общественного питания общедоступной сети, на втором месте по количеству предприятия общественного питания находится город Волжский с 188. Были выявлены основные тенденции развития рынка общественного питания Волгоградской области, к которым можно отнести следующие: – самый большой процент сокращения заведений общественного питания на территории Волгоградской области в 2020 году был в сегменте кафе и составил 7,61%, данный процент равняется 42 заведениям; [3, c. 129] –на протяжении всего анализируемого периода, с 2017-2020 года, на территории Волгоградской области общее число предприятий общественного питания в совокупности всех сегментов увеличилось на 116 заведений и составило 6,19% прироста; – самый низкий темп прироста был зафиксирован в 2019 году по сравнению с 2018 годом в сегменте кафе и составил 0,73%. Список литературы: 1. Осипов В.П. Ресторанный бизнес в России. М.: Консульт, 2016. 346 c. 2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 31.05.2021 г.). 3. Семченко И.В. Тренды развития предприятий питания // Бизнес и предпринимательство. 2018. № 3. С. 128-132. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 4