- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
К ВОПРОСУ О ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМ ПЛАНИРОВАНИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2021"
Автор(ы) статьи: Тюрин А.Н.
PDF файл статьиУДК 352.075 Тюрин Александр Николаевич студент 2 курса магистратуры Московская финансово-юридическая академия, Россия, г. Москва e-mail: mefodius77@mail.ru К ВОПРОСУ О ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМ ПЛАНИРОВАНИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Аннотация: В статье рассматриваются вопросы программно-целевого планирования на разных уровнях осуществления государственной и местной власти при реализации политики в сфере физической культуры и спорта. Дано понятие комплексно-целевой программы, описана технология ее составления. Ключевые слова: программно-целевое планирование, политика в сфере физической культуры и спорта, комплексно-целевая программа, этапы реализации комплексно-целевой программы. Tyurin Alexander Nikolaevich 2nd year master student Moscow Academy of Finance and Law, Russia, Moscow TO THE QUESTION OF PROGRAM-TARGETED PLANNING IN THE IMPLEMENTATION OF POLICIES IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT Abstract: The article discusses the issues of program-target planning at different levels of the implementation of state and local authorities in the implementation of policies in the field of physical culture and sports. The concept of a complex-target program is given, the technology of its compilation is described. Key words: program-target planning, policy in the field of physical culture and sports, complex-target program, stages of implementation of a comprehensive-target program. Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности спортивных организаций на достижение поставленных целей. В данном случае в основе процесса планирования лежит определение и постановка целей, и лишь затем Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 1 подбираются пути их достижения. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели – пути – способы – средства» [1]. Основные задачи рассматриваемого подхода заключаются в том, чтобы упорядочить взаимодействие межфункциональных связей, создающих условия для совместного взаимодействия внутренних подсистем и координации действий с внешней средой, а также перевод основного содержания в управленческой деятельности из вертикальной в горизонтальную плоскость [4, с. 19]. Программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей развития физической культуры и спорта, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами [3]. Реализация программно-целевого метода в сфере физической культуры и спорта осуществляется в виде федеральных, региональных целевых программ, а также программ муниципалитетов, которые являются одним из важнейших инструментов реализации политики государства. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения [5]. Разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы: 1. отбор проблем для программной разработки; 2. разработка проекта концепции; 3. принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ (субъектом РФ, муниципалитетом) и утверждение ее концепции; 4. экспертиза проекта целевой программы; 5. рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ (субъекта РФ, органа местного самоуправления); 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 6. доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ (субъекта РФ, органа местного самоуправления); 7. утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации (субъектом РФ, органом местного самоуправления) [2]. Анализ научной литературы и моделей реализации физической культуры и спорта в различных муниципалитетах позволил нам выделить основные требования к программам данного типа, а также к особенностям их реализации на практике. Эти данные приведены в таблице 1. Таблица 1 - Основные требования к программам и особенности их реализации № Требования к программе Особенности реализация п\п 1 Актуальность программы, Проведение анализа ситуации, выявление проблем в формировании и реализации ее ориентированность на решение проблемы, на молодежной политики. удовлетворение нужд населения. Умение прогнозировать изменения, которые 2 Прогностичность, могут произойти во внешней среде; умение ориентация на удовлетворение дать оценку инновационному потенциалу, предвидеть последствия тех нововведений, социального заказа которые планируются при реализации «завтрашнего дня» при программы; умение учитывать специфику учете изменений в конкретного муниципального образования, социальной ситуации традиции народов, живущих в нем, а также развития. возможности самого муниципалитета (финансовые, ресурсные) при проведении тех или иных мероприятий программы. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 3 Напряжённость, Умение выбрать самое рациональное и нацеленность на экономически выгодное решение проблемы максимально возможные из всех имеющихся вариантов, для чего у результаты при кадров, руководящих осуществлением рациональном программы должно быть сформировано использовании оптимизационное мышление. имеющихся ресурсов 4 Реалистичность Необходимо провести тщательный расчет программы, ее всех ресурсов и возможностей, включая реализуемость, а также административные и финансовые, проверить соответствие требуемых нацеленность всех заинтересованных на ресурсов и возможностям эффективную реализацию программы. муниципалитета 5 Системность программы При реализации программы необходимо опираться на стратегическое планирование и тактическую работу по коррекции тех или иных действий при ее реализации. Цели и задачи программы должны быть комплексными, тесно связанными друг с другом, а также с теми действиями, которые ожидаются от ее участников, непосредственно реализующих мероприятия программы. 6 Целеполагание программы Предполагает, что общая цель и цели каждого из этапов реализации программы будут четкими, ясными, понятными для исполнителей. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 7 Стратегичность программы, движение от общего и концептуального к конкретике Реализация данного положения подразумевает, что при разработке программы сначала вырабатывается общая концепция, ставится общая цель и разрабатывается стратегия ее достижения. Только после этого процесс достижения поставленной цели разбивается на отдельные этапы, для каждого из которых составляется свой график проведения мероприятий, конкретные планы действий, которые уже детализируют деятельность по достижению общей цели. Каждый раздел программы должен быть 8 Проработанность программы детально проработан. 9 Ресурсная обеспеченность При разработке программы необходимо рассчитать все необходимые ресурсы для ее реализации, а также выявить их дополнительные источники. 10 Контролируемость хода Для этого необходимо максимально точно выполнения программы в разработать цели, задачи, рубежные точки с соответствии контроля, параметры, индикаторы, на основе разработанными которых можно будет сделать выводы об эффективности реализации программы на индикаторами каждом этапе ее осуществления и об ее итогах в целом. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 11 Социальная открытость программы Постоянное сотрудничество со СМИ, социальными сетями по вопросам освещения хода реализации программы. На основе этого может быть организована обратная связь с потребителями услуг в сфере культуры и проведена коррекция тех или иных реализуемых мероприятий. Программно-целевое планирование способствует консолидации усилий различных ведомств, организаций, учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, в целях решения первоочередных проблем развития физической культуры и спорта [5]. Cписок литературы: 1. Андронникова Н.Г. Модели и методы оптимизации региональных программ развития: учебник. М.: ИЛУ РАН, 2016. 260 с. 2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров. М: Юрайт, 2015. 494 c. 3. Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях: учебное пособие. М.: МОГИФК, 2018. 218 с. 4. Россия в XXI веке. Политика. Экономика. Культура: учебник для студентов вузов / под ред. Л. Е. Ильичевой, В.С. Комаровского. М.: Аспект Пресс, 2016. 496 с. 5. Щедровицкий, Г.П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология. М.: «Издательство Студии Артемия Лебедева», 2015. 464 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 6