- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В ПОЭМЕ «ДЕМОН»
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Тулин А.Н.
PDF файл статьиУДК 1751 Тулин Александр Николаевич студент филологический факультет Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева Россия, г. Саранск e-mail: great.tulin@yandex.ru Научный руководитель: Степин Сергей Николаевич, кандидат филологических наук, доцент Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева Россия, г. Саранск ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В ПОЭМЕ «ДЕМОН» Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности построения психологизмов в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова. В центре сюжета выделяются два главных персонажа: Демон и Тамара, на основе которых можно четко проследить основное содержание психологизма. Ключевые слова: психологизм, романтизм, поэма, образ, душа. Tulin Alexander Nikolaevich student philological faculty Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevieva Russia, Saransk Scientific adviser: Stepin Sergey Nikolaevich, Candidate of Philology, Associate Professor Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevieva Russia, Saransk FEATURES OF THE PSYCHOLOGISM OF M. YU. LERMONTOV IN THE POEM "THE DEMON" Abstract: This article examines the features of the construction of psychologisms in the poem "The Demon" by M. Yu. Lermontov. In the center of the plot, two main characters stand out: the Demon and Tamara, on the basis of which the main content of psychologism can be clearly traced. Key words: psychologism, romanticism, poem, image, soul. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Михаил Юрьевич Лермонтов, пожалуй, один из лучших писателей, который смог в своем творчестве воплотить особый тип героя с психологической точкой зрения. Он мог изобразить такого персонажа, лирические фразы которого, читатель может с восхищением цитировать на протяжении всей жизни, но все же яростно ненавидеть этого героя. В представленной статье ставится задача рассмотрения одного из последних произведений М.Ю. Лермонтова, поэмы «Демон», а также психологические особенности (психологизм) действий главных героев. В литературе под психологизмом понимают внутреннее состояние героя, способное выражать его характер. Автор, создавая свое произведение, отражает в психологизме душевное состояние того или иного героя, тем самым предоставляя возможность читателю понять героя таким, каким его задумал автор. В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» стоят два ключевых персонажа: Демон – «Дух изгнанья» [1, с. 1], падший ангел, и Тамара – княжна, по суровому року оказавшаяся в монастыре. Он печалится о минувших днях, когда ему приходилось блаженствовать в вечном Эдеме. Она тоскует о своей нелегкой судьбе, об умершем женихе и о своей несчастной молодости. С первого взгляда можно сказать, что их судьбы трагически похожи, однако поэма неожиданно преподносит свою гениальность. Каждый, кто дочитал произведение до конца, смело разграничит Тамару и Демона, решительно каждый возненавидит жителя ада, и посочувствует несчастной Тамаре, в ее участи. М. Ю. Лермонтов заложил в своем произведении невероятно сильный психологизм, на котором полностью построена поэма. Он открывается перед читателем с самого знакомства с Демоном – «Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой;» [1, с. 1] и заканчивается гибелью Тамары «К груди хранительной прижалась, Молитвой ужас заглуша». [1, с. 57] Однако, наиболее ярко внутренне Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 2 состояние героев выражено в середине произведения, в момент соблазнения Тамары Демоном. Демон в произведении выступает в роли сильного психолога, способного проникнуть в душу человека и затронуть в ней самое ценное. В данном случае – чувства. Это и делает герой, обещая Тамаре вечную любовь в аду и безмятежное счастье, а также бросая пустые клятвы о чувствах девушке. Сам же Демон уверяет ее, что прошлому места нет, и его душевные терзания давно пересилили внутреннее зло. Он говорит, что миг, когда его не узнал ни один из светлых ангелов, стал для него мигом ужаса. «Изгнанников, себе подобных, Я звать в отчаянии стал,» [1, с. 41]. В этом фрагменте ясно видно, что Демон сокрушается о содеянном, поняв свою ошибку. Автор мастерски создает внешний психологизм, нисколько не скрывая его. М. Ю. Лермонтов вносит в свою поэму такой прием, как обманный психологизм. Во время знакомства с главным героем он никак не описывает его внешний образ. Не делает его отрицательным персонажем, скорее наоборот, автор поясняет, что герой давно хочет примириться с небом, хочет молиться и любить. Однако, в кульминации произведения, показывается настоящий лик Демона. «Он был могущ, как вихорь шумный, Блистал, как молнии струя,» [1, с. 57]. Дело в том, что образ, представленного в начале произведения романтичного и полного раскаяния героя, был фальшивым. Иной же, открытый автором в конце, является истинным образом Демона. Михаил Юрьевич преподносит его только тогда, когда становится необходимым узнать, что все его клятвы в адрес Тамары – ложь. Тут автор показывает еще один великолепный психологизм в образе героя. Его нутро наполнено злобой, демонская сущность не отпускает Демона, а сам он обманщик и лицемер. Его душа – бутафория, мнимое отражение добра. И все это видно исходя всего лишь из интимных слов злого духа бедной княжне. Из его клятв и внутренних терзаний. Всю суть образов этих героев автор показывает без лишних пояснений, гениально описывая души княжны и Демона. Только эти факторы помогают понять, как суть героев, так и суть произведения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 3 Образ же Тамары напротив, открыт для читателя с самого начала, и не изменяется вплоть до конца поэмы. «…И влажный взор ее блестит Из-под завистливой ресницы; То черной бровью поведет, То вдруг наклонится немножко, И по ковру скользит, плывет Ее божественная ножка…" "И были все ее движенья Так стройны, полны выраженья, Так полны милой простоты…" "…Волною шелковых кудрей…» [1, с. 9]. Данные строки показывают, что ее внутренне состояние оставалось неизменным. Оно статично, ведь ей абсолютно нечего скрывать и некого обманывать. Ее внешность светла, а стан грациозен. Своим образом она противостоит истинному образу Демона. В данном произведении княжна и злой дух являются главными антагонистами поэмы. Невероятно одинаковые персонажи в начале, и столь же сильно разные в конце. А ведь разница всего лишь в малом изменении душевного состояния одного из них, и все – коллапс. Есть версия, что в психологизме Демона Лермонтов отразил свое собственное состояние [3]. Свое переживание, мирское пренебрежение и даже злобу. Еще Галахов говорил о том, что поэт отожествлял судьбу своих образов со своей собственной судьбой. Каждому главному герою он глубоко сочувствовал, понимая их схожесть с самим автором. Наверное, поэтому Лермонтов так мастерски расставил по страницам поэмы свои психологизмы, которые словно ловушки завлекают читателей в свою пучину. А помните ли Вы момент, когда Тамара впервые почувствовала Демона? О чем думала она в тот миг? «Святым захочет ли молиться — А сердце молится ему;». Да, здесь состояние ее души содрогнулось, она встала между двух огней. Но как сказано в Евангелии «Не можете служить Богу и маммоне» [2]. И Тамара, сама того не желая, не способная справиться с собой, отворачиваясь от Бога, начинает губительное знакомство с духом. Можно ли винить эту девушку? Нет. Точно так же, как невозможно винить Татьяну Ларину, за ее наивные чувства к Онегину, или Бедную Лизу, слепо доверяющую Эрасту. Мы не судим Тамару, нам становится ее жаль. Да, состояние ее молодой души мы примеряем Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 4 на себя, мы содрогаемся от того, от чего дрожит она сама, и это глубоко заслуга Михаила Юрьевича. Говоря о психологизме поэмы, необходимо еще привести в пример те действия, которые совершил Демон перед тем, как войти в келью Тамары. Он заплакал [4]. По его щеке потекла такая жгучая слеза, что смогла прожечь собой лежащий рядом камень. Своим состоянием Демон на тот момент был близок к Тамаре, его мертвая душа, на секунду начала воскресать. И это единственное место, где он одной ногой встал на сторону света. Демон попытался раскаяться. И даже эту короткую попытку мы прочувствуем сами, мы живем в эти минуты и за себя, и за него, и за нее. В этом и кроется сила Лермонтовского психологизма. Таким образом, внутреннее состояние литературного героя – невероятно важная деталь в создании рукописи. Непременно «Демон» манит своим накалом, который невозможно было бы создать без описания души. Одни только действия не способны передать всего того прекрасного, что способно выразить сердце, а ведь литературный психологизм и есть сердце героя. Список литературы: 1. Лермонтов М.Ю. Демон. М.: ЛитРес: Стихи и поэзия, 1841. 68 с. 2. Евангелие по Матфею, 6 (Мф. 6). Новый Завет / Азбука.ру: Библия. Параллельный перевод на церковнославянский (русскими буквами) и синодальный. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: ttps://azbyka.ru/biblia/?Mt.6:24&c~r (дата обращения: 25.04.2021 г.) 3. Пульхритудова Е. «Демон» как философская поэма. М.: Наука, 1964. С. 76-105. 4. Пoэмa «Дeмoн» M.Ю. Лepмoнтoвa и ee xyдoжecтвeннoe своеобразие. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.textologia.ru/literature/literatura-rossii/lermontov-mihail- jurevich/poema-demon-m-yu-lermontova-i-ee-hudozhestvennoe- svoeobrazie/5806/?q=471&n=5806 (дата обращения: 25.04.2021 г.). 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru