- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2021"
Автор(ы) статьи: Ипполитов В.В.
PDF файл статьиУДК 159.99 Ипполитов Валерий Валерьевич студент 2 курса магистратуры, факультет философии и психологии, Воронежский государственный университет, Россия, г. Воронеж e-mail: wale358@yandex.ru ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ Аннотация: Глобализация экономики, революция информационных технологий, ускорение научно-технического прогресса требуют создания качественно новых условий жизнедеятельности общества, формирования принципиально новых социальных отношений. Принципиальное значение в современное время приобретает поиск образовательного пространства для единого процесса социализации подрастающего поколения, непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях. Ключевые слова. социум, личность, мероприятия, педагогика, психология. Ippolitov Valery Valerievich 2nd year master student, Faculty of Philosophy and Psychology, Voronezh State University, Russia, Voronezh LEISURE ACTIVITIES AS A MEANS OF SOCIALIZING A TEENAGER IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOL Abstract: The globalization of the economy, the revolution of information technologies, the acceleration of scientific and technological progress require the creation of qualitatively new conditions for the life of society, the formation of fundamentally new social relations. Of fundamental importance in modern times is the search for an educational space for a single process of socialization of the younger generation, the continuous development of the personality in new socio-cultural conditions. Keywords: society, personality, events, pedagogy, psychology. Актуальность исследования. В современном обществе подрастающее поколение, особенно подростки, вынуждены не только постоянно находиться в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 1 условиях информационного пространства, в сфере воздействия мощных потоков информации, но и в тот или иной способ их прорабатывать и определенным образом (активно или пассивно) на них реагировать. Одной из актуальных проблем современности является проблема социализации подростков. Социализация реализуется через всю систему воспитания и обучения школьников. Чтобы сформировать творческую личность школьника, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества. Требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное воздействие образовательно-воспитательной социокультурной среды. Именно в такой среде личность формируется, развивается, проявляет свою деятельностную сущность. Досуг стимулирует развитие творческой индивидуальности, новых социальных и духовных потребностей, способствует снятию психоэмоционального напряжения, сохранению физического и психического здоровья подростка. Неумение подростков организовывать культурно-досуговую деятельность, регулировать свое свободное время тормозит их всестороннее развитие, способствует физической и психической перегрузке, создает почву для распространения антикультурных видов деятельности, девиантных форм поведения. При таких условиях приоритетным становится развитие личностных качеств подростка, способности самостоятельно управлять своей жизнью, организовывать свободное время согласно ценностным ориентациям и интересов, использовать досуговое пространство как важную сферу социализации личности. Проблема социализации подростка в досуге остается недостаточно разработанной и проанализированы лишь частично в контексте отдельных отраслей научного знания: культурологического, психологического, социологического. Актуальность затронутой проблемы обусловлена ее социально-психологической значимостью и заслуживает междисциплинарного Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 2 подхода к ее изучению. Исследованию сущности, структуры феномена социализации посвящены труды отечественных (И.В. Андреенкова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гурова, С.Н. Иконникова, Л.Н. Коган, И.С. Кон, П.П. Лямцев, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, В.В. Москаленко, М.И. Рожков, Д.И. Фельдштейн и др.) и зарубежных (Э. Дюркгейм, Дж. Коулмен, Т. Парсопс, Н. Таллмсн и других ученых). Проблема досуга как фактора и сферы социализации молодежи освещена в трудах современного социолога Н. Котельниковой. Цель статьи – изучить особенности социализации подростков посредством досуговой деятельности. Изложение основного материала. Проблема социализации вызывает интерес у многих отечественных исследователей. Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для общества способом (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Голованова); процесс развития личности в системе общественных отношений (Г.С. Вершловский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); процесс активного воспроизводства социальных связей индивида за счет его деятельности (Г.М. Андреева, И.С. Кон, Т. Парсонс); процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик) и т.д. Механизмами социализации считаются: подражание, желание, биологические потребности (психические факторы) и престиж, повиновение, практическая выгода (социальные факторы) (по Г. Тарду); идентификация и обособление личности (B.C. Мухина). Обширный спектр механизмов социализации свидетельствует о чрезвычайной сложности самого процесса социализации личности как производного от структурно-содержательного богатства человека, а также обуславливает, со своей стороны, педагогическую возможность социализирующего влияния на личность с максимальным учетом обусловленных факторов. Анализ теоретических подходов представителей зарубежной и отечественной науки к проблеме социализации показывает, что наиболее важной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 3 составляющей социализации личности должно стать присвоение норм, ценностей общей культуры, обеспечивающее личности возможность научиться взаимодействовать с другими людьми в определенной культуре, реализовывать социально-значимую деятельность. В социально-психологических исследованиях социализация определяется как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, которая осуществляется в процессе общения и деятельности; многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность [3]. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с людьми, овладение социальными ролями, видами деятельности, различными формами общения, навыками индивидуальной и групповой работы. Итак, социализация личности рассматривается как специфическое образование, продукт социально- психологического отражения социальной действительности, социальной жизни и социальных отношений. Выделяеют три сферы социализации, в которых осуществляется становление и развитие личности: деятельность, общение, самосознание [1]. По нашему мнению, важной сферой социализации людей разного возраста является досуг. Именно в досуге осуществляется формирование и развитие личностных качеств человека. Развитие личности осуществляется под влиянием различных факторов досуга: совместная деятельность и общение в семейном кругу, с друзьями и коллегами; совместный просмотр телевизионных программ, чтение книг, поиск информации в Интернете. В организации и регулировании досуговой деятельности важную роль играют психологическая, деятельностная, временная и функциональная концепции досуга [4]. Наиболее активно социализация происходит в подростковом возрасте в процессе общения со сверстниками, в интимно-личностном общении, в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 4 реализации собственных увлечений. Результатом социализации подростков является развитие чувства взрослости и отстаивания своих прав, личностное самоутверждение, формирование нового мировоззрения, усвоение ценностей и норм подростковой среды. Подростковый возраст – важный период становления и развития личности человека, а его особенности часто оказывают определяющее влияние на всю последующую жизнь человека. Сложность самоопределения для ребенка, вступившего в переходный возраст, заключается в том, что на этом этапе в его организме и психике происходят кардинальные изменения [2]. Основными институтами социализации подростков выступают семья, учебные заведения, общественные организации, пресса, радио, телевидение, система образования. В жизнедеятельности современных подростков эти традиционные институты социализации все больше теряют свои позиции. Причиной этого является массовое распространение новых форм взаимодействия – электронных средств массовой информации и коммуникации (Интернет, телевидение). Таким образом, в социализации личности, преимущественно в подростковом возрасте, доминирующее влияние оказывает досуговая деятельность. В пространстве досуга создаются благоприятные условия для реализации подростков в определенных видах общения, которые классифицируют по следующим признакам: по результативности совместного взаимодействия людей и достигнутому эффекту выделяют необходимое, нейтральное и желаемое общение; по непосредственности контактов между собеседниками выделяют межличностное и массовое общение; по типу связей между участниками взаимодействия различают диалогическое и монологическое общение; по продолжительности взаимодействия выделяют долговременное и кратковременное общение [3]. Отметим, что именно в подростковом возрасте интенсивное общение со 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru сверстниками является ведущим видом деятельности, характерным элементом образа жизни юной особы. Общение со сверстниками осуществляется преимущественно в учреждениях культуры (дворцах культуры, кинотеатрах, кружках, спортивных секциях) и в других организациях (клубах, дискотеках), то есть через те занятия, которые в современной культуре занимают пространство досуга подростка. По данным исследований О.А. Лосева, такое общение самоценно, поскольку группа сверстников олицетворяет в себе окружающий мир, общество, где подростки адаптируются к нему, приобретают новых социальных статусов, упражняются в выполнении своих будущих социальных ролей, имеют возможность самореализоваться [3]. В пространстве досуга общение носит преимущественно неформальный характер и занимает ведущее место в жизнедеятельности подростка (дружеское, семейное). Оно влияет на его становление и развитие, поскольку нравственное воспитание реализуется преимущественно в повседневном общении с другими людьми [3]. Обычно досуговая деятельность активно реализуется при объединении людей в группы по разным признакам: по количественному составу, по непосредственности взаимосвязей, по социальному статусу, по значимости для личности, по силе воздействия на личность. Разновидности групп, представленные в этой классификации, определяются по основным их признакам. Соответственно, подросток может принадлежать одновременно ко многим социальным группам, в которых он развивается во взаимодействии и общении с другими. В современном обществе влияние ближайшего окружения, группы на личность подростка усиливают процессы его стихийной социализации. Часто под влиянием ближайшего окружения, сверстников создаются условия для распространения антикультурных видов деятельности, девиантных форм поведения (алкоголизм, наркомания, проституция). Таким образом, значимость приобретает организованный досуг, в результате которого повышается Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 6 действенность нестихийных механизмов социализации юного лица. Значительную роль в физическом и духовном развитии личности подростка может осуществлять спорт. Спорт и физическая культура являются важной составляющей социализации в досуговом пространстве на этапе взросления (танцевальные школы, тренажерные залы, бассейны, спортивные клубы). Досуг как пространство для реализации собственных интересов и увлечений, связанных с удовольствием, саморазвитием, самореализацией, общением рассматривается как свободный выбор личностью досуговых занятий. Таким образом, в пространстве досуга осуществляется не только воспитание, но и образование (самообразование) подростка. Стоит отметить, что при современных условиях образование происходит не только в учебных заведениях. Все более разнообразные формы обучения реализуют учреждения культуры (музеи, выставки), средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, интернет). В свою очередь, на всестороннее развитие юной особы оказывает влияние общение в кругу друзей и семьи. Представленные формы деятельности являются основным содержанием досуга людей разного возраста и влияют на их социализацию, особенно в подростковом возрасте. Досуг как фактор обучения, воспитания и развития подростка является важной сферой его самореализации, что отражается на его физическом, социально-психологическом состоянии, приобретении знаний, формировании умений, получении навыков, развития способностей. Соответственно, организованный досуг является основой гармоничного развития личности в подростковом возрасте. Это дает нам возможность рассматривать досуг как сферу социализации юной личности. Обобщим, что социализация подростка в пространстве досуга часто оказывается под влиянием стихийных и негативных факторов, что практически не подлежат регулированию и способствуют распространению девиантных форм поведения. При таких условиях возникает необходимость координации Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 7 деятельности основных социальных институтов (семьи, системы образования, внешкольных учреждений), что позволяет утверждать эффективность их влияния на развитие личности, особенно в подростковом возрасте [5]. Досуговая социализация подростка в современном обществе осуществляется благодаря увеличению количества связанных между собой традиционных и стихийных институтов социализации (семьи, учебных заведений, внешкольных учреждений, общественных организаций, спортивных организаций, средств массовой информации). Вышеуказанное позволяет обобщить, что социализация подростков осуществляется в пространстве досуга, роль которого заключается в организации свободного времени, реализации интимно-личностного общения, развития творческого потенциала, обеспечении поля самореализации и самоутверждения, усвоении социальных норм и ценностей современного общества, овладении новыми социальными статусами и ролями. Приоритетность задачи этой сферы жизнедеятельности заключается в развитии инициативы и творчества, что способствует становлению, развитию личности подростка как активного субъекта социальной деятельности и общения. Выводы. Значительное влияние на формирование личности человека оказывает пространство досуга. Вместе с тем наблюдается недооценка важной роли досуга в социализации личности, преимущественно в подростковом возрасте, что часто приводит к недостаточной его организации и регулирования, увеличению влияния массовой культуры на развитие личности на этапе взросления. В условиях трансформации социальных институтов, которые осуществляют целенаправленное влияние (семья, учебные заведения, кружки, общественные и спортивные организации и т.п.) и стихийное воздействие (Интернет, телевидение, пресса) на развитие личности в подростковом возрасте, функции социализации реализуются в досуге как сфере ее жизнедеятельности. Соответственно, досуг оказывает значительное влияние на формирование социально-психологических характеристик и индивидуальных качеств подростка. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 8 Список литературы: 1. Безносюк Е.В. Образовательная среда как фактор социализации личности подростков // В сборнике: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы. 2020. С. 28-33. 2. Каргапольцева Н.А. Социализация подростков в общеобразовательном учреждении, как проблема 21 века // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. 2020. С. 3228-3231. 3. Лосева О.А. Социализация подростков в подростковых клубах // Про- ДОД. 2020. № 1 (25). С. 44-49. 4. Мамаев С.В. Проблемы социализации подростков в современном обществе // Интернаука. 2020. № 30 (159). С. 23-25. 5. Сигида Д.А. Влияние субкультур на социализацию современного подростка // В сборнике: Наука и образование: актуальные вопросы, проблемы теории и практики. 2020. С. 138-144. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 9