- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СУЩНОСТЬ И УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2021"
Автор(ы) статьи: Нурбулатова А.Д.
PDF файл статьиУДК 159.9.072.3 Нурбулатова Альбина Давлеткильдеевна, студентка магистратуры Институт педагогики Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, г Уфа e-mail: nurbulatova.albina@gmail.com Научный руководитель: Акчулпанова А.А., кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, г Уфа СУЩНОСТЬ И УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В настоящей статье рассмотрена сущность такой категории как «познавательная активность». При этом проанализированы различные точки зрения педагогов и психологов. Описаны уровни познавательной активности детей дошкольного возраста. Ключевые слова: познавательная активность, дети дошкольного возраста, уровни познавательной активности. Nurbulatova Albina Davletkildeevna, master student Institute of Pedagogy Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla Russia, Ufa Scientific adviser: Akchulpanova A. A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla Russia, Ufa THE NATURE AND LEVELS OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN Abstract: In the article the most general approaches to the understanding of the essence of such category as «cognitive activity» is examined. Different viewpoints of psychologists and pedagogues on definition of this category are analyzed. The levels of display of cognitive activity of preschool children are describeed. Keywords: cognitive activity, the preschool children, the levels of display of сognitive activity. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru Анализ психологической и педагогической литературы позволяет рассматривать понятие познавательной активности с точки зрения разных авторов. «Познавательная активность рассматривается как свойство человека, которое проявляется в позитивном отношении к содержанию и процессу обучения, к фактическому приобретению знаний и методов деятельности в оптимальный момент, в мобилизации нравственных и волевых усилий, направленных на достижение познавательной цели. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как ценное личностное образование. Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, С.А. Козлова отмечает, что «познавательная активность» – это деятельность, которая происходит в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в стремлении прояснить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его к другому материалу [5]. В.С. Ильин считает, что развитие познавательной активности основано на преодолении ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями для их удовлетворения, которые он имеет в данный момент. По мнению Т.И. Шамовой, познавательная (когнитивная) активность – это активное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к субъекту и процессу познавательной деятельности. Физиологическая основа познавательной активности – несогласованность между текущей ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет исследовательский рефлекс, который является реакцией организма на необычные изменения внешней среды. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в активное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса является необходимым условием познавательной активности» [1, с. 38]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 2 Особый интерес представляют уровни проявления познавательной активности, направленные на активизацию обучения [2]. Рассмотрим их. Первый уровень – воспроизводящая деятельность. Для него характерно стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, освоить способ его применения по шаблону. Этот уровень характеризуется нестабильностью добровольных усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса «Почему?». Второй уровень – интерпретационная активность [3]. Этот уровень характеризуется стремлением ребенка определить смысл изучаемого содержания, стремлением усвоить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знания в изменившихся условиях. Показателем интерпретационной активности может стать повышенная устойчивость добровольных усилий, что проявляется в том, что ребенок стремится довести до конца, когда ему тяжело, не отказывается от выполнения задачи, а упорно ищет решения. Третий уровень – это творческая активность, характеризующаяся интересом и желанием ребенка не только глубоко проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, но и найти новый способ познания [4]. Характерной чертой такого уровня познавательной активности является проявление волевых качеств ребенка, настойчивости и упорства в достижении цели, широких познавательных интересов. Этот уровень активности обеспечивается высокой степенью несоответствия между тем, что знал ребенок, что уже было обнаружено в его опыте, и новой информацией, новым явлением. Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что в данной статье познавательная активность рассматривается как личностное образование, активное состояние, выражающее интеллектуальную и эмоциональную реакцию ребенка на процесс обучения; стремление к обучению, психическое напряжение, проявление добровольных усилий в процессе овладения знаниями, восприимчивость ребенка к процессу обучения, решение индивидуальных и общих задач, интерес к деятельности взрослых и других детей. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников // Профессиональное педагогическое образование. 2015. № 4. С. 34-38. 2. Лазуренко С.Б. Организация и содержание диагностики познавательного развития детей младшего дошкольного возраста с отклонениями здоровья // Специальное образование. 2019. № 2. С. 107-127. 3. Морозова И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 162-165. 4. Насибуллина М.К. Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС // Дошкольное образование. 2020. № 1. С. 8-11. 5. Чанчикова А.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в проектной деятельности // Социальная педагогика. 2020. № 2. С. 56-68. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 4