- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Хазова О.О.
PDF файл статьиУДК 1174 Хазова Ольга Олеговна студентка 2 курса магистратуры, естественно-географический факультет Курский государственный университет, Россия, г. Курск e-mail: khazova-1996@mail.ru Научный руководитель: Лыкова Наталья Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Курский государственный университет, Россия, г. Курск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ Аннотация: В статье приводится теоретический анализ необходимости обоснования и разработки методической системы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий при формировании информационно-коммуникационной предметной среды обучения. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная предметная среда, учебно-воспитательный процесс, образовательная система, учебная деятельность. Khazova Olga Olegovna 2nd year master student, Faculty of Natural Sciences and Geography Kursk State University, Russia, Kursk Scientific adviser: Lykova Natalya Ivanovna, candidate of biological sciences, Associate Professor of the Department of Biology and Ecology Kursk State University, Russia, Kursk USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION SUBJECT LEARNING ENVIRONMENT 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article provides a theoretical analysis of the need to substantiate and develop a methodological system for organizing educational activities using information and communication technologies in the formation of an information and communication subject learning environment. Key words: information and communication technologies, information and communication subject environment, educational process, educational system, educational activity. Переход экономики России на инновационный путь развития характеризуется существенными изменениями во всех сферах человеческой деятельности. В условиях сложных и многохарактерных преобразований, когда меняется менталитет современного общества, наблюдается появление новых потребностей и возможностей подрастающего поколения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», отражающий требования к современной образовательной деятельности, констатирует, что возникла потребность в использовании соответствующих педагогических технологий для формирования опыта деятельности создания предметной среды обучения, творческого развития личности преподавателя, удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся. Образовательная деятельность, основополагающим условием которой является развитие личности, способной ориентироваться в большом потоке информации, оригинально мыслить, воспринимать и создавать новое, требует совершенствования существующих и создания новых педагогических технологий, которые позволяют развивать и реализовывать творческие возможности каждого обучающегося. В настоящее время происходит активная трансформация образовательной системы, которая сопровождается существенными изменениями в устоявшейся структуры теоретического и практического поля образовательного процесса. Общепринятые формы и способы трансляции информации устаревают и отходят на второй план, в связи, с чем возникает потребность в новых способах передачи информации, одним из которых является применение информационно- коммуникационных технологий. Изменение содержания образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 2 ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития информационно-коммуникационной среды обучения как средство повышения качества образования. Установлено, что понятие информационно-коммуникационной предметной среды всесторонне изучалось многими философами, психологами, дидактами, методистами. Однако среди ученых до настоящего времени нет единого подхода к конструированию информационно-коммуникационной предметной среды. При переходе к личностно-ориентированному обучению предметом научного поиска остается методика организации учебной деятельности в информационно-коммуникационной среде обучения [1, с. 68]. При формировании информационно-коммуникационной предметной среды обучения следует учитывать следующие закономерности: нелинейность – формирование информационно-коммуникационной среды обучения предмета как компонента образовательной среды, находящегося в тесном взаимодействии с другими предметными средами; целостность – включение всех необходимых компонентов, образующих информационно-коммуникационную среду обучения; системность – все компоненты среды должны быть связаны личностно-ориентированной концепцией обучения; конструктивная целостность – установление прочной взаимосвязи между всеми компонентами информационно-коммуникационной среды обучения предмета, этапами конструирования и реализации на практике; открытость – обеспечение взаимодействия с внешним окружением – информационным, образовательным, культурным, социальным; структурированная и ресурсная избыточность – создание условий для индивидуализации и дифференциации обучения [2, с. 46]. Анализ ситуации, сложившейся в практике обучения, позволил выявить следующее: - с одной стороны, очевидна роль информационно-коммуникационных технологий обучения в формировании мотивации обучения у обучающихся, с другой стороны, современные педагоги испытывают недостаток методической Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 3 литературы по вопросам использования этих технологий для формирования информационно-коммуникационной среды обучения; - с одной стороны, современные обучающиеся являются уверенными пользователями информационно-коммуникационных средств, с другой стороны они редко используют их в целях повышения уровня учебной мотивации. Современные педагоги применяют множество обучающихся программ и образовательных ресурсов, многие из них сопровождаются необходимым методическим материалом, требующимся педагогу, конечно, многие программы имеют свои недостатки, но сам факт их наличия указывает на их ценность, а в некоторых случаях и значимость. Многочисленные иллюстрации, мультимедийные модели и интерактивные имитации выводят процесс образования на качественно новый уровень. Нельзя забывать и о психологических особенностях: сегодняшние обучающиеся проще и более увлечённо получают информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Применяя информационно-коммуникационные технологии, мы уходим от статичной картинки, к анимированным фрагментам, дополненным звукорядом или видеофайлами, что намного повышаем продуктивность работы [3, с. 103]. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно- воспитательном процессе обеспечивает увеличение интереса обучающихся, активизирует умственную и мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, повышение скорости передачи и усвоение информацией, а также позволяет проводить срочную коррекцию знания. Использование информационно-коммуникационных технологий обучения в процессе формирования биологических знаний и умений обучающихся позволяет повысить их заинтересованность и активность. За счёт большого разнообразия технических устройств (телевизор, компьютер, ноутбук, проектор, видеокамера) и программных продуктов (презентация, слайд-шоу, видеофрагмент, видеофильм, анимация, интерактивная модель, интерактивный рисунок, тест, тренажёр, виртуальная лабораторная работа, интерактивное Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 4 задание, интерактивная таблица, биологический лабиринт) повышается качество обучения предмету. Для формирования биологических знаний и умений обучающихся применение информационно-коммуникационных технологий весьма эффективно, поскольку это позволяет раздвинуть рамки наглядности через показ природных объектов средствами кино, слайдов, мультимедиа, телевидения и пр. [4, с. 164]. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям обучения можно добиться экономии учебного времени, энергии участников образовательного процесса за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Это обусловлено следующими дидактическими особенностями: информационной насыщенностью, легкостью преодоления временных и пространственных границ, большой глубиной проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов, показом изучаемых явлений в развитии и динамике, реальностью отображения действительности, выразительностью, богатством изобразительных приемов [5, с. 206]. Поэтому актуальной задачей современного образования является внедрение информационно-коммуникационных технологий для создания единой информационно-коммуникационной среды изучения предмета, что само по себе неизбежно и продиктовано возрастающей значимостью информационно- коммуникационных технологий в различных сферах общественной жизни. 1. Гончаров В.Н. Социально-философский аспект информатизации образования // Успехи современного естествознания. 2009. № 7. С. 134-145. 2. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 146 с. 3. Локтюшина Е.А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде: дис. … канд. пед. наук. Волгоград: ВГГТУ, 1998. 152 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 5 4. Шкурат Ф.Я. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии. М.: МЭСИ, 2015. 289 с. 5. Туманов Р.В. Использование компьютерных технологий и телекоммуникационных систем в учебном процессе: проблемы и перспективы. Петрозаводск: ПГУ, 2017. 299 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 6