- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Мураева И.В.
PDF файл статьиУДК 81-25 Мураева Ирина Вадимовна студентка 2 курса специалитета, юридический факультет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: ira_muraeva@mail.ru Научный руководитель: Новосёлова Антонина Николаевна, доцент, кандидат филологических наук, Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, г. Нижний Новгород ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» Аннотация: в статье рассматриваются особенности выражения речевой агрессии в социальной сети «ВКонтакте» и то, как речевая агрессия влияет на общественное и социально-культурное развитие личности. Ключевые слова: речевая агрессия, социальная сеть, негативная номинация, пользователь, адресат. Muraeva Irina Vadimovna 2nd year student of the specialty, Faculty of Law, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod Scientific adviser: Novoselova Antonina Nikolaevna, associate professor, candidate of philological sciences, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod FEATURES OF THE EXPRESSION OF SPEECH AGGRESSION IN THE SOCIAL NETWORK "VKONTAKTE» Abstract: the article discusses the features of the expression of speech aggression in the social network "VKontakte" and how speech aggression affects the social and socio-cultural development of the individual. Key words: speech aggression, social network, negative nomination, user, addressee. К агрессии как мотивированному деструктивному поведению интерес в научной среде возник в конце 30-х годов ХХ века, о чём написали в своей работе 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru «Фрустрация и агрессия» Дж. Доллард, Н. Миллер, Л. Дуб, О. Маурер и Р. Сирс [1]. В первой половине 70-х годов речевую агрессию стали связывать с такими явлениями, как теракты, новые формы преступности (угон самолетов, киднеппинг, шантаж) [2, с. 62]. К началу ХХI века оформилось несколько подходов, по-разному трактующих агрессию. Главным итогом научных изысканий стало сравнение понятий «агрессия» и «агрессивное поведение», понимание агрессии, как мотивированного деструктивного поведения, противоречащего нормам сосуществования людей в обществе, наносящего вред объектам нападения, приносящего физический ущерб людям и т.д. [3]. Интернет-коммуникация является одним из самых главных способов взаимодействия между людьми. В связи с её популяризацией всё большую распространённость получило общение в социальных сетях. В современной языковой ситуации всё большее количество экспертиз связаны с выявлением признаков речевой агрессии. По мнению М.Н. Черкасовой, работы, которые ведутся в этом направлении, объединяет текст с «потенциально опасными речевыми конструкциями» или составляющими языка вражды, речевыми формами агрессии, конфликтогенными единицами и т.д. Вербальные формы агрессии становятся предметом рассмотрения лингвистической экспертизы [4, с. 57]. Заслуженный юрист РФ Г.М. Резник в предисловии к книге А.Н. Баранова пишет, что сейчас нет ни одного дела о криминализированных словах – клевете, оскорблении, возбуждении национальной или религиозной вражды, призывах к экстремистской деятельности, – по которым не назначалась бы лингвистическая экспертиза [5, с. 4]. В настоящее время проблема речевой агрессии является актуальной, в связи с тем, что популяризация всемирной сети Интернет стала стимулом к снятию ряда ограничений, которые связаны с этикой. Данная нам законом свобода слова и отсутствие наказания за написанное, которое вызвано анонимностью и иногда невозможностью найти человека в реальном мире, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 2 влечет за собой уничтожение останавливающих механизмов, направленных на регулирование отношений между людьми. Цель нашего исследования заключается в изучении речевой агрессии в социальной сети «ВКонтакте» и выявление особенностей проявления речевой агрессии в ней. Рассмотрим на примере регистрирование пользователем своей страницы в социальной сети «ВКонтакте». У него есть два способа, которые зависят от его намерений: первый состоит в том, что он регистрируется под своим именем, указывает в профиле все свои настоящие данные, в том числе дату рождения, город проживания и место учёбы. Далее он загружает свои фотографии и уже потом начинает активно посещать свой профиль, искать знакомства, листать паблики (группы) и так далее. Такого пользователя можно охарактеризовать, как адекватного, образованного, культурного, у него присутствуют понятия об этических правилах поведения. Второй способ характерен для пользователя, который лишён порядочности и склонен к агрессии. В свою очередь, он создаёт профиль, в котором указывает недостоверную информацию, чужие имена или же вовсе использует псевдоним, так же может использовать фото другого человека или иные изображения. Всё это делается в целях размещения в интернет пространстве записей, которые тем или иным образом могут порочить честь и достоинство другого путём оскорблений, обидных сравнений, провокационных записей и т.д. Таким образом, можно сказать, что пользователи социальных сетей перестают чувствовать свою ответственность, у них возникает ощущение безнаказанности и вседозволенности. Они позволяют себе высказываться так, как в «реальной жизни» никогда бы не сказали, то есть таким образом они проявляют речевую агрессию. Проблемой вербальной (речевой) агрессии занимались и занимаются до сих пор отечественные учёные С.В. Андреева, В.Ю. Апресян, Е.Н. Басовская, В.И. Жельвис, М.Н. Кожина, Г.В. Колшанский, Л.М. Михайлов, О.М. Родионова, И.А. Стернин, К.Ф. Седов, Т.И. Стексова, Ю.В. Щербинина и мн. др., однако, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 3 несмотря на многочисленные исследования в данной области лингвистики эта область продолжает заострять на себе внимание исследователей разного уровня и квалификации. Существует достаточно много определений термина «речевая (языковая, вербальная) агрессия». Происхождение слова «агрессия» прослеживается от латинского «agressio» -нападение. Но если ранее способность нападать и захватывать приписывалась только государству, а не индивидууму, то теперь, если взять во внимание современную практику толкования и реализации, это определение является не совсем верным и нуждается в уточнении [6, с. 35]. Речевая агрессия понимается, как речевая грубость по отношению к собеседнику, проявляющаяся в отборе резких, оскорбительных слов, в том числе нецензурных ругательств, насмешливых интонаций, в повышенной громкости голоса, в резко отрицательных оценках собеседника, неприятных для него намеках, грубой иронии и др. Некультурное речевое поведение [7]. Сегодня речевая агрессия становится предметом изучения самых разных научных направлений: психологии, лингвистики, литературоведения, педагогики, политологии, социологии, конфликтологии, юриспруденции и др. Особого внимания и специального рассмотрения заслуживает, по нашему мнению, вопрос о средствах и способах выражения речевой агрессии в условиях общения в Интернете [6, с. 34] Причины распространения речевой агрессии: 1. Анонимность (от греч. «без имени») — публикация без указания имени или под чужим именем, сокрытие реальной идентичности — «паспортных данных». Древнее явление, получившее исключительно широкое распространение в Интернете [8]. Она может быть как социальной, т.е. отсутствуют визуальная идентификация внешности и возможность услышать голос во время общения, так и технической, которой характерно скрытое имя, место проживания, IP адрес, номер телефона, e-mail и т.д. Анонимность даёт чувство вседозволенности, неограниченную свободу действий в Интернете и тем самым подталкивает к речевой агрессии; 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 2. Агрессивная социальная модель – это повторение модели, которая уже существует в какой-либо среде. Связано это с тем, что людям, которые имею отличную от общества точку зрения на какую-либо ситуацию, проще высказать такое же мнение, как у большинства, чтобы не нарваться на негативные, оскорбительные, унижающие комментарии в свой адрес из-за того, что он думает не так, как они; 3. Эмоциональная разрядка. Для эмоциональной разрядки кому-то достаточно взять чистый лист бумаги и начать рисовать, кому-то играть в компьютерные игры, чтобы «выпустить пар», кто-то пойдёт в тренажёрный зал. Однако есть такие люди, которые не занимаются ничем таким в своей жизни, и они только и могут, что срываться виртуальном пространстве на других людей тем самым оскорбляя их чувства и достоинство; 4. Необходимость выбить человека из колеи и умышленно опорочить его. Это происходит, когда в споре между собеседниками не остается никаких логически верных и подходящих аргументов и речевая агрессия является единственным способом заставить человека замолчать. Таким образом, данные причины речевой агрессии порождают в социальных сетях большое количество агрессивно настроенных пользователей, которые ждут момента, чтобы высказать своё мнение при этом ни во что, не ставя мнение других людей. По мнению Арестовой О.Н., Бабанина Л.Н., Войскунского А.Е. к видам речевой агрессии можно отнести оскорбление, угрозу, насмешку, упрёк, претензию и нападки. Их объектами чаще всего становятся внешность, умственное развитие или поведение человека [9]. Проанализируем комментарии под постами, размещёнными в Интернет-пространстве «Рифмы и Панчи» [10] социальной сети «ВКонтакте» (орфография и пунктуация в комментариях сохраняется): • «Когда и она сдохнет никому ее жалко не будет, всем наплевать будет» - автор в данном случае употребляет негативно окрашенную просторечную лексику в виде глагола «сдохнуть»; 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru • «Что за дуры, обеих расстрелять» «Овца тупая» - использование негативной номинации адресата с обоих случаях унижает женское достоинство, авторы комментариев не ставят ни во что женский пол; • «Ты себя то видел, нордид комнатный? У меня то в отличии от тебя хоть какой-то разум есть» - с помощью оскорбительной номинации «нордид» автор характеризует коммуниканта, а эпитет «комнатный» усиливает негативную коннотацию номинации. Соглашаясь с мнением Стексовой Т.И. [11, с.77], следует выделить такие особенности выражения речевой агрессии в социальной сети «ВКонтакте» (орфография и пунктуация в комментариях сохраняется), как: • Использование Ты-номинации: «Таких не в тюрьму, а в дурку сажать надо. - Только после тебя! Тебя и так досрочно выпустили, душ дома принять. - Дятел меня ещё и в чс кинул, это про тебя пост что ли?». Русский речевой этикет предписывает обращаться к незнакомым взрослым собеседникам, используя Вы-номинацию. В противном случае обращение на Ты воспринимается как неуважительное, хамское и не остается незамеченным; • Негативная номинация адресатов. Открытое неуважение проявляется в тех случаях, когда комментатор выражает свое оценочное отношение либо к авторам текста: «Дурак с ружьем» «Невозможно на такси ездить! Как только таких водятлов набирают» «Кто поджёг, конечно, сволочь!» «А мусор в мэрии сидит» «Когда у города есть хозяин, такого гомна не будет. Одни прихлебаи, что же теперь» «Толстомордая свинья»; • Активное использование негативно окрашенной просторечной лексики: «Где он эту шоблу подбирает, на зоне, что ли» «В чурекскую харчевню врезался какой-то приезжий отморозок и вот тебе уже событие для прессф» «А глаза у него какие мерзкие» «Пустобрех в общем» «бабла натырят чиновники в пагонах». Тенденция к жаргонизации и криминализации современного русского языка много раз отмечалась многими исследователями. Тексты комментариев служат ярким подтверждением этому. Можно предположить, что комментаторы осознают ненормативность используемой ими лексики и употребляют ее Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 6 намеренно. Когда администрация сайтов запрещает нецензурную лексику, удаляет текст с ее использованием, они прибегают к разного рода приёмам: заменяют одну/две буквы в слове, пропускают одну букву используют знаки препинания вместо букв, латиницу вместо кириллицы и подобное, чтобы слово формально не было запрещенным и в то же время оставалось вполне узнаваемым; • Генерализация. Часто в комментариях наблюдается переход от обсуждения конкретного факта к обобщению положения дел в стране в целом: «Все полицейские - мусора» «Расстрелять всех чиновников в Нижегородской области, наворовали уже достаточно». При анализе примеров речевой агрессии удалось выяснить, какими принципами и убеждениями пользуется пользователь социальной сети при осуществлении такого поведения, а именно высмеять, унизить, оскорбить человеческое достоинство адресата. Подведём итог: анализ проявления речевой агрессии в социальной сети «ВКонтакте» помог нам определить особенности применения различных способов речевой агрессии. К таким особенностям мы относим: использование Ты-номинации; негативную номинацию адресатов; использование негативно окрашенной просторечной лексики; проявление неуважения по отношению к собеседнику и т.д. Всё это даёт нам понять, что у пользователей в социальных сетях отсутствует толерантность, чувство ответственности за свои действия и высказывания. Проявление агрессии отражает свойства личности агрессора, его общественное и социально-культурное развитие. Список литературы: 1. Фрустрационная теория агрессии [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрустрационная_теория_агрессии (дата обращения: 22.04.2021г.) 2. Радченко О.А. Исследование агрессивного дискурса: проблемы и перспективы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 7 3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. 4. Черкасова М.Н. Речевая агрессия как предмет лингвистической экспертизы (на примере текстов СМИ, содержащих сведения экстремистского характера) // Научные ведомости. 2009г. № 14. С. 57. 5. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. Пособие–М.: Флинта: Наука, 2007. 6. П.Ю. Смирнов. Языковые средства выражения речевой агрессии в интернет-коммуникации // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 14. С. 34-35. 7. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике // [Электронный ресурс] // URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 09.04.2021г.) 8. Анонимность // [Электронный ресурс] // URL: http://wikireality.ru/wiki/Анонимность#:~:text=Анонимность%20(от%20греческо го%20«без%20имени»),исключительно%20широкое%20распространение%20в %20Интернете (дата обращения: 09.04.2021). 9. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. М., 2000. 10. Паблик «ВКонтакте» Рифмы и Панчи // [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/rhymes (дата обращения: 09.04.2021). 11. Стексова Т.И. Речевая агрессия в Интернет- комментариях как проявление социальной напряжённости // Политическая лингвистика. 2013. С. 77-81. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 8