- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Грибина Г.А., Дубровин Н.А.
PDF файл статьиУДК 371 Гордеев Кирилл Сергеевич, студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: kirill_gordeev_true@mail.ru Жидков Алексей Андреевич, студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Грибина Галина Александровна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Дубровин Никита Алексеевич студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: Авторы статьи характеризуют теоретические аспекты правового воспитания школьников. В статье рассматривается понятие правового воспитания в широком и узком смысле, выделяются компоненты правовой культуры школьников. Авторы анализируют задачи правового воспитания школьников, а также характеризуют два ключевых аспекта правового воспитания школьников: правовое просвещение и вовлечение в практическую юридическую деятельность. Ключевые слова: правовое воспитание, правовое обучение, школьное образование, правовая культура, учебно-воспитательный процесс. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Gordeev Kirill Sergeevich, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexey Andreevich, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Gribina Galina Alexandrovna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseevich master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod THEORETICAL ASPECTS OF LEGAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN Abstract: The authors of the article characterize the theoretical aspects of the legal education of schoolchildren. The article examines the concept of legal education in a broad and narrow sense, identifies the components of the legal culture of schoolchildren. The authors analyze the tasks of legal education of schoolchildren, and also characterize two key aspects of legal education of schoolchildren: legal education and involvement in practical legal activity. Key words: legal education, legal education, school education, legal culture, educational process. В современной России непосредственным образом ведётся активная работа по формированию правового государства. Это представляет собой не только цель, но и значимое средство разрешения многих проблем, которые стоят Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 2 перед нашим обществом. Создание условий правовой защищенности всех граждан России – крайне важная задача. Наша страна нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитанию, так как ни одно правовое отношение не реализуется в практической деятельности, если оно не имеет соответствующей общественно- психологической основы в сознании личности. Становление правового государства возможно лишь в случае повышения уровня правовой культуры его граждан, формирования в общественном сознании идеалов законности, отношения к праву как к базовой ценности социума. Добиться этих целей возможно лишь посредством оптимальных воспитательных механизмов. Необходимо заметить, что формирование правовой культуры и законопослушного поведения человека изначально происходит в школе. Правовое воспитание школьников представляет собой одно из приоритетных направлений в системе воспитательной работы школы. С.Н. Усова отмечает, что понятие правового воспитания можно рассматривать как в широком, так и узком смысле. Правовое воспитание в широком смысле представляет собой социализацию личности, её воспитание в окружающей обстановке в целом. Правовое воспитание в узком смысле ориентированно непосредственно на повышение правовой культуры человека, группы людей, социума. В данном контексте невозможно без затрагивания понятия правовой культуре [1]. О.В. Васильева выделяет определённые компоненты правовой культуры: знание системы ключевых юридических предписаний; понимание принципов функционирования правовой системы; глубокое личностное уважение к правовой системе, правовому государству, правовому порядку в целом; убежденность в необходимости соблюдения юридических предписаний; активная жизненная позиция в сфере права; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru навыки реализации юридических знаний в процессе правомерного общественно-активного поведения. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников является целенаправленной системой мер формирования установок по соблюдению правовых норм [2]. В рамках школьной системы образования М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, С.М. Куницына определяют правовое воспитание в качестве управляемого, планомерного, систематического и организованного процесса воздействия на психологию школьников посредством средств, методов и форм воспитательной активности [3]. Также следует выделить ключевые задачи правового воспитания школьников: утвердить в сознании школьников убеждения и взгляды, которые обеспечивают уважение к государству, стране, законодательству и нетерпимость к правонарушениям; содействовать защите правовых норм, проявлению высокой активности в области права, участию в использовании юридических норм на практике; выработать умения и навыки осознанного стремления к правомерному поведению и самостоятельной правовой оценке материальной действительности; формировать высокую правовую культуру, которая непосредственным образом включает в себя компоненты правомерного поведения. Достижение этой цели включает в себя процесс выработки устойчивых общественно значимых личностных качеств; овладение школьниками базовым набором юридических знаний, умений и навыков. Правовое воспитание включает в себя два ключевых аспекта: правовое просвещение и вовлечение школьников в практическую юридическую деятельность. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 4 Правовое просвещение непосредственным образом включает в себя правовое обучение и информирование школьников об основах юриспруденции. Вовлечение в практику применения правовых норм имеет цель, которая состоит в использовании приобретаемых знаний в области права на практике. В свою очередь, необходимо, чтобы правовое просвещение способствовало формированию специфического правового понятийного аппарата мышления, посредством которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей юридической информации. Формирование данного понятийного аппарата представляет собой одну из наиболее значимых задач правового просвещения учащихся школы. Содержание правового просвещения школьников включает в себя изучение нормативно-правовых актов, а также различных самостоятельных отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для школьников. Речь идёт об уголовном, административном, семейном, трудовом, гражданском и иных отраслях права. 1. Усова С.Н. Социальное проектирование в школе как фактор эффективной социализации обучающихся // Академический вестник. 2017. № 1 (23). С. 18-25. 2. Васильева О.В. Антропологический ракурс современных социокультурных представлений // Искусство и образование. 2016. № 3 (101). С. 8. 3. Нечаев М.П., Фролова С.Л., Куницына С.М. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности. Монография. М.: АСОУ, 2017. 100 с. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Список литературы: