- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ, И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2019"
Автор(ы) статьи: Магомадова А.Р.
PDF файл статьиУДК 81.1.7 Магомадова Анжелика Руслановна, студентка 2 курса магистратуры, филологический факультет Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия e-mail: islam-shahbulatov@mail.ru ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ, И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Аннотация: Актуальность работы определяется тем, что в программе литературного чтения в начальной школе большое внимание уделяется изучению сказок как народных, так и авторских (русских и зарубежных писателей). Ключевые слова: развитие творческих способностей у младших школьников, «воспитание сказкой», школа творческого мышления. Magomadova Angelica Ruslanovna, 2nd year master student, faculty of philology Chechen state University, Grozny, Russia PHILOSOPHICAL TALES, IT’S ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE CHILD 'S PERSONALITY Abstract: The relevance of the work is determined by the fact that the program of literary reading in elementary school pays great attention to the study of fairy tales of both folk and authors (Russian and foreign writers). Key words: development of creative abilities in elementary schoolchildren, «education by a fairy tale”, school of creative thinking. Сказка, передающая опыт поколения – короткая дорожка, помогающая приоткрыть внутренний мир ребёнка. Ребёнок, осознавая себя и исследуя окружающий мир, начинает задавать множество вопросов взрослым, иногда ставя их в тупик. Наблюдая за судьбами героев сказок, воспринимая язык сказочных образов, ребёнок складывает собственную картину Мира, на основании которой и воспринимает различные ситуации и действует определённым образом. Взрослый язык, логика не всегда понятны ребёнку, и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 1 поэтому свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях, предоставляя возможность проиграть и «прожить» их как можно больше, чтобы ребёнок был адаптирован к условиям окружающего мира. Важно научить ребёнка мыслить самостоятельно, учиться вслушиваться в Слово, его музыку, его тайные смыслы. Безусловно, все заложенные в программу сказки учат мудрости. Но их изучение ведётся по традиционным методикам: выявляются положительные и отрицательные герои, зачин и концовка сказки, сказочные элементы. Мы привыкли, что обязательно в конце сказки добро побеждает зло, что в заключительном слове учителя в конце урока всё будет расставлено по местам. Мы приучаем детей мыслить трафаретно. Но в настоящее время, считаю, мы должны развивать в детях творческих личностей, способных мыслить самостоятельно, думать самобытно, уметь аргументированно возразить, если его позиция не совпала со взглядами ровесников или даже учителя. Я решила выйти из этого традиционного круга подачи и изучения материала и строю уроки так, чтобы раскрепостить мысли ребёнка, создать на уроке атмосферу свободы творчества. В традиционной системе роли распределяются между учениками и учениками так: один - учит, другой – учится. Ну, а если по - другому? На мой взгляд, учитель должен относиться к ученику как к себе равному. Ученики могут и должны самостоятельно строить знания методом критического отношения к существующей информации. На уроке должны быть многообразные мнения. Исходя из всего вышесказанного, я работаю над темой «Философские сказки, их роль в развитии личности ребёнка» [5]. В философских сказках поднимаются вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Мораль. Эти сказки учат видеть перед собой не традиционную цель, которую надо достичь, а естественное и обязательное условие жизни. Эти сказки для тех, кто хочет и может научиться любить себя, любить людей. Эти сказки 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru учат не только литературоведческим понятиям, а поднимают на новый уровень развития философского чувствования мира. Прежде всего, при изучении той или иной сказки «включаю чувства». Цель – создать эмоциональный настрой, подключить подсознание. Это может быть использование музыки (как классической, так и современной), любого предмета, вызывающего ассоциации. Затем «отпускаю» мысль ученика в «свободный полёт», пытаясь опереться на его собственный опыт, на осознание им самим прежних знаний. «Хорошо направленная свобода» [1] - в этих словах, мне думается, огромный потенциал методических находок. Я уверена, что формирование ребёнка будет зависеть от той обстановки, которую мы создаём для него. Стараюсь на уроках обеспечить ребёнку возможность самостоятельно принимать свои решения и действовать. Исследования В. Проппа [6, 7], психотерапевтические сказки и идеи Л.Д. Коротковой и Л.Б. Фесюковой, философские сказки С. Козлова, Леонардо да Винчи, позволяют мне организовать работу со сказкой, уяснить идею и переносный смысл форм малого фольклора, смягчить поведенческий негативизм у ребёнка [3]. В своей работе использую опыт, предложенный французскими коллегами – Французской Группой Нового Образования (ЖФЕН) – движения за новое образование, которое возникло во Франции 70 лет назад по воле психологов, писателей, философов. Для меня самая главная задача на уроке заключается в том, чтобы познавательную ситуацию придумал сам ученик. Поэтому я не придумываю за ученика путь, по которому пройдёт к открытию его мысль. Считаю, что такой подход к обучению детей социально значим. Моё педагогическое кредо: вера в неповторимость каждого ученика и его талантливость. Все способны, все могут. Эта вера в себя помогает моим ученикам верить даже в те моменты, когда преследуют неудачи, что наконец всё удастся. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 3 Очень интересным, на мой взгляд, является на уроке «обнародование» мыслей. Цель – обсудить все мнения, рассмотреть все гипотезы, услышать всех. Этому способствует предварительный этап на уроке, когда каждый должен принять индивидуальное решение, опираясь на свой собственный опыт осознать прежние знания. Как правило, на уроке при работе над философской сказкой возникает «разрыв» - внутренний эмоциональный конфликт, когда ребёнок проживает ощущение, внутреннее осознание неполноты своих знаний. Вот в этот – то момент и начинается кропотливая работа над текстом философской сказки. В этих сказках нет явного деления на положительных и отрицательных героев, и ученику необходимо самому выбрать позицию по отношению к герою, проблеме. Так как нельзя учиться в одиночку, то естественно знание одного ученика обогащается знаниями других. При традиционной системе учитель выступает в роли всё знающего мастера, он владеет информацией. А при новом подходе последовательность заданий стимулирует мысль ученика и осуществляется поиск со своими открытиями индивидуально и в коллективе [2]. Является ли такой подход трудоёмким? На мой взгляд, не более трудоёмок, чем другие методики, хотя, конечно, от учителя он требует разносторонних знаний и интересов. Порой дети ставят такие проблемы, на которые сразу затрудняешься ответить, но все вместе мы находим ответы на неразрешимые, казалось бы, вопросы. Считаю, что освоить методику могут все желающие. Эрудированность учителя, желание творить и сотрудничать со своими учениками, принимать многообразие мнений – главные аспекты успешности. На мой взгляд, результативность этого педагогического опыта очевидна. Считаю, что на уроке обязательно должна быть рефлексия – самоанализ. Цель – проанализировать движение собственной мысли, чувств, знаний, мироощущений. И поэтому на уроках при изучении философских сказок такая рефлексия должна быть. Ученики в своих ответах – размышлениях подводят Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 4 Список литературы: итоги, делятся мнениями о своих чувствах, а это помогает им заглянуть в их собственный внутренний мир и задуматься над добрым и вечным [4]. На своих уроках я даю возможность ребёнку высказать всё, что он думает. Ребёнок чётко должен знать, это моё глубокое убеждение, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению. И ещё я считаю, что результативность работы учителя будет находиться в прямой зависимости от отношения к детям. Основой для общения с детьми должна стать естественность, искренность, уважение точки зрения другого и принятие их как личностей. Под них не нужно подстраиваться – необходимо просто быть самим собой. 1. Брокет З., Шрейбер Г. Целительная сила сказок. ФГУИППВ, 2003. 304 с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с. 3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста // Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. М.: ЦГЛ, 2003. 126 с. 4. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 127 с. 5. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М.: Астрель, 1993. 287 с. 6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 364 с. 7. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. 168 с. 8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000. 460 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 5