- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2021"
Автор(ы) статьи: Барыбина А.М.
PDF файл статьиУДК 37.013.46 Барыбина Анастасия Максимовна, студентка 3 курса бакалавриата, Факультет иностранных языков Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород e-mail: abaribina@yandex.ru ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: Актуальность темы обусловлена тем, что на настоящий момент наше общество находится на пути демократизации. Демократические ценности стали неотъемлемой частью жизни современного человека, им следуют, их защищают. Одной из таких ценностей является признание равенства прав мужчин и женщин. Ключевые слова: гендер, пол, мужчина, женщина, обучение, различия. Barybina Anastasia Maksimovna, 3rd year bachelor student, Faculty of Foreign Languages Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod GENDER DIFFERENCES IN SCHOOL EDUCATION Abstract: The relevance of the topic is due to the fact that at the moment our society is on the path of democratization. Democratic values have become an integral part of the life of modern man, they are followed, and they are protected. One of these values is the recognition of the equal rights of men and women. Keywords: gender, gender, man, woman, learning, differences. Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные. Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. Но прежде, чем говорить о гендерных различиях необходимо определить понятие «гендера». Гендер (от лат. «genus» – «род») - социально- 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии [1, с. 176]. Обычно в обществе можно различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу. В связи с этим учёными было установлено, что гендерные различия - это совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин, т е. различие в их поведении и восприятии окружающей действительности, в том числе в восприятии информации [2, с. 272]. Есть концепции, которые разъясняют различия между полами. Гендеры принято делить на две большие категории: биологические и социальные. Одна из наиболее известных в этом подходе - теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конкретно своей гендерной роли, т.е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения приемлемы для мужчин, другие - для женщин. Первая, серьёзная и сравнительно достоверная работа, обобщающая результаты исследований гендерных различий, — это книга Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин «Психология половых различий» (The Psychology of Sex Differences), изданная в 1974 году. Они обозначили отсутствие гендерных различий по большинству проанализированных признаков, включая восприятие различными органами чувств, процессы обучения и запоминания, эмоциональные реакции, внушаемость, самооценку и многие другие. Но, хотя книга Маккоби и Джеклин считается классической и широко цитируется, чаще всего упоминается не только их главный вывод, но и обнаруженные ими исключения — немногие гендерные Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 2 различия: в речевых и математических способностях, способностях к пространственному восприятию и агрессивности. [3, с. 256]. В скором времени в последствии создания книги Маккоби и Джеклин был разработан статистический способ мета-анализа, предназначенный для тщательного и надёжного обобщения результатов больших корпусов исследований одной тематики. Данный способ является безупречным для систематизации исследований по гендерным различиям, так как в данной области проводятся десятки и даже сотни исследований по отдельным вопросам и темам. Результаты мета-анализов уточнили выводы Маккоби и Джеклин. В частности, благодаря более точному статистическому анализу и использованию более крупного и обновлённого корпуса исследований, они показали отсутствие гендерных различий в речевых способностях. Маккоби и Жаклин в 1974 году исследовали эту проблему гендерных различий, и пришли к выводу о превосходстве девочек над мальчиками в вербальных навыках, тогда как мальчики достигают больших результатов в вычислениях и оперировании пространственными представлениями. С 1960 по 1983 года было проведено обследование, в результате которого выяснилось, что девочки имеют лучшие знания грамматики, орфографии, а также высокую скорость восприятия информации. [4, с. 253]. Негативный опыт, получаемый в школе и дома, в сочетании с широко распространёнными гендерными стереотипами вносит большой вклад в появление половых различий в академических достижениях, чем физиология мозга сама по себе [5, с. 80]. Можно прийти к выводу, о том, что половые особенности в развитии мальчиков и девочек в процессе обучения всё-таки есть. Становится ясно, что в силу гендерных не состыковок мальчикам и девочкам приходится очень непросто, особенно в том случае, когда учителя и родители предлагают им идти одним путем к познанию, саморазвитию и самоопределению. А сами они недостаточно зрелы, чтобы выбирать свое направление верно. Важно понять их, принять такими, какие они есть, помочь в непростом мире знаний. Сейчас невозможно практически учитывать наиболее важные отличия между Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 3 мальчиками и девочками, когда они в одном классе. Можно ли, например, построить урок с учетом принципиально разных периодов врабатываемости детей? Вероятно, можно, но это будет по сути два разных урока для учащихся, сидящих в одном классе. Именно это служит причиной, по которой создаются на разных территориях нашей страны и за рубежом классы раздельного обучения. Список литературы: 1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. М.: Флинта, 2011. 173 с. 2. Завадская Л.Н. Гендерная экспертиза российского законодательства. М.: Издательство БЕК, 2001. 272 с. 3. Константинова, О.А. Гендерный подход к обучению школьников: дис. канд. пед. наук [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2005/Konstantinova_O_A_2005 (дата обращения: 06.04.2021 г.). 4. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 235 с. 5. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М.: Пашков дом, 2010. 80 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2021 https://tribune-scientists.ru 4