- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ДИСПРАКСИИ НА ОНЛАЙН ЗАНЯТИЯХ
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Михайлова М.А.
PDF файл статьиУДК 37 Михайлова Марина Алексеевна студентка магистратуры кафедра психолого-педагогического образования и дефектологии факультет психолого-педагогического и специального образования Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск e-mail: mar1416@ya.ru ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ДИСПРАКСИИ НА ОНЛАЙН ЗАНЯТИЯХ Аннотация: В статье рассматривается проблема преодоления артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста. Автор предлагает строить коррекционную работу в дистанционном формате поэтапно. Каждый этап нацелен на: развитие общей моторики, пространственно-временного ориентирования, чувства ритма, выполнения моторной программы (способности начинать, переключать и завершать моторное действие), слоговой структуры слова. В статье даны рекомендации по проведению специальных упражнений, в рамках каждого этапа, разработанных логопедом-практиком О. Тарасовой. Коррекционная технология актуальна и интересна своей простотой и одновременно неординарностью и эффективностью. Ключевые слова: артикуляционная диспраксия, онлайн занятия, пространственно-временное ориентирование, визуально-ритмические коды, чувство ритма. Mikhailova Marina Alekseevna master student Department of Psychological and Pedagogical Education and Defectology Faculty of Psychological, Pedagogical and Special Education Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk STAGES OF CORRECTIVE WORK IN ARTICULATIVE DISPRAXIA ONLINE LESSONS Abstract: The article deals with the problem of overcoming articulatory dyspraxia in preschool children. The author suggests building correctional work in a remote format in stages. Each stage is aimed at: the development of general motor skills, spatial-temporal orientation, sense of rhythm, the implementation of the motor program (the ability to start, switch and complete a motor action), the syllabic structure of the word. The article provides recommendations for conducting special exercises, within each stage, developed by speech therapist O. Tarasova. Correctional Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 1 technology is relevant and interesting for its simplicity and at the same time extraordinary and effective. Keywords: articulatory dyspraxia, online classes, spatial-temporal orientation, visual-rhythmic codes, sense of rhythm. Известно, что на формирование познавательной деятельности ребёнка и уровень его общего развития оказывают влияние имеющиеся речевые нарушения. В период дошкольного развития происходит общее формирование ребёнка, наряду с этим, важнейшей предпосылкой развития речевой деятельности становится достаточная сформированность когнитивных функций и познавательной деятельности. Становление психического развития ребёнка зависит прежде всего от развития его речи. Поэтому перед дошкольным образованием стоит основная задача – развитие речи детей, одним из компонентом которого является состояние двигательных возможностей артикуляционного аппарата. Развитие речи включает в себя умение четко и правильно произносить звуки, владеть развитой артикуляционной моторикой [1, с. 190]. Современная статистика указывает на тенденцию роста количества детей дошкольного возраста с фонетическими расстройствами речи [3, с. 125]. Отсюда, как следствие, возникают трудности в коммуникации, неадаптивное поведение, искажение в личностном развитии ребенка. Возникает необходимость поиска эффективных методов и приёмов коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями артикуляционного праксиса. Артикуляционная диспраксия выражается в неспособности совершать последовательные движения языком, губами, ртом, невозможности переключения с одной артикуляционной позы на другую [4, с. 106]. Это нарушение в дальнейшем может привести к трудностям усвоения ребёнком учебной программы. От того, насколько своевременно будет сформирована правильная речь у дошкольника с артикуляционной диспраксией, может зависеть его дальнейшее познавательное развитие и вербальная коммуникация. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 2 Коррекционная логопедическая поддержка на сегодняшний день, в период пандемии значительно затруднена, поэтому необходимо рассмотреть этапы коррекционной работы в дистанционном формате (онлайн занятия) по рекомендациям логопеда-практика О. Тарасовой [5]. Первый этап работы нацелен на развитие общей моторики, поскольку от способности управлять своим телом, пальцами зависит развитие сенсорной интеграции ребёнка. В рамках этого этапа О. Тарасова предлагает применять такие упражнения, как: массаж предметами различной текстурами (тканями, шишками, палками, вибромассажерами, мочалками и т.д.). При этом следует понимать, что выполняемый массаж нацелен на улучшение тактильной чувствительности и воздействие не должно быть длительным [5]. Второй этап направлен на развитие пространственно-временного ориентирования, которое включает в себя работу по уровням [5]: − нейробиологические предпосылки систем восприятия (биоритмы, биологические часы, включённость в ритмику окружающей среды). − формирование соматогнозиса, который отвечает за фиксацию ощущений организма, ритма дыхания, сердца и т.д. − развитие метрических и топологических представлений (расстояние и положение одного объекта относительно другого и т.д.), обусловленных восприятием пространства посредством манипулирования каким-либо предметом. − формирование понятия «прошлое-настоящее-будущее» и координатных представлений. − формирование проекционных представлений. Для развития пространственно-временного ориентирования у детей дошкольного возраста с артикуляционной диспраксией можно использовать следующие упражнения: упорядочение предметов (игрушек), выстраивание визуально-ритмических кодов (использование визуальных рамок), применение предлогов на основе отработанного опорного образца (с одним предлогом), игра «Если мишка говорит громко, то сажай его близко, если говорит тихо, то сажай Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 3 далеко», игра «Рассади зверей в вагончики» (при отработке пространственных отношений между предметами «около, рядом, между, впереди, сзади, наверху, внизу») [5]. Третий этап включает в себя работу по развитию чувства ритма, поскольку ритм является залогом гармоничного развития личности. Для ребёнка, имеющего нарушения в развитии ритм – это стабильность, гарантия безопасности. Такой ребёнок обязательно должен жить по расписанию, что значительно сокращает его истерики и капризы. Пространственно-временной континуум организуется посредством ритма, всё в мире происходит ритмично и имеет свою очерёдность [5]. Организация этой работы складывается из развития способности к восприятию и воспроизведению темпа следования звуковых сигналов и соотношения акцентированных и неакцентированных звуков. Следующий этап – работа над моторной программой, в частности над способностью начинать, переключать и завершать моторное действие. Для этого обязательно совмещение речевого развития с двигательным. Рекомендовано применять такие упражнения, как [5]: − одновременное повторение серии движений с проговариванием цепочки звуков, слогов, слов; − игра «Если слышишь такой звук, то делай такое движение» (например, наступаешь правой ногой на круг слева, а если слышишь); − одновременное выполнение хлопков и шагов в соответствии с количеством слогов в заданном слове; − одновременная сортировка предметов (поочередно левой и правой рукой с пересечением средней линии) и автоматизация звука; − выкладывание визуально-ритмического ряда (например, камень - кулак, а шишка – ладошка). Ребёнок проходит весь ряд, чередуя позы. Разложенные в ряды и столбцы карточки с нарисованными позами рук используются для того, чтобы ребёнок смог указать на позу по заданным Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 4 координатам (например, первый ряд четвёртый столбик или третья карточка в первом ряду); − разложенные карточки с позами находятся под предметами, при этом ребёнок должен ответить на вопрос: «Под чем лежит карточка с такой позой? Под флажком» (отработка творительного падежа); − одновременное собирание мелких предметов (фасоли, пуговиц, мозаики и т.д.) указательным и большим пальцем в ладошку той же руки и их подсчёт (одна пуговица, вторая пуговица и т.д.) − артикуляционная гимнастика (удерживание и переключение позы); Следующий этап – развитие слоговой структуры слова, который является основной целью работы в рамках рассматриваемой проблемы. При артикуляционной диспраксии слог определяется, как единство сегментных (фраза, речевой такт, слово, слог, звук) единиц [5]. Формирование слоговой структуры слова следует достигать при проведении следующих упражнений [5]: − воспроизведение изолированных языковых единиц (гласных звуков и слогов), при этом необходимо работать со слогами и звуками, произношение которых у ребёнка сохранно; − игра «Где живет звук»; − накладывание звуковых цепочек гласных на визуально- ритмический. ряд; − воспроизведение цепочек слогов (согласный + гласный, гласный + согласный, гласный + согласный + гласный и т.д.). Таким образом, мы рассмотрели этапы коррекционной работы при артикуляционной диспраксии. При выполнении упражнений на каждом этапе этой работы нужно знать, что если ребёнок не справляется с выполнением задач одного этапа, то можно переходить к следующему этапу, поскольку нарушение может не поддаваться коррекции, а лишь компенсации. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Рассмотренные нами упражнения возможно выполнять на онлайн занятиях, они достаточно просты, разнообразны, не допускают утомления ребёнка, вызывают интерес своей неординарностью. Выполнив всю моторную программу возможно добиться положительной динамики в решении проблемы преодоления артикуляционной диспраксии, а правильного именно: выполнения артикуляционной гимнастики, улучшения звукопроизношения, выполнения средней сложности упражнений на одновременное движение и речевые действия, удерживание равновесия, повышения уровня развития тонкой моторики [2, с. 1123]. 1. Казгунова А.С. Развитие речи дошкольников // Учёные записки. – Барнаул: Алтайский государственный институт культуры. 2017. С. 188-190. 2. Калашникова Т.П. Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста // Специальное образование. Пермь, 2015. С. 1128- 1132. 3. Ларченко И. М. Анализ статистических данных по состоянию речи детей в Москве // Логопед. 2019. № 9. С. 123-125. 4. Усольцева Е.В. Артикуляционная диспраксия // Инновационная наука. 2020. № 12. С. 104-106. 5. Образовательный проект для родителей и специалистов «Мама должна знать» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https: slivysklad.com›threads/olesja-tarasova (дата обращения: 11.05.2021 г.). Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 6