- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2019"
Автор(ы) статьи: Коваленко Д.А.
PDF файл статьиУДК 332.1 Коваленко Денис Алексеевич студент 3 курса, Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Россия, г. Москва e-mail: disk-sarov@yandex.ru Научный руководитель: Куликова Галина Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры общего менеджмента, Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Россия, г. Москва УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ Аннотация: В статье рассмотрено управление проектами и программами. Управление программами постоянно связано с имеющимися процессами управления в регионе. Практически в каждом субъекте РФ данный процесс аналогичен, однако, не в каждом регионе он автоматизирован. Для организации проектной деятельности в субъекте РФ создано единое информационное пространство между проектными офисами региона и муниципальных образований, так как именно на местах осуществляются мероприятия проектов и программ. Ключевые слова: проекты, программы, регион, управление. Kovalenko Denis Alekseevich 3d year student Moscow Financial and Industrial University "Synergy" Russia, Moscow Scientific adviser: Kulikova Galina Anatolevna, candidate of economic sciences, associate professor, Department of General Management, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" Russia, Moscow MANAGEMENT OF REGIONAL PROJECTS AND PROGRAMS Abstract: The article describes the management of projects and programs. Program management is constantly linked to existing management processes in the region. In almost every subject of the Russian Federation, this process is similar, however, it is not automated in every region. To organize project activities in the constituent entity of the Russian Federation, a single information space has been Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 1 created between the project offices of the region and municipalities, since it is on the ground that project and program activities are carried out. Key words: projects, programs, region, management. Обострение проблем регионального развития нашей страны связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения субъектов, потребностью поддержания экологического равновесия, освоения природных ресурсов, развития территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости общества. В данных условиях оправдано применение эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, с помощью которого можно надежно и квалифицированно, в минимальные сроки решать стратегические проблемы совершенствования отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства. Цель исследования – рассмотреть процессы управления программами развития регионов. В ходе работы были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть этапы управления программами; 2. Рассмотреть особенности управления региональными программами; Управление программами постоянно связано с имеющимися процессами управления в регионе. В связи с этим система управления программами должна интегрироваться в процессы: • управления муниципальными и государственными программами; • стратегирования; • управления закупками; • планирования и выполнения бюджета; • сбора и анализа показателей социально-экономического развития региона [1, c. 163]. Программный комплекс обеспечивает полный цикл управления программами и проектами, а также позволяет: 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru • существенно увеличить эффективность межведомственного взаимодействия и координацию значительного количества участников и соисполнителей проектов и программ; • приобрести полную комплексную картину по осуществлению мероприятий программ и проектов на всех этапах в режиме онлайн; • применять приоритизацию проектов и мероприятий проектов в зависимости от индивидуальных параметров совершенствования региона; • своевременно перераспределять финансовое обеспечение проектов; • увеличить оперативность контроля выполнения сроков и контрольных событий проекта; • применять технологии общественного контроля за осуществлением социально значимых проектов с применением сервисов обратной связи; • оперативно использовать корректирующие действия при срыве промежуточных и итоговых сроков осуществления мероприятий проекта, а также при наступлении прочих рисков проекта. Этап инициализации проектов и методиках их выбора следует рассмотреть на примере региона с использованием «проектного сита» для отбора проектов. Сперва совершается ранжирование проектов по некоторым показателям: стратегической важности, инновационности/рискованности, объему расходов из регионального бюджета, доле частного капитала в объеме инвестиций проекта, уровню заинтересованности в проекте, числу задействованных органов власти области, влиянию на социально-экономическое развитие региона и его некоторых территорий. После этого реализуется определение рейтинга проекта. Следует учитывать три мультипликатора: существование подтвержденного финансирования проекта, существование органа исполнительной власти Ленинградской области — инициатора проекта, управленческая важность проекта. Данный подход позволяет на сравнимой и объективной основе принимать решение о запуске проектов, исключая необоснованные или неприоритетные. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 3 Следующий этап осуществления проекта — планирование контрольных событий и сроков, закупок, бюджета, идентификация рисков и способов реагирования на них [2, с. 52]. В определенных регионах есть осуществления этапа планирования и согласования контрольных событий и сроков проекта. Все мероприятия проектов следует детализировать на три типа, для отдельного из которых принято выделять типовой набор контрольных событий. К примеру, для типа мероприятия «Объект адресной инвестиционной программы» обязательные контрольные события это: выявление типового проектного решения, начало конкурсной процедуры по выбору контрагента, заключение государственного контракта на проект, контрольные события на этапах осуществления договора. Важный элемент это постоянная связь с закупочным процессом региона, предопределяющая сроки закупочных процедур, учитывая требования Закона № 44-ФЗ. Оценка стоимости проекта и создание графика финансирования в государственном управлении постоянно связаны с механизмом финансирования государственных программ. В этом случае интересен опыт Санкт-Петербурга в части применения типовых алгоритмов расчета по видам мероприятий, которые включены в госпрограммы. Мероприятия принято разделять на затраты совершенствования и текущие затраты. Для их расчета используются методы не только восходящего, но и нисходящего планирования, а также сметно- нормативный метод. Применение комбинаций расчетов для различных типов мероприятий проектов позволяет осуществлять гибкую систему оценки стоимости, учитывая индивидуальные особенности проектов. Ключевой в проектной деятельности это этап планирования (оценки) рисков. Именно данный этап методологически и практически меньше всего является проработанным в регионах. Для роста качества этапа планирования рисков в регионе реальное наступление риска учитывается при проведении оценки эффективности проекта. При наличии признака риска недостижения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 4 прогнозируемого значения показателя при оценке эффективности плановое значение изменяется на величину допустимого отклонения. При нарушении срока наступления контрольного события, которое вызвано воздействием фактора риска, контрольное событие является невыполненным и не принимает участие в оценке эффективности. Обобщение региональных практик предоставляет возможность сформулировать вывод: применение автоматизированных механизмов планирования сроков, бюджета, закупок и рисков проекта позволяет унифицировать процедуры планирования, учитывая регламентные мероприятия и индивидуальные особенности проектов, сделать проекты сравнимыми между собой, исключить человеческий фактор и связанные с ним ошибки. Для данных целей в рамках ПК «Управление программами и проектами» настраивается информационное взаимодействие с разными региональными автоматизированными системами для оперативного обеспечения необходимой информацией и аналитикой. Это могут быть системы планирования и выполнения бюджета, системы управления адресными инвестиционными программами, региональная контрактная система, бухгалтерские системы, системы сбора и анализа показателей социально-экономического развития региона. Далее следует рассмотреть особенности управления региональными программами, которые основаны на следующем: • управление проектированием и осуществлением программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона; • выбор региональных проблем совершается территориальными органами власти; • финансирование программ реализуется, как правило, за счет средств определенного региона, а также за счет средств государства, инвестиций и т.д.; • программные мероприятия реализуются в границах географически ограниченного региона (область, край, города федерального значения); Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 5 • региональные программы обладают точной адресностью, строгой целевой направленностью, конкретным ограничением временных интервалов; • региональные программы увязываются с общегосударственной концепцией регионального совершенствования и региональной политикой страны. Базовые методологические принципы подготовки и осуществления региональных программ в современных условиях это: • целевая направленность и системность мероприятий программы; • синхронность и комплексность целей и задач программы на каждом этапе ее исполнения; • вариантная подготовка мероприятий программы, учитывая неопределенность (альтернативность) условий ее осуществления; • адресность заданий программы (сроки, исполнители, контрольные показатели и т.д.); • ресурсная обеспеченность программы; • обеспечение управляемости программы (формирование необходимых организационных, правовых, финансовых механизмов). Итак, были рассмотрены особенности управления и базовые методологические принципы подготовки и осуществления региональных программам. Было выявлено информационное пространство между проектными офисами региона и муниципальных образований, определены следующие этапы: этап инициализации проектов и методиках их выбора; этап планирования контрольных событий и сроков, закупок, бюджета, идентификация рисков и способов реагирования на них; этап оценки стоимости проекта и создания графика финансирования; этап оценки рисков. Список литературы: 1. Мазур И.И. Управление проектами. М.: Омега-Л, 2012. 664 с. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 2. Первушин В.А. Практика управления инновационными проектами. Учебное пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 208 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 7