- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Бледных В.А., Чульдум А.А.
PDF файл статьиУДК 4414 Бледных Владимир Александрович, студент 2 курса Институт прокуратуры Саратовская государственная юридическая академия, Россия, г. Саратов e-mail: blednih.vova@yandex.ru Чульдум Александр Андрианович студент 2 курса Институт прокуратуры Саратовская государственная юридическая академия, Россия, г. Саратов Научный руководитель: Мильшин Юрий Николаевич, кандидат юридических наук, профессор Саратовская государственная юридическая академия, Россия, г. Саратов АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в статье рассмотрены отдельные вопросы, связанные с осуществлением образовательной деятельности с соблюдением лицензионных требований. В результате проведения анализа законодательства о лицензировании системы образования, авторами сделан вывод о необходимости совершенствования системы лицензирования образовательной деятельности. Ключевые слова: лицензирование образовательной деятельности, лицензионные требования, образовательная деятельность, законодательство об образовании, Кодексе об административных правонарушениях Blednykh Vladimir Alexandrovich, 2nd year student Institute of the Prosecutor's Office Saratov State Law Academy, Russia, Saratov Chuldum Alexander Andrianovich 2nd year student Institute of the Prosecutor's Office Saratov State Law Academy, Russia, Saratov Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Scientific adviser: Milshin Y. N., candidate of legal sciences, professor Saratov State Law Academy, Russia, Saratov CURRENT ISSUES IN THE FIELD OF LICENSING OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: the article deals with certain issues related to the implementation of educational activities in compliance with licensing requirements. As a result of the analysis of the legislation on licensing of the education system, the authors concluded that it is necessary to improve the system of licensing of educational activities. Keywords: licensing of educational activities, licensing requirements, educational activities, legislation on education, Code of Administrative Offences. В настоящее время одним из основных и наиболее значимых направлений государственной деятельности является развитие системы образования. Необходимо понимать, что образование является основанием формирования развитого гражданского общества. Также, стоит отметить, что развитие сферы образования, которое является одной из сфер деятельности государства, связано непосредственно с реализацией права граждан на доступное и бесплатное образование. Следовательно, данная сфера жизнедеятельности занимает важное место в жизни общества и государства, именно поэтому существует необходимость её контроля. Одним из методов контроля образовательной деятельности со стороны государства является выдача лицензий. Наличие лицензии у образовательной организации означает соответствие оказываемых ею образовательных услуг установленным нормам. Вообще, понятие «лицензирование» следует рассматривать в нескольких аспектах, исходя из отрасли права в которой оно используется. Так, в гражданском праве под лицензированием понимается особый элемент Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 2 правоспособности юридического лица, а в административном данное понятие обычно трактуется и понимается как некая разрешительная система [2, с. 121]. Сразу же стоит определиться, что лицензирование выступает лишь формой разрешительной системы, направленной на соблюдение условий и требований, прежде всего, в хозяйственной деятельности [4, с. 65]. Лицензирование образовательной деятельности обусловлено важностью образовательного процесса в нашей стране. Оно проводится: по видам образования, уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, подвидам дополнительного образования. Осуществление образовательной деятельности предполагает наличие у организации права на имущество, необходимого для оказания образовательных услуг. Отсутствие у образовательной организации такого права следует рассматривать как грубое нарушение лицензионных требований и влечет ряд негативных последствий, таких как приостановление или аннулирование выданной лицензии, а также привлечение к административной ответственности [1, с. 672]. Согласно действующему законодательству и поставленным целям, лицензирование в области образовательной деятельности, в настоящее время, как самостоятельный институт создан не для повышения качества образования, осуществление такой деятельности, а лишь для его контроля. В связи с чем нормотворчество законодателя на данном этапе весьма противоречиво [5, с. 25]. Так, например, следует отметить, что с правовой точки зрения перечень требований и условий для оформления лицензии, носит бюрократический характер и весьма сложно воспринимается при наличии нечетких формулировок и большого количества коллизий. Законодательство в области лицензирования образовательной деятельности нуждается в совершенствовании, так как в нем прослеживаются четкие пробелы и противопоставления. Приведем пример проблемных моментов в следующих нормативно-правовых актах. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru В положении о лицензировании в подпункте «ж» пункте четвертом и подпункте «и» пункта шестом содержится, что в качестве лицензионного требования при наличии у соискателя лицензии, в лице образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, не содержится обусловленных требований. В связи с чем минимальные требования, которые должны быть созданы для такой категории граждан, законодательно не предусмотрены. Законодателем надлежащим образом не трактуется понятие «инклюзивного воспитания», поэтому адаптация таких детей в социуме, подвергается критики со стороны множества научной литературы, в особенности педагогов постсоветской системы образования [3, с. 151]. Из-за некорректных формулировок, закрепленных в законодательстве, в настоящее время на практике возникают сложности с их применением, и в первую очередь это связано с отсутствием четкого разграничения образовательной деятельности с иными видами деятельности. К примеру, обучение лиц, не имеющих опыта работы, являющиеся кандидатами на вакансии в организации или на предприятии. Их обучением занимаются опытные мастера, являющиеся сотрудниками таких предприятий. Можно сделать вывод, что в этом случае данные правоотношения следует характеризовать как осуществление профессионального образовательного процесса. Прежде всего, это связанно с искаженным толкованием понятий «образование» и «обучение», которое зачастую приводит к коллизиям. Ещё одним важным аспектом при осуществлении лицензирования образовательной деятельности является неправильная квалификация правонарушений образовательных организаций. Как известно, ответственность за данные правонарушения предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях, но в одних случаях суды квалифицируют осуществление образовательным учреждением предпринимательской деятельности без лицензии по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а в других случаях - по ст. 19.20 КоАП РФ. Организации, осуществляющие обучение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 4 в соответствии с ч. 19 ст. 2 Федерального закона об образовании, могут быть как коммерческие, так и некоммерческие. Коммерческая организация, осуществляя обучение без лицензии, должна нести ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Некоммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в качестве дополнительной, - по ст. 19.20 КоАП РФ. Система образования является одной из отправных точек в развитии практически всех сфер жизнедеятельности, в связи с чем вопрос лицензирования имеет большое значение как для общества, так и для государства в целом. К сожалению, действующее законодательство содержит в себе множество пробелов, из-за чего на практике возникают трудности в его применении. Поэтому, по нашему мнению, необходимо внести изменения в законодательство для предотвращения заблуждений и интерпретаций, возникающих при осуществлении лицензирования в сфере образования. Мы считаем, что в дальнейшем это уменьшит потенциальное количество правонарушений и преступлений в данной деятельности. Список литературы: 1. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало. 1997. 672 с. 2. Глушко Е. Правовое регулирование лицензирования // Закон. 2001. № 10. С. 121-125. 3. Васильева М.Е. Проблемные вопросы лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации // Сборник статей Международной научно-практической конференции / Наука и просвещение. 2019. С. 151-157. 4. Мильшин Ю.Н. К вопросу о содержании разрешительной системы // Вестник Саратовской государственной юридической академии. № 1 (102). 2015. С. 65-68. 5. Савельев Б.А. Лицензирование, аттестация и аккредитация учреждений высшего профессионального образования: Учебное пособие. М.: УРАО, 2014. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 5