- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПОСЛЕ ДТП
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2021"
Автор(ы) статьи: Кротов В.П.
PDF файл статьи
УДК 343.983.2 Кротов Виктор Павлович студент 2 курса специалитета, юридический факультет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород e-mail: viktor.krotov.2016@mail.ru ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПОСЛЕ ДТП Аннотация: В данной статье проводится анализ механизма и особенностей проведения криминалистической экспертизы следов транспортных средств. Раскрываются основные причины проведения трасологической экспертизы, а также ставится вопрос о важности проведения данного вида экспертизы. Ключевые слова: Экспертиза, транспортное средство, трасология, ДТП. Krotov Viktor Pavlovich 2nd year student of the specialty, faculty of law, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod TRACOLOGICAL EXAMINATION AFTER AN ACCIDENT Abstract: This article discusses the mechanism and features of conducting a forensic examination of vehicle tracks. The main reasons for conducting a tracological examination are revealed, and the question of the importance of conducting this type of examination is also raised. Keywords: expertise, vehicle, tracology, road accident. Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия. По ним можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом. В силу этого важность приобретает и проведение криминалистических экспертиз следов транспортных средств. Транспортно-трасологическая экспертиза для суда является одной из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз, которая Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 1 изучает закономерности отображения в следах информации о событии дорожно- транспортного происшествия, его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации. Экспертиза была введена Приказом Министерства юстиции в 2012 году. Категория «транспортно-трасологическая экспертиза» включает в себя все виды исследований, связанных с изучением следов-отображений, появляющихся при взаимодействии предметов, с целью получения новой информации [3, c. 42]. Чаще всего к таким исследованиям прибегают для разрешения спорных вопросов, связанных с обстоятельствами дорожно-транспортного происшествия. Ю.Г. Корухов отмечает, что проведение рассматриваемого вида экспертизы дает возможность рассмотреть влияние всех обстоятельств на произошедшую аварию, сопоставить время и дистанции. Полученные ответы от эксперта помогают восстановить картину произошедшего и определить степень виновности каждого участника дорожно- транспортного происшествия. По следам транспортного средства можно получить следующую важную информацию: – тип и вид транспортного средства; – индивидуальные особенности транспортного средства; – направление движения автомобиля; – скорость; – взаимное положение транспортных средств во время столкновения и т.д. Под следами транспортного средства понимаются отображения на поверхности отдельных частей транспортного средства, изучение которых позволяет сделать выводы о транспортном средстве и особенностях его эксплуатации [4, c. 60]. По большей части криминалистическая экспертиза следов транспортных средств проводится автотехническими подразделениями экспертных учреждений. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 2 Трасологическая экспертиза чаще всего является комплексной. Значение данного вида экспертизы заключается в следующих обстоятельствах [1, c. 102]: – исследование механизма взаимодействия транспортного средства и другого предмета (диагностика); – определение транспортного средства по следам (идентификация). Предмет трасологической экспертизы выступают обстоятельства дела, связанные с диагностикой и идентификацией транспортного средства, являющегося участником дорожно-транспортного происшествия Объектами такой экспертизы являются: – слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов; – фотоснимки следов; – предметы со следами; – части или детали транспортного средства; – человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков. Так, проведение трасологической экспертизы имеет своей целью установление обстоятельств, характеризующих процесс взаимодействия транспортных средств при контакте. Указанная цель устанавливает следующие задачи, решающиеся в процессе проведения экспертизы: – установление угла взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения; – определение точки первоначального контакта на транспортном средстве; – установление направления линии столкновения; – определение угла столкновения; – опровержение или подтверждение контактно-следового взаимодействия транспортных средств. В зависимости от предмета, объекта, задач исследования, перед экспертом ставится ряд соответствующих вопросов. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru Зачастую при совершении преступлений возникает необходимость установления того транспортного средства, которое было на месте происшествия. Основным источником информации выступают следы- отображения различных частей автотранспорта. В основном, это отпечатки колес, при исследовании которых можно получить важную розыскную и доказательственную информацию. Для большей объективизации проведения экспертизы следов транспортных средств необходимо, чтобы сведения о механизме и условиях происшествия были зафиксированы полно и точно. Если в собранном материале будут выявлены неточности, недочеты, то проведение экспертизы в значительной мере усложнится, а сами результаты экспертизы могут оказаться в целом не точными. В большинстве случаев одним из этапов проведения экспертизы является проведение осмотра транспортных средств. Приглашаются участники процесса, а владельцу предлагается показать свой автомобиль для осмотра. Экспертом осуществляется осмотр, фотографирование, измерения и взятие образцов. Все проведенные исследования заносятся в акт осмотра, который в обязательном порядке подписывается всеми участниками процесса. Далее проводится аналитическая работа, заключающаяся в сопоставлении полученных по делу материалов. Если требуется идентификация, то возможно проведение исследования образцов на предмет установления тождества материалов [2, c. 583]. Проведение экспертизы заканчивается составлением экспертного заключения, которое состоит из вводной части, описания, исследовательской части и выводов, где эксперт отвечает на поставленные перед ним вопросы. Далее такое заключение либо направляется в суд, либо отдается заказчику. Таким образом, транспортно-трасологическая экспертиза является, безусловно, востребованной, в результате которой происходит отождествление автомобиля по следам контактного взаимодействия и играет важную роль при оценке ДТП. Благодаря ее проведению экспертам получается восстановить Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 4 картину, предшествующую аварии. К экспертам, которые проводят данное исследования, предъявляются достаточно высокие требования, так как трасологическая экспертиза специфична и требует специальных технических знаний. Список литературы: 1. Волошин Г.А. Анализ дорожно-транспортных происшествий. М.: Транспорт, 2015. 240 с. 2. Евсеева А.А. Особенности транспортно-трасологической экспертизы столкновений транспортных средств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 2. С. 582–587. 3. Корухов Ю.Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП (диагностические исследования). М.: Библиотека эксперта, 2016. Ч. 1 149 с. 4. Селиванов Н.Д. Расследование дорожно-транспортных происшествий: справ.-метод. пособие. М.: Лига Разум, 2017. 123 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 5