- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2021"
Автор(ы) статьи: Нурбулатова А.Д.
PDF файл статьиУДК 159.9.072.3 Нурбулатова Альбина Давлеткильдеевна, студентка магистратуры Институт педагогики Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, г Уфа e-mail: nurbulatova.albina@gmail.com Научный руководитель: Акчулпанова А.А., кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, г Уфа РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: Настоящая статья посвящена проблемам и специфике педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста в процессе их познавательного развития. Ключевые слова: познавательное развитие, педагогическая поддержка, дети младшего дошкольного возраста, тактики педагогической поддержки. Nurbulatova Albina Davletkildeevna, master student Institute of Pedagogy Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla Russia, Ufa Scientific adviser: Akchulpanova A. A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla Russia, Ufa THE ROLE AND IMPORTANCE OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE PROCESS OF COGNITIVE DEVELOPMENT OF YOUNGER PRESCHOOLERS Abstract: This article is devoted to the problems and specifics of pedagogical support for children of early preschool age in the process of their cognitive development. Keywords: cognitive development, pedagogical support, children of early preschool age, tactics of pedagogical support. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru Педагогическая поддержка – это деятельность педагога, направленная на формирование способности ребенка быть свободным. Педагогическая поддержка выступает как профессиональная деятельность, создающая предпосылки для самостоятельного развития ребенка. Педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в следующем: помогать тому, что уже сформировалось в ребенке (но на недостаточном уровне), то есть поддерживать формирование таких качеств, как «я», самость, самостоятельность человека. Поддержка появляется, когда у ребенка возникают трудности и по какой-то причине он не может решить их самостоятельно. Именно в этой ситуации ему нужна помощь и поддержка другого человека (других людей) [3, с. 163]. Темой педагогической поддержки является процесс совместной работы педагога и ребенка в выявлении интересов, целей, возможностей и способов решения задач (преодоления препятствий), негативно влияющих на возможность достижения результатов. Цель педагогической поддержки – помочь ребенку в самоопределении и самореализации, в развитии субъективной позиции ребенка [1]. Задачами педагогической поддержки являются выявление и понимание педагогом проблем ребенка, осознание ситуации его саморазвития; помощь ребенку в понимании и исправлении данной ситуации; совместное размышление над его проблемой, поощрение независимости; создание условий для того, чтобы ребенок реализовал перспективы своего саморазвития. Рассмотрим нормы поддержки, на которых должна базироваться профессиональная позиция педагога. 1. Педагог должен обеспечить условия для познавательного развития ребенка, исходя из особенностей его саморазвития, его индивидуальных потребностей и интересов. 2. Взрослый должен быть готов помочь ребенку решить проблему, побуждая его действовать самостоятельно. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 3. Взрослый не может навязывать ребенку определенные действия или поведение, он может только поощрять его к пониманию своих прав, возможностей и обязанностей. 4. Взрослый должен принять право ребенка на выбор и проявление «я», включая самоопределение, самоорганизацию, самореализацию. 5. Взрослый должен поощрять самостоятельные действия ребенка, именно это побуждает последнего осознать свой выбор. Основным различием между поддержкой и традиционным руководством является то, что педагог, взаимодействую с ребенком в соответствии с правилами поддержки, воспринимает проблемы ребенка не как стресс для себя, не как компромата для последующих выводов [2]. Нет, педагог воспринимает проблемы ребенка как предпосылки и необходимые условия его личностного роста. Педагогическая поддержка заключается в переводе ребенка с пассивной позиции «жертва» и «потребитель», на активную позицию – «субъект деятельности по решению проблемы». Педагогическая поддержка выражается в четырех основных тактиках, каждая из которых ориентирована на свой тип проблемы [4]. Все четыре тактики направлена на формирование в сознании ребенка идеи о том, что для обретения независимости необходимо научиться принимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме и на этой основе самостоятельно выстраивать целостный подход к решению задачи, чтобы ребенок научился не только действовать спонтанно в ситуации проблемы, но и размышлять о том, как и почему возникла эта проблема, что эта проблема будет выглядеть в результате его действий, что можно сделать для того, чтобы добиться желаемого, что мешает, как справиться с этим препятствием, что произойдет в результате тех или иных действий, что произойдет с теми или иными людьми, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию, как действовать, чтобы не усугубить проблему, если это возможно и т.д. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 3 Тактика защиты. Основа тактики «защита»: ребенок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Педагог защищает ребенка от негативных обстоятельств, блокирующих его деятельность и развитие; через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства; развивает способность ребенка освобобождаться от страха перед обстоятельствами. «Защита» используется в ситуации, когда по тем или иным причинам ребенок становится «черной овцой», «гадким утенком», «не таким, как все», вызывая раздражение окружающих [5]. Неприемлемы и недостойны попытки взрослых обозначить ребенка как «неудачника» – так как это прямая и целенаправленная атака на его самооценку, способствующая перманентному неверию в собственные силы, в себя, в то, что он может стать хорошим и достойным человеком, «не хуже всех». Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию адвоката. Адвокат соглашается с ребенком, который в ситуации очевидной неудачи заявляет: «Я не виновен. Я хочу добиться успеха в жизни, и в этом я такой же человек, как и все остальные!». Задача «адвоката» заключается не в разоблачении общественных пороков, а в оказании помощи конкретному человеку. Тактика помощи. Тактика «помощь» призвана обеспечить условия для того, чтобы ребенок обязательно начал действовать. Но чтобы сделать это добровольно, ему нужно «почувствовать вкус успеха». Тактика разработана специально для детей, которые блокируют свою деятельность, потому что они не могут блокировать свой страх перед внешней оценкой. Если ребенок не находит в обществе людей, которые ему интересны, важны, необходимы, он каждый день теряет возможность быть вовлеченным в происходящее вокруг него. Многие дети защищают себя от проблемы, блокируя свою деятельность. Такой способ защиты делает человека абсолютно беззащитным и беспомощным. «Помощь» создает условия для «реабилитации» людей в глазах ребенка, а это в свою очередь становится условием его реабилитации. Важно, чтобы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 4 ребенок понял, что он может многое сделать. Нужно только постараться побороть страх. Успех первого теста должен быть гарантирован. Ребенок не должен разочаровываться в себе и в людях, потому что это разочарование может еще больше усилить в нем страх перед действием. Воспитатель, оказывая помощь, спасает ребенка от этого разочарования. «Помощь» реанимирует самооценку ребенка. Там, где он потерял, он должен найти его – найти среди других людей. Педагог, используя тактику «помощи» не работает на будущее ребенка, но создает условия для ребенка, спешащего в будущее, для построения и управления своим настоящим в меру своего осознания. Любая проблема носит воспитательный характер. Если в тактике «защиты» и «помощи» педагог помог ребенку сосредоточиться на своем «могу» и тем самым помог освободиться для действия, то тактика «помощи» направлена на желание искать и находить смысл своего «хочу». Она потребует действий, связанных с осознанием и оценкой собственных желаний, интересов, мотивов и станет основой выбора [1, с. 36]. Тактика «содействие» не только развивает критические и аналитические способности ребенка, но и способствует тому, чтобы ребенок научился использовать эти способности; концентрирует внимание ребенка на том, что проблема всегда имеет как минимум два решения. Педагог в рамках тактик «содействие» и «взаимодействия» постоянно находится в диалоге с ребенком. В диалоге невозможно все время доминировать над кем-то, подчиняя своей логике. Диалог – это не интервью или допрос, это разговор двух людей, объединенных желанием разобраться в том, что они ищут, дойти до сути. Тактика «взаимодействия». Кредо этой тактики – договор, контракт как доказательство свободы и ответственности. Эффект от тактики взаимодействия заключается в том, что ребенок приобретает опыт проектирования совместной деятельности. В то же время взрослый действительно может продемонстрировать ребенку различные цивилизованные способы, которые Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 5 помогают ему и ребенку стать более эффективными и успешными в их совместной деятельности. Договор – единственная форма, которую педагог может предложить ребенку на этом уровне. По договору взрослый располагает ребенка к себе, дает ему чувство безопасности. Но прежде чем вступать в договорные отношения с ребенком, педагог «тренирует» посредством тактики «содействия», чтобы узнать принципы восхождения к своей проблеме и научиться следовать им самостоятельно. В тактике «содействия» ребенок узнает о себе и своей способности самостоятельно управлять ситуацией, что, в свою очередь, помогает ему «принять» свою проблему. И в договорных отношениях совместная работа педагога и ребенка по решению текущей проблемы базируется на том, что роль педагога в данном случае пассивна. Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что педагогическая поддержка способна оказывать положительное влияние только при наличии ряда условий: во-первых, когда у педагога есть установка на необходимость оказания педагогической поддержки; во-вторых, когда педагоги находятся на определенном уровне психолого-педагогической подготовки; в-третьих, когда используются личностно-ориентированный и индивидуальный подходы. В то же время, ключевым здесь является первый подход, который направлен на развитие уникальной личности, в то время как индивидуальный подход предполагает ее выравнивание в соответствии с определенными требованиями; в-четвертых, принятие педагогом себя как человека разрешение своих собственных ценностных противоречий, что, в свою очередь, обуславливает принятие индивидуальности ребенка. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 6 1. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников // Профессиональное педагогическое образование. 2015. № 4. С. 34-38. 2. Лазуренко С.Б. Организация и содержание диагностики познавательного развития детей младшего дошкольного возраста с отклонениями здоровья // Специальное образование. 2019. № 2. С. 107-127. 3. Морозова И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 162-165. 4. Насибуллина М.К. Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС // Дошкольное образование. 2020. № 1. С. 8-11. 5. Чанчикова А.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в проектной деятельности // Социальная педагогика. 2020. № 2. С. 56-68. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 7