- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ЯПОНИИ С 1945 ГОДА ПО СОВРЕМЕННОСТЬ
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Щеглов И.И.
PDF файл статьиУДК 321.011 Щеглов Игорь Игоревич студент 3 курса бакалавриата, Исторический факультет Московский педагогический государственный университет, Россия, г. Москва e-mail: merlin.ig7@gmail.com Научный руководитель: Майстат М.А. кандидат политических наук, доцент Московский педагогический государственный университет, Россия г. Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ЯПОНИИ С 1945 ГОДА ПО СОВРЕМЕННОСТЬ Аннотация: В статье исследуется суверенитет Японии после поражения во Второй Мировой войне по современность, в процессе исследования выясняется, что Япония сначала утратила свой суверенитет и была под контролем США, но вскоре его восстановила. В статье еще рассмотрено состояние суверенитета Японии под воздействием факторов ограничения суверенитета, распространенных в мировой политике. Перечисляются факторы ограничения, и исследуется их влияние на суверенитет Японии. Ключевые слова: Япония, суверенитет, государство. Shcheglov Igor Igorevich 3rd year undergraduate student, faculty of History Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow Scientific adviser: Maistat M. A. Candidate of Political Science, associate professor, Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow STATE SOVEREIGNTY OF JAPAN FROM 1945 TO THE PRESENT Abstract: The article examines the sovereignty of Japan after the defeat in World War II to the present, in the process of research it turns out that Japan first lost its sovereignty and was under the control of the United States, but soon restored it. The article also examines the state of Japan's sovereignty under the influence of Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 1 the factors of sovereignty restriction that are common in world politics. The factors of restriction are listed and their influence on the sovereignty of Japan is investigated. Key words: Japan, sovereignty, states. Современный политический мир предполагает интеграцию государств друг с другом на различных уровнях и в различных сферах, такую интеграцию принято называть глобализацией, еще современный политический мир характеризуется развитием разного рода международных организаций, наличием международного права и пр. Такое устройство современной действительности влияет как на государства в целом, так и на институты государства в отдельности, к одним из таких институтов, на которое направлено влияние современной системы мира, можно отнести суверенитет. В данной статье рассмотрим состояние суверенитета Японии после Второй Мировой войны, каким суверенитетом обладала Япония после поражения в войне, как его состояние изменилось или изменялось ли и как на него повлияла новая политическая международная система, которая сформировалась под процессами глобализации. Первым будет рассмотрена эволюция суверенитета после Второй Мировой войны, вторым рассмотрим суверенитет Японии в глобальной системе. Но для начала определимся с понятием «суверенитет». Суверенитет – это независимость государства в определении внешней и внутренней политики от других государств и высшая власть, которая принадлежит политическим институтам государства [1, с. 64]. Государство только тогда можно назвать суверенным, когда все эти характерные черты присутствуют в том или ином государстве. Во Второй Мировой войне Япония была союзником фашистской Германии, и сражалась против Китая, СССР, США, и была формальным противником для ряда других государств. В этой войне Япония потерпела поражение, и естественно, как и любое другое государство, которое проиграло Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 2 войну, Япония была вынуждена заключить мир со странами победителями на их условиях. Колодкин Л.М. пишет, что после поражения Японии в войне началась реализация Потсдамской декларации, по этой декларации Япония брала курс на демилитаризацию, на устранение власти и «ограничение суверенитета Японии островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, разоружение японской армии и наказание военных преступников» [2, с. 31]. Милитаризация предполагала полное разоружение государства. Еще СССР потребовало от Японии сдать Курильские острова советским войскам. Таким образом, после подписания Потсдамской декларации в Японии сохранилась власть императора и правительства, но они были сильно ограничены присутствием США. Помимо этого, в Японии судебное разбирательство стало происходить по англосаксонской правовой системе. От США, как пишет Колодкин Л.М., был назначен Верховный командующий генерал Макартур [2, с. 32]. Верховный командующий мог организовать Международный военный трибунал, «назначать его председательствующего, главного обвинителя, членов трибунала из числа предложенных государствами, подписавшими акт капитуляции, и дополнившими их состав Индией и Филиппинами, смягчать или изменять приговор без увеличения вида и размера наказания» [2, с. 32]. Таким образом суверенитет Японии был сильно ограничен, государство потеряла независимость, но не на долго. Вскоре после окончания Второй Мировой войны началась Холодная война между странами капитала и странами социалистического блока. Суверенитет Японии ограничивала США, именно она по большому счету контролировала Японию. И поскольку страны социалистического блока занимали больше территории, чем страны капитала, то США были заинтересованы в союзе с Японией, к тому же сама Япония не хотела, чтобы на ее территорию попала идеология коммунизма, поэтому ее идеологические Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 3 взгляды были близки к взглядам США по крайней мере тем, что они выступали против распространения коммунизма. В 1947 году США взяли обратный курс на восстановление суверенитета Японии. Америка хотела «предоставить Японии независимость и дать ей возможность стать добровольным союзником США на Дальнем Востоке» [3, с. 96]. Японию не стали бы считать полноценным союзником капиталистических стран из-за отсутствия у нее суверенитета, поэтому США готовы были его снова ей предоставить. Переговоры между Японией и США начались осенью 1949 года, тогда же началась подготовка к конференции в Сан-Франциско, на котором стороны двух государств планировали обсудить свое сотрудничество. Вашингтон воспользовался своим положением и стал настаивать на сохранении своих войск и военных баз на территории Японии. В результате Япония согласилась на союз с США и их требования касательно сохранения на территории войск и военных баз. Отдельно стоит отметить, что 1947 году в Японии была принята Конституция. В Конституции Японии право на формирование власти принадлежит народу, и народ обладает суверенной властью. Шевчук М.И. пишет, что Конституцию предложила американская сторона, и эта Конституция была принята практически без изменений, при этом японские чиновники, которые составляли кабинет Есида, который был сформирован по голосованию народа, были ознакомлены с ней и не стали вносить большое количество поправок, и данный документ был принят, т.е. японские чиновники участвовали в процессе принятия Конституции и все-таки вносили небольшие поправки, Конституция не была навязана США [4, с. 269]. Таким образом, можно утверждать, что уже на момент 1947 года Япония проявляла признаки независимости и самостоятельности во внутренней политики, что может означать восстановление суверенитета. Правда принятие этой Конституции лишило Японии право на участие в войне, и, следовательно, 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Япония отказалась от какой-либо армии и от возможности решать конфликт военным путем, этот закреплено во второй главе в первой статье Конституции. Но такое ограничение суверенитета через Конституцию не является серьезным препятствием для Японии в случае, если она захочет от него избавиться. От такого ограничения достаточно просто избавиться, стоит лишь внести поправки в Конституцию, такие прецеденты в мировой практике были, и на примере нескольких стран можно увидеть, как легко переписать Конституцию, или можно просто отказаться от нее и принять новую. И потом был интересный прецедент, когда Япония формально нарушила статью конституции, это произошло, как пишет Гриванов Р.И., когда Япония принимала участие в крупномасштабных военно-морских учениях США с 1970-ых гг. [5, с. 192] Таким образом, интерес других государств к Японии с точки зрения соблюдения ею своей Конституцией отсутствует, и, если Япония захочет переписать Конституцию, это не должно вызвать несогласия на мировой арене. Но тем не менее пока суверенитет Японии ограничен в выборе внешней политики, Япония вынуждена вести миролюбивую политику и не может вступать в вооруженные конфликты. При таком положении Япония была бы уязвима к открытой агрессии других государств, что может привести к ограничению суверенитета, но Япония находится под защитой США. Так, например, «действие «ядерного зонтика» официально распространяется и на территорию Японии» [6, с. 232]. В июне 1950 года Америка готовилась к войне в Корее, американские силы, которые базировались в Японии, должны были быть переброшены на территорию Кореи, поэтому по приказу Макартура в Японии был создан 75-ти тысячный резервный полицейский корпус на замену американским военным. А в 1952 году Япония получила независимость от США, и уже в 1954 г. резервный полицейский корпус был заменен на «корпус национальной безопасности», который контролировался Вашингтоном. В 1956 году Япония Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 5 стала членом ООН, что фактически приравнивало ее к другим государствам членам этой международной организации. Вскоре в конце 1950-ых гг. Вашингтон пошел на уступки Японии, это связано с внутриполитической борьбой в Японии, где появилась партия с левой идеологией, и как результат были установлены партнерские отношения. Новый договор «включал взаимные, но не односторонние обязательства и в большей степени учитывал интересы Японии» [3, с. 99], но все же интересы Америки не перестали преобладать в военно-политических целях Японии. Отношения между Вашингтоном и Токио, не смотря на уступки Вашингтона не были равными. Гриванов Р.И. пишет, что такое сотрудничество с доминированием Америки продолжалось до середины 70-ых годов [5, с. 190]. С 70-ых гг. Япония стала проявлять значительно больше независимости в политическом пространстве. «Япония, несмотря на безусловную приверженность стратегическому союзу с США, чётко заявляла об определённых лимитах участия в планах Вашингтона по увеличению вклада своих союзников в систему общей безопасности» [5, с. 191]. В наши дни Япония имеет партнерские отношения с Америкой, и ведет независимую политику, в которой придерживается уже сложившегося военно- политического курса [7, с. 66]. Теперь рассмотрим суверенитет Японии на современном этапе, на нем ограничителем суверенитета могут выступать ТНК, международные организации, международное право, процессы глобализации. 1. Международное право. Япония, как и многие другие государства соблюдает основные конвенции международного права, и это безусловно ограничивает суверенитет Японии, но такое ограничение значительно не существенно, во-первых, такие конвенции либо являются основополагающими для функционирования социальной системы, например, к таким можно отнести конвенцию о защите прав человека и основных свобод (основополагающими они являются, поскольку создают благоприятную среду Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 6 для существования человека; к такой социальной системе люди и стремятся, а реализуют они свои цели через политические институты государства, которые по идеи должны представлять народ и обеспечивать благо для народа), либо этими конвенциями можно пренебречь, как поступают некоторые государства, но нужно понимать, что за этим последуют санкции со стороны других государств подписавших конвенцию. Так или иначе международные конвенции направлены не только на закрепление основополагающих прав, но и регуляцию международных отношений, которые положительно сказываются на выстраивании международных отношений государств. Во-вторых, таким конвенциям следует превосходящая количеством часть государств, которая есть на политической карте, а значит государства находятся практически в равной степени зависимы от международного права. 2. ТНК. Япония довольно устойчива перед транснациональными корпорациями, попытки некоторых ТНК закрепиться на экономической сфере государства не увенчались успехом. Бисикало А.Д. пишет, что некоторые ТНК не приживаются на японском рынке из-за специфической атмосферы японского рынка и экономической культуры. «Японцы оказались гораздо более восприимчивы к краткосрочным скидкам на узкий круг товаров, чем к сравнительно низким и стабильным ценам на широкий ассортимент продукции» [8, с. 180]. У японцев оказалась совсем другая экономическая культура, чем думали ТНК. Потом местные производители не собирались отдавать рынок ТНК, так, например, получилось с компанией Карфур, ее «сеть супермаркетов не выдержала конкуренции с небольшими местными магазинами, которые смогли предложить более низкие цены в первый же день работы сети» [8, с. 179]. Американским ТНК было сложно удержаться на японском рынке. К тому же японцы очень требовательны к качеству товаров, и у них очень сильно развита культура бренда. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 7 Зато инвестициям транснациональных корпораций Япония очень рада, как пишет Романова Е.М., Япония соглашается на инвестиции американских ТНК только если они выгодны на для нее самой, т.е. японское правительство пытается максимизировать выгоду от американских инвестиций, чтобы на инвестициях зарабатывали не только ТНК, но и Япония [9, с. 357]. Япония к сотрудничеству с ТНК подходит с положения, что сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Это не сколько Японию делает менее зависимой от ТНК, сколько говорит о том, что ТНК не наживаются на Японии без принесения ей выгоды. Япония представляет из себя сильного игрока в экономической сфере, чтобы ТНК пролоббировать свою политику (именно этот механизм воздействия как правило и используют ТНК) им придется изрядна постараться, поскольку японцы будут отстаивать свои интересы. По сравнению с некоторыми странами Япония можно сказать надежно защищена от ТНК, нельзя сказать, что они полностью не влияют на нее, но это влияние слабое, поскольку встречает сопротивление с японской стороны. 3. Международные организации. Япония состоит в нескольких международных организациях: ООН, ВТО, ОЭСР и пр. международные институты. ООН является по сути обязательной международной организацией для всех государств, которые хотят быть признаны государством. ВТО и Организация экономического сотрудничества и развития большие мировые организации, которые состоят из большого количества государств. Такие организации можно не считать большим фактором ограничения суверенитета, во-первых, поскольку они стали важным «атрибутом» современного политического мира и таких государств, которые являются членом международных организаций, много. И во-вторых, ни какая из этих организаций не предполагает существенного ограничения контроля, т.е. государства не берут в них существенных обязанностей, которые можно было Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 8 бы расценить как покушение на часть суверенного права и лишение полной власти территории государства. 4. Процессы глобализации. Времена, когда Япония была закрытой страной и не участвовала в интеграции с другими странами закончилась. Сегодня Япония активно сотрудничает с большим количеством стран. Сегодня «Япония демонстрирует иное отношение к вопросу интеграционного взаимодействия в регионе, пробуя различные диалоговые форматы укрепления связей, заключая соглашения о свободной торговле» [10, с. 159]. Региональная интеграция происходит в рамках Транстихоокеанского партнерства (ТТП), Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В состав ВРЭП входит 16 стран-участниц: 10 стран АСЕАН, Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия [11, с. 160]. Это новое трансрегиональное сотрудничество, начало ему было положено в 2020 году. Участниками ТТП являются 12 стран: Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзии, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Соединённые Штаты (вышли из соглашения), Чили, Япония, и такое региональное сотрудничество началось намного раньше, чем ВРЭП (2012 г.). В АТЭС входит более 20 стран [10, с. 160]. Естественно из-за высокой степени сотрудничества Японии в экономическом пространстве с другими государствами, Япония является зависимой экономически от этих стран, и, следовательно, не может проводить внешнюю политику, не учитывая сотрудничество в рамках экономических соглашений. С появлением ВРЭП количество обязанностей Японии перед странами участниками данной организации возрастет, но Япония сама выбрала такой путь развития, ее никто не заставлял вступать в региональные объединения, и, если Япония захочет, она может выйти из региональных блоков и не нести никаких обязанностей перед другими государствами. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 9 Япония после проигрыша во Второй Мировой войне потеряла свой суверенитет и была подконтрольна США, но вскоре США были вынуждены вернуть суверенитет Японии, чтобы она смогла стать ее полоненным союзником в Холодной войне. После получения независимости Япония еще недолгое время зависела от США, в 1970-ые гг. Токио начинает вести независимую политику. Несмотря на отсутствие сопротивления Вашингтона таким событиям, Токио остается приверженной военно-политическому курсу США. Что в принципе Вашингтон только и волнует, т.е. чтобы Токио оставался их союзником в военно-политическом плане. Формирование таких отношений можно было предсказать, ведь США, предложив Японии Конституцию, дали возможность ее обсудить и изменить, что говорит о том, что США не видят Японию как сильно зависимую от нее государство, а Япония готова к возвращению своего суверенитета. Суверенитет Японии со стороны современных процессов мировой политики не имеет опасных ограничений, поскольку ТНК, международное право, международные организации и региональное сотрудничество стали неотъемлемой частью мировой системы, и с такими факторами ограничения суверенитета вынуждены смириться большинство государств. Про транснациональные корпорации следует еще сказать, что они не представляют для государственного суверенитета Японии угрозы, хотя они больше других факторов могут воздействовать на суверенитет. Япония защищена от влияния ТНК на суверенитет, т.к. ТНК не могут удержаться на японском рынке, что приводит к тому, что ТНК не могут ограничить суверенитет Японии через привычные им механизмы: сговор и лоббизм, поскольку они должны контролировать рынок, и последнее, японская экономическая элита не пойдет на экономические соглашения, если они не будут партнерскими и Япония не получит от этого выгоду. На данный момент самым главным фактором ограничения суверенитета является Конституция Японии, которая не дает ей в полной мере проводить Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 10 свою внешнею политику и делает ее зависимой от военных сил Америки, поскольку не может иметь собственную армию. Список литературы: 1. Волков А.Д. Сущность государственного суверенитета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5. С. 63-65. 2. Колодкин Л.М. Нечевин Д.К. Нюрнберг и Токио: суды над военными преступниками // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 3. С. 29-34. 3. Соломатина В.М. 2004. 03. 015. Сафронов В. П. СССР - США - Япония в годы «Холодной войны», 1945-1960 гг. // РАН. Ин-т Рос. Истории. - М. , 2003. - 422 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Реферативный журнал. 2004. С. 95-99. 4. Шевчук М.И. Из истории конституционализма в Японии (Конституция 1947 г.) // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2005. С. 265-272. 5. Гриванов Р.И. Роль США в формировании внешней политики Японии // Россия и АТР. 2011. № 2. С. 187-193. 6. Смирнова О.С. Проблема военных баз США в Японии: современный этап // Вестник МГИМО Университета. 2012. №. 3. С. 227-232. 7. Волков С.В. США и Япония в мировой политике // Вестник МГИМО Университета. 2013. №5. С. 62-69. 8. Бисикало А.Д. 2009. 03. 045. Аояма Ю. Олигополия и структурный парадокс деятельности розничных ТНК в Японии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2009. С. 178-182. 9. Романова Е.М. Об опыте привлечения инвестиций США в экономику Японии: выводы для России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. С. 357-361. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 11 10. Мищенко Я. В. Япония в региональной интеграции: вызовы, задачи и перспективы // Ежегодник Япония. 2020. Т. 49. С. 157-174. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 12