- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОДГОТОВКА СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2021"
Автор(ы) статьи: Павлова Е.А.
PDF файл статьи
УДК 00 Павлова Елизавета Андреевна студентка магистратуры, направление подготовки: Управление Транспортной безопасностью Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: elthpavlova08@gmail.com ПОДГОТОВКА СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы подготовки сил обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте. Изучены факторы, влияющие на безопасность на воздушном транспорте. Дано понятие определению силам ОТБ. Рассмотрены основные принципы при проведении аттестации и подготовки сил ОТБ на воздушном транспорте. Изучены пути решения проблемы подготовки сил ОТБ на воздушном транспорте. Разработан алгоритм по повышению эффективности подготовки сил ОТБ на воздушном транспорте. Ключевые слова: подготовка, воздушный транспорт, транспортная безопасность, специалисты, силы обеспечения транспортной безопасности, аттестация. Pavlova Elizaveta Andreevna master student, field of study: Transport Safety Management St. Petersburg University of Civil Aviation, Russia, St. Petersburg TRAINING OF AIR TRANSPORT SECURITY ENFORCEMENT STAFF Abstract: This paper discusses the urgent questions in training of air transport security enforcement staff. There author studied the factors influencing on the safety of air transport; considered the basic principles of certification and training of air transport security enforcement staff, developed an algorithm for an improvement the efficiency of training air transport security enforcement staff. Key words: training, air transport, transport security enforcement, transport security enforcement staff, training of transport security enforcement staff, certification. Безопасность на воздушном транспорте зависит от большого числа факторов: технических, климатических, психологических и других. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время большое значение имеет уровень подготовки сил обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте. От уровня такой подготовки зависит профессиональная компетенция сотрудников, их опыт и практические навыки. Основная цель системы обеспечения транспортной безопасности заключается в своевременном обнаружении угроз, а также их предупреждение при совершении перелетов на воздушном транспорте. Вопросами изучения подготовки сил ОТБ на воздушном транспорте занимались отечественные и зарубежные ученые, среди которых можно отметить работы Ю.Г. Татур, В.В. Серикова, А.В. Хуторской, А.М. Новикова и других. Однако, работы данных ученых не затрагивают глубину изучения вопросов в полной мере. В настоящее время требуется комплексный подход к обеспечению подготовки сил ОТБ на воздушном транспорте. Следует отметить, что силы ОТБ — это лица, на которые возложена прямая обязанность по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также личной безопасности при исполнении должностных обязанностей. Это ответственная специальность, требующая высокого уровня подготовки и непрерывного повышения квалификации. Для того, чтобы соответствовать занимаемой должности необходимо пройти подготовку в учебных центрах, а затем подтвердить свои знания при прохождении аттестации. Одной из самых важных проблем, по нашему мнению, является проблема финансирования. Следует отметить, что в настоящее время затраты на подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности составляют порядка 2,5% от общего объема прибыли субъектов транспортной инфраструктуры. Помимо подготовки и аттестации сил ОТБ, в части обеспечения транспортной безопасности, предприятиям необходимо планировать расходы на проведение оценки уязвимости, разработку планов обеспечения транспортной безопасности, категорирование объектов Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 2 транспортной инфраструктуры, а также для разработки паспортов обеспечения транспортной безопасности для транспортных средств и не категорируемых объектов транспортной инфраструктуры. Указанные процедуры занимают значительную статью расходов бюджета предприятий. Зачастую, предприятия стараются избежать дополнительных расходов на обучение и аттестацию сил ОТБ, что отрицательно влияет на уровень обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, субъектам транспортной инфраструктуры крайне необходима поддержка в финансировании со стороны государства, особенно в период кризиса. Следующей проблемой является проблема установления периодичности обучения. Сроки и период обучения по программам транспортной безопасности в настоящее время законодательно не определены. Как следствие этому вытекает проблема несогласованности действий по обучению специалистов и проведению переподготовки. Периодичность такого обучения зачастую зависит не от непосредственной служебной необходимости, а от очередного предписания вышестоящих контролирующих органов. Это ведет к тому, что снижается эффективность деятельности и качество выполняемой работы. Существует проблема дистанционного дополнительного образования. В удаленных регионах дистанционное образование стало основным критерием для решения проблемы повышения квалификации сотрудников. Таким образом, обучение сотрудников может проводиться дистанционно. Несомненно, дистанционное образование обладает популярностью, имеет ряд преимуществ, и набирает обороты в последние годы. Однако, есть специальности и профессии, где все-таки требуется «живой» процесс обучения с наличием практических навыков применения профессиональной деятельности. Считаем, что подготовка сил ОТБ непосредственным образом относится к данной сфере, так как является одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности. Порядок подготовки сил ОТБ на воздушном транспорте регулируется нормативно-правовыми актами РФ, в частности Приказом Министерства Транспорта РФ от 31.07.2014 г. [2] Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 3 Федеральный Закон №16 от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» является основным документом, регламентирующим деятельность по обеспечению транспортной безопасности. Согласно Закону, все работники данной сферы также обязаны проходить аттестацию [3]. В настоящее время для оценки подготовки сил обеспечения ОТБ на воздушном транспорте используют традиционные методы. К таким методам относится аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, позволяющая оценить уровень компетенции специалиста, установить соответствие требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности. Указанные компетенции должны быть сопоставимы с набором выдвигаемых требований для соответствия занимаемой должности. Аттестация позволяет дифференцировать специалистов в данной сфере деятельности на основе полученных результатов. При проведении аттестации и подготовке сил ОТБ на воздушном транспорте предъявляются следующие основные критерии: 1) принцип объективности - для оценки уровня подготовки вопросы используемые в целях аттестации должны быть прозрачны и доступны для понимания специалиста; 2) принцип анонимности – проведение проверок в целях аттестации проходит обезличено, аттестуемому присваивается уникальный номер, который используется вместо ФИО; 3) принцип рациональности - процедура аттестации персонала должна быть с одной стороны простой, а с другой стороны эффективной; 4) принцип результативности - должен обеспечивать максимальный эффект достижения конечных результатов и показателей деятельности в целом. Основным принципом при подготовке специалистов в области обеспечения безопасности воздушного транспорта является принцип непрерывности процесса обучения. В процессе обучения ставится цель развития у сотрудников целеустремленности, мотивации, умении нести ответственность за принимаемые решения и действия. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 4 Работа по подготовке специалистов направлена на получение ими соответствующих знаний, умений и навыков, связанных с ОТБ на воздушном транспорте. Полученные в процессе обучения теоретические знания и практические навыки подлежат обязательной аттестации. Если в процессе прохождения аттестации работник показал несоответствие уровня знаний и подготовки требованиям законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, то по усмотрению руководства, ее возможно пройти повторно. До момента получения свидетельства об аттестации, работник не в праве выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности. В данной статье разработан алгоритм по повышению эффективности подготовки сил ОТБ на воздушном транспорте, наглядно представленный на Рисунке 1. Рисунок 1. Алгоритм по повышению эффективности подготовки сил ОТБ на воздушном транспорте Таким образом, подготовка сил ОТБ на воздушном транспорте требует пристального внимания, в частности, со стороны руководства предприятий. Непрерывный мониторинг получаемых теоретических знаний, практических навыков, контроль эффективности полученных результатов на практике обеспечивают повышение не только безопасности перелетов, но и способствует Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 5 переходу на новый уровень развития транспортного обеспечения. Забота о повышении уровня эффективности подготовки сил обеспечения транспортной безопасности требует значительных затрат со стороны предприятия. Поддержка в финансировании СТИ со стороны государства крайне важна в настоящее время, так как обеспечение транспортной безопасности является приоритетной задачей для качественного и безопасного функционирования отрасли. Список литературы: 1. Свиркин В.А. К вопросу обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте // Научный вестник МГТУ ГА. 2019. № 2. С.11-14. 2. Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2014 г. № 212 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О транспортной безопасности» // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 6