- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА КАК ФОРМА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Шарова А.Н.
PDF файл статьиУДК 342 Шарова Анастасия Николаевна студентка 2 курса магистратуры Московский финансово-юридический университет (МФЮА) Россия, г. Москва e-mail: astitov33@gmail.com Научный руководитель: Кудряшов Евгений Олегович, доцент, кандидат юридических наук Московский финансово-юридический университет (МФЮА) Россия, г. Москва ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА КАК ФОРМА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Аннотация: В статье рассматривается основания и порядок ликвидации юридического лица, формы административной ответственности юридических лиц, а также особенности принудительной ликвидации как вида администра- тивной ответственности Ключевые слова: ликвидация юридического лица, основания ликвида- ции, формы административной ответственности, принудительная ликвидация. Sharova Anastasia Nikolaevna 2nd year master student University of Finance and law (MFUA) Russia, Moscow Scientific adviser: Kudryashov Evgeny Olegovich, associate professor, candidate of legal sciences University of Finance and law (MFUA) Russia, Moscow LIQUIDATION OF A LEGAL ENTITY AS A FORM OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY Abstract: The article discusses the grounds and procedure for the liquidation of a legal entity, the forms of administrative liability of legal entities, as well as the fea- tures of forced liquidation as a type of administrative liability. Keywords: liquidation of a legal entity, grounds for liquidation, forms of ad- ministrative liability, forced liquidation. Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликви- дация юридического лица возможна двумя способами: добровольный порядок по 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru решению учредителей и принудительный порядок (административный и судеб- ный) [1]. Второй способ подразумевает ликвидацию юридического лица с одной стороны, как форму административной ответственности, а с другой - не преду- сматривает такой вид ответственности в Кодексе об административных правона- рушениях [2]. По мнению многих ученых, ликвидация - это прекращение деятельности юридического лица, связанное с ликвидацией его имущества, без перехода пра- вопреемства [3 с. 15, 4 с. 29]. Организация считается ликвидированной с момента внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридиче- ских лиц. Как было отмечено выше, принудительная ликвидация юридического лица представляет собой форму его административной ответственности за совер- шения правонарушения. Согласно пункту 2 статьи 3.2 КоАП РФ, к юридиче- скому лицу применяются следующие административные наказания: администра- тивный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административ- ного правонарушения; административное приостановление деятельности. Как мы видим, такой формы административной ответственности как ликвидация в КоАП РФ не предусмотрена. Принудительная ликвидация юридического лица возможна по решению суда (судебный порядок) или налогового органа (административный порядок). Административный порядок ликвидация юридического лица возможен по решению налогового органа в случае признания его недействующем. Согласно статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [5], если юридическое лицо с момента регистрации в течении 12 месяцев не сдавало не- обходимые отчетности в налоговый орган (уплата НДФЛ, налоги на доходы), или по банковскому счете организации не было никаких движений денежный средств, то такая организация признается недействующей, и соответственно мо- жет быть ликвидирована. Суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица в случае, если: при регистрации были допущены нарушения, и их нельзя в последствии устранить; организации не получила соответствующее разрешение на свою деятель- ность (лицензия); законодательством запрещена деятельность организации (например, пре- следует мошеннические цели); деятельность организации нарушает конституционный строй станы; организация в своей деятельности грубо и неоднократно нарушало законы или предписания; деятельность организации осуществляется с неоднократными или гру- быми нарушениями закона или иных правовых актов; и другие случае, предусмотренных ГК РФ [6]. Таким образом, ликвидация юридического лица по решению суда насту- пает в случае нарушения организацией действующего законодательства. Напри- мер, юридическое лицо ведет свою деятельность без соответствующего разреше- ния (лицензия). При вынесения решения о принудительной ликвидации, суды руковод- ствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года №14-П [7]. Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликви- дации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью наруше- ния обязательных для юридических лиц правовых актов. Таким образом, принудительная ликвидация юридического лица на прак- тике рассматривается как форма административной ответственности, но в КоАП РФ оно не закреплено. В связи с этим предлагается внести следующие изменения в КоАПФ РФ: - дополнить часть 1 статьи 3.2 пунктом 12: «принудительная ликвидация юридического лица»; - дополнить статьей 3.15: «Статья 3.15. Принудительная ликвидация юридического лица 1. Принудительная ликвидация юридического лица заключается в прекра- щение деятельности действующего юридического лица. 2. Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по ре- шению суда или налогового органа. Список литературы: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше- ниях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1 3. Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организа- ций: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. 24 с. 4. Слоневская А. Ю. Ликвидация коммерческих организаций. М.: Про- спект, 2014. 29 с 5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни- мателей» // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001. 6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. № 10. 2004. 7. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального за- кона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Рос- сийской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и ста- тьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2003.