- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ
Статья опубликована в журнале за "Март 2021"
Автор(ы) статьи: Курлович С.А.
PDF файл статьиУДК 343.163 Курлович Сергей Андреевич студент 5 курса, Юридический факультет Южно-Уральский Государственный Университет, Россия, г. Челябинск e-mail: vombat_00@mail.ru Научный руководитель: Запрутин Д.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности и национальной безопасности Южно-Уральский Государственный Университет Россия, г. Челябинск ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ Аннотация: Изучение порядка возникновения и развития российской прокуратуры позволяет проанализировать ее состояние в современный период, а также ее общественную значимость и важность среди государственных органов. Ключевые слова: прокуратура, надзорный орган, развитие прокуратуры, механизм государственной власти. Kurlovich Sergey Andreevich 5th year student, Faculty of Law South Ural State University, Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Zaprutin D.G., candidate of pedagogical sciences, Associate Department of Law Enforcement and National Security, South Ural State University Russia, Chelyabinsk THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN PROSECUTOR'S OFFICE Abstract: The study of the order of the emergence and development of the Russian prosecutor's office allows you to analyze its state in the modern period, as well as its social significance and importance among state bodies Keywords: Prosecutor's office, supervisory authority, development of the prosecutor's office, mechanism of state power. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru Актуальность темы работы определена тем обстоятельством, что изучение порядка возникновения и развития российской прокуратуры позволяет проанализировать ее состояние в современный период, а также ее общественную значимость и важность среди государственных органов. Российская прокуратура считается детищем Петра I, который организовал в системе государственного управления абсолютно новый механизм контроля для государства. Это было обусловлено необходимостью понимания реальной обстановки по исполнению воли государя – Петра Великого и обнаружения противодействия бояр и представителей духовенства проводимым реформам, для борьбы со взяточничеством, казнокрадством, злоупотреблениями властью, должностными полномочиями. Главное предназначение прокуратуры было обозначено в том, чтобы она обеспечивала надлежащее исполнение законов, что в свою очередь исключало провал задуманных реформ. В настоящее время российская прокуратура – это четко выстроенная единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов от имени государства. При этом, проблемные аспекты места и роли прокуратуры в механизме Российского государства, ее функциональных направлений и надзорных полномочий не перестают находится в поле зрения ученых и законодателя. Исторический аспект рассматриваемой темы существенно значим и требует отдельного изучения в рамках настоящей статьи. Именно поэтому необходимо провести краткий экскурс в историю возникновения и развития российской прокуратуры в увязке с основными этапами государственного развития нашей страны. На сегодняшний день сформирована достаточна объемная отечественная историография российской прокуратуры. История возникновения и развития прокуратуры делится на три этапа: дореволюционный период (Х1Х в. – октябрь Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 2 1917 г.); советский период (октябрь 1917 г. – конец 80-х гг. ХХ в.); и современный период (90-е гг. ХХ в. – по настоящее время). Настоящая работа ставит основной целью изучение истории возникновения и развития российской прокуратуры. Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач: изучить возникновение и развитие прокуратуры в дореволюционный период; рассмотреть развитие прокуратуры в послереволюционный и советский период; проанализировать постсоветский и современный период развития прокуратуры. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод и методы системного анализа, историко-правовой, логический, формально-юридический, анализа и обобщения научных, нормативных и практических материалов. Возникновению российской прокуратуры предшествовало длительное время поиска наиболее результативных способов и форм контроля деятельности государственного аппарата, пресечения нарушений закона со стороны чиновников, казнокрадства, взяточничества. При этом для допетровской Руси идея надзора за соблюдением законодательства была чужда, и поэтому в то время не существовало специальных органов публичного преследования. Надзорные полномочия осуществляли разные ведомства, например, Тайный приказ, который был при царе Алексее Михайловиче, фискальная служба, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената [1]. В эпоху проведения петровских реформ наблюдался недостаток грамотных, опытных и добросовестных государственных служащих. На государевой службе процветало воровство и противодействие всем инициативам Петра I. В качестве ответных мер на эти явления для должного внутреннего управления страной требовалось создание такого надзорного органа с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 3 особенными функциями и полномочиями по контролю над деятельностью государственных чиновников, который бы мог обеспечивать контроль над всеми структурами государственного аппарата и его деятельностью и пресекать вседозволенность и безнаказанность государственных служащих. В результате Петром I был создан новый орган государственной власти в лице прокуратуры. Первыми законодательными актами, с которыми связывается учреждение прокуратуры, являются Указы Петра I от 12 января 1722 г. «О должности сената» от 18 января 1722 г. «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей», и от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора». Благодаря этим указам, прокуратура «получила путёвку в жизнь» и в настоящее время днем создания российской прокуратуры и профессиональным праздником прокуроров официально считается 12 января 1722 года. Ученые А.В. Машаев и В.И. Толмосов указывают, что «прокуратура возникла как итог продуманной необходимости дополнения существующих органов контроля совершенно новым органом, наделённым широкими надзорными полномочиями, без которых в условиях специфики страны все государственные начинания могут остаться без реализации». К.А. Кашаев отмечает, что «целью, поставленной Петром Первым перед вновь создаваемой прокуратурой, было проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению органов местной власти» [2]. Петр I в течение всего своего срока правления следовал этой цели и видел в прокуратуре главный и значимый инструмент в борьбе с коррупцией, самоуправством и злоупотреблениями. Что касается модели прокуратуры, то «в России была воспринята (и действует до сих пор) так называемая французская модель прокуратуры, предполагающая наличие у прокуратуры надзорных функций, не ограниченных только участием прокурора в суде в качестве стороны» [3]. При этом институт прокуратуры включал также элементы шведских омбудсменов (защита гражданских прав), немецких фискалов (пополнение казны в виде надзора за Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 4 налоговыми сборами, подрядами и откупами, проводимыми фискалами) и чисто русские изобретения. Опротестование было главной формой прокурорского реагирования на нарушения закона. Порядок реагирования прокурора был таким: при выявлении факта нарушения на первом этапе выносилось устное разъяснение (обращение) к объекту надзора с предложением устранить допущенное нарушение, и уже если оно не приносило результата, то в дальнейшем на второй этапе выносился протест в письменной форме. В случае своего несогласия адресат протеста докладывал вышестоящему органу или должностному лицу, а прокурор был вправе обратиться непосредственно к генерал-прокурору – для доклада в Сенате, а генерал-прокурор уже обращался непосредственно к императору. Дальнейшее развитие прокуратуры при ближайших преемниках Петра складывалось драматически. После смерти Петра I прокурорский надзор по инициативе Екатерины I и Верховного Тайного Совета был фактически ликвидирован. На должности прокуроров никто не назначался и в 1727 г. прокуратура прекратила существование. Но в период правления Анны Иоанновны, которая в своем Указе от 2 октября 1730 г. предписала «быть при Сенате генерал и обер-прокурорам, а при коллегиях и в других судебных местах – прокурорам и действовать по данной им Должности», проявились тенденции восстановления статуса российской прокуратуры. После Елизавета Петровна своим Указом от 12 декабря 1741 г. попыталась установить статус прокуратуры на основе указа Петра I от 12 января 1722 г., но и ей не удалось повысить значение прокуратуры, так как основной проблемой был подбор необходимых кадров/ Период правления Екатерины II (1729-1796) придал новый импульс становления статуса российской прокуратуры. В рамках губернской реформы 1775 г. был принят Указ от 7 ноября 1775 г. «О прокурорской и стряпчей должности», которым предусматривалась организация губернской прокуратуры во главе с губернским прокурором, были введены должности губернского стряпчего казенных дел, губернского стряпчего уголовных дел, прокуроров и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 5 стряпчих при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, стряпчих казенных дел и стряпчих уголовных дел при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе и уездного стряпчего. К функциям прокуратуры добавился надзор за деятельностью судов и мест заключения, а губернский прокурор стал «представителем центральной правительственной власти, выдвинутым в среду местного управления». При этом средства прокурорского реагирования были ограничены: исключено протестование, право законодательной инициативы, приостановление незаконного акта. Законодательство Екатерины II о прокуратуре оказалось довольно прочным и почти не подвергалось изменениям вплоть до Судебной реформы 1864 г. Единственное изменение состояло в том, что с образованием Министерства юстиции должности министра юстиции и генерал-прокурора были совмещены с сохранением прокурорских полномочий. Надзорные полномочия прокуратуры были существенно ограничены в период судебной реформы 1864 г., в рамках которой были приняты Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, которые включали нормы, касающиеся прокурорской системы. Тогда прокуратура была лишена функции надзора за исполнением законов и ее основной задачей стало осуществление уголовного преследования и надзорау за законностью действий органов предварительного следствия. Главная идея реформирования прокуратуры состояла в ограничении полномочий прокуроров исключительно судебной областью, с возложением на них функции поддержания обвинения в судах и в усилении надзора за дознанием и следствием, превращавшим их в так называемых руководителей предварительным расследованием. А.Ф. Смирнов указывает, что «следует выделять два периода развития царской прокуратуры: до 1864 года, когда она осуществляла общенадзорные функции, руководила следствием и осуществляла надзор за судом, и после 1864 года, когда она стала осуществлять исключительно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 6 обвинительную функцию в судах». Такой статус прокуратура сохраняла до 1917 г. Таким образом, рассмотрев историю возникновения прокуратуры на этапе, который начинается с момента учреждения прокурорской системы и завершается ее ликвидацией в 1917 г., можно указать что, предпосылкой образования прокуратуры были рост должностных преступлений, казнокрадства и взяточничества, и отсутствие необходимой системы контроля и борьбы с этими явлениями. В результате тремя указами Петра I была учреждена прокуратура, неизвестный ранее истории России государственно-правовой институт. В дореформенный (петровский) период прокуратура занимала положение всеобщего блюстителя законности. Но по итогам судебных реформ 1864 года она превратилась в орган обвинительной власти и утратила функцию общего надзора. Октябрьская революция 1917 года была значимым политическим событием XX века, и оказала кардинальное влияние на весь ход истории. «Новая власть, негативно относившаяся к деятельности царской прокуратуры, приняла все меры к её полному упразднению, возложив эту нелицеприятную миссию на Декрет о суде № 1 от 242 ноября 1917 года». Возрождение прокуратуры происходило в условиях острой политической борьбы и по итогам принятия Положения о прокурорском надзоре, утвержденным 28 мая 1922 года Постановлением 3-й сессии ВЦИК IX созыва, Государственная прокуратура в составе Народного комиссариата юстиции начала свою работу с 1 августа 1922 г. «в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью». В послереволюционный период модель прокуратуры вернулась к «петровскому» варианту, где надзорная функция была основной. В «Общем обзоре деятельности прокуратуры» за 1923 год отмечалось, что «прокуратура стала уже значительно окрепшим, твердо вставшим на ноги государственным органом, занявшим определенное место в государственном аппарате». Как указывает С.Ю. Салмина «во многом это объяснялось личным энтузиазмом Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 7 представителей молодого прокурорского корпуса, которые, не считаясь с личным временем и тяжелыми обстоятельствами службы, воплощали в жизнь идею борьбы с преступностью» Главные принципы прокурорской деятельности были закреплены в Положении о судоустройстве РСФСР, принятом ВЦИК 11 ноября 1922 г., где в ст. 6 отмечалось: «Для надзора за общим соблюдением законов, непосредственного наблюдения за производством предварительного следствия дознания, поддержания обвинения на суде действует государственная прокуратура». Прокуратура до 1933 года структурно входила в состав Верховного Суда СССР и занимала двойственное положение, осуществляя надзор за соблюдением законности как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве. В целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.06.1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» была учреждена Прокуратура СССР как самостоятельный государственной орган. Следующим принятым нормативным актом стало Положение о Прокуратуре Союза ССР от 17.12.1933 г., по которому была упразднена прокуратура Верховного Суда СССР. Основной и завершающей вехой в развитии советской прокуратуры стал период централизации данного органа, учрежденного в соответствии с Конституцией 1936 года, которая возложила на Генерального прокурора СССР «высший надзор» за соблюдением законности в общесоюзном масштабе. Основная деятельность прокуроров направлялась на надзор за соблюдением законодательства, что было очень важным моментом для развития законодательства о прокуратуре. Процесс централизации органов прокуратуры СССР завершился в связи с принятием 5 ноября 1936 года Постановления СНК СССР «О структуре Прокуратуры СССР». В связи с началом Великой Отечественной войны деятельность прокуратуры была перестроена на военный лад, и она стала осуществлять надзор за исполнением законов военного времени, обеспечивать исполнение законов о 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru поставке военной продукции, оказывать помощь фронту и укреплению тыл. В послевоенное время для быстрого и объективного расследования преступлений была введена участковая система работы следователей прокуратуры. Уже к концу 1950-х гг. была создана мощная система органов прокуратуры, что позволило повысить ее статус в системе советских государственных органов. Принятая 7 октября 1977 года Конституции СССР посвятила вопросам деятельности прокуратуры отдельную главу, что предопределило принятие Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 года первого Закона Союза ССР «О Прокуратуре СССР», в котором были определены основные направления деятельности прокуратуры. 15 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР было принято Постановление «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР», в соответствии с которым Верховный Совет РСФСР создал единую систему органов прокуратуры, во главе с Генеральным Прокурором РСФСР. С этого момента Прокуратура СССР прекратила свое существование. После распада Советского союза и провозглашения России демократическим правовым государством, в 1990-е годы в историографии российской прокуратуры начался новый период, который продолжается до сегодняшнего дня. Концепция судебной реформы Российской Федерации, одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., теоретически обосновывала необходимость перестройки сложившейся многофункциональной прокуратуры, до органа уголовного преследования. Существовала потребность в принятии соответствующего нормативно-правового акта, регулирующего деятельность прокуратуры. Принятие в 1992 году Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации», который с изменениями и дополнениями действует по настоящее время, стал важным этапом в истории развития прокуратуры. В принятом Законе о прокуратуре был исключен надзор за исполнением законов гражданами, и установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. Содержание прокурорского надзора стало совсем Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 9 иным. Последовательно стал утверждаться приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В связи с проведением масштабной административной реформы во всех сферах государственного управления, а также с вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса РФ в период 2000-2011 гг. институт прокуратуры подвергся значительным преобразованиям. В федеральных округах были созданы Управления Генеральной прокуратуры РФ, а также введены должности заместителей Генерального прокурора РФ по федеральным округам. В связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. УПК РФ прокурор получил совершенно иные полномочия, связанные с его участием в уголовном процессе как на досудебной стадии, так и в суде. Конституционализация деятельности прокуратуры в указанной сфере продолжалась достаточно долго. Так, только с 1 января 2004 г. были введены в действие положения ч. 2 ст. 29 УПК РФ и другие связанные с ней уголовно- процессуальные нормы, касающиеся передачи судам полномочий по применению мер пресечения в виде заключения под стражу, и прочим следственным действиям. До 1 января 2004 г. решения по этим вопросам принимал прокурор. Глобальные изменения в прокурорском следствии были завершены в начале 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», который отделил следствие от прокуратуры. Сейчас отделение Следственного комитета от прокуратуры расценивается как последовательный этап реформирования всей правоохранительной системы и не только прокуратуры. Ведь изначально, в 1722 г., прокуратура создавалась именно как надзорный орган, и уже позднее, после судебной реформы 1864 г., органы прокуратуры были наделены полномочиями по расследованию уголовных дел и поддержанию обвинения в суде. 5 февраля 2014 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ, и глава 7 Конституции РФ получила новое, соответствующее ее содержанию название – «Судебная власть и прокуратура». Этим была поставлена точка в 10 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru многолетних спорах по поводу отнесения прокуратуры к судебной власти. Одновременно существенно были скорректированы положения ст. 129 Конституции РФ, регулирующие конституционно-правовое положение прокуратуры в системе организации государственной власти. На сегодняшний день прокуратура окончательно сформировалась в самостоятельный государственный орган, обеспечивающий надзор за исполнением действующих законов, не поглощенный ни одной ветвью власти, ни в форме подотчетности, ни в форме подконтрольности. Более того, прокуратура выступает как самостоятельный государственно-правовой институт власти, но без притязания на ее самостоятельную ветвь. В результате проведенного в работе исследования можно сформулировать следующие основные выводы. В истории развития российской прокуратуры можно выделить три основных этапа: с 1722 по 1917 г., с 1922 по 1991 г., с 1991 по настоящее время. Первый этап развития прокуратуры включает ее образование и развитие как надведомственного надзорного органа. В 1722-1864 гг. прокуратура характеризовалась сосредоточением в своих «руках» исключительно общенадзорных функций. В 1864-1917 годах ей был задан обвинительный уклон и она выступала в качестве органа уголовного преследования, наделённого функцией поддержания обвинения в суде. В 1922-1991 годах прокуратура представляла собой модель прокуратуры смешанного типа, где надзор за исполнением законов, возведённый в ранг высшего, сочетался с функцией уголовного преследования. После 1991 года общенадзорная функция прокуратуры претерпела упразднение, а функция уголовного преследования задвигалась на задний план. 18 февраля 1992 года был принят Закон РФ «О Прокуратуре Российской Федерации», который с изменениями и дополнениями своей редакции действует по настоящее время. Рассмотрев историю возникновения и развития российской прокуратуры, можно подытожить, что первоначально прокуратура России была учреждена Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 11 именно как надзорный орган и практически все последующие годы сохраняла этот статус, хотя на отдельных этапах своего исторического пути и утрачивала надзорные функции, становясь, например, в большей мере органом уголовного преследования. В целом же надзорный статус прокуратуры преобладал, и сегодня она воспринимается обществом как надзорный орган. Таким образом, можно отметить два обстоятельства. Во-первых, несомненную востребованность прокуратуры в механизме российской государственной власти, изменяющуюся в зависимости от интересов властей, а, во-вторых, неоспоримую значимость этого органа в борьбе с преступностью даже в условиях существенного ее ограничения в полномочиях и правах. Рассмотренное в работе видение истории прокуратуры, основанное на научных исследованиях и отдельных источниках по истории прокуратуры, в силу ограниченности объема, не может претендовать на полное освящение всех аспектов прокурорской деятельности за почти трехвековую ее историю. Полагаем возможным предложить научному сообществу продолжить изучение истории российской прокуратуры с широким привлечением архивных и иных источников. Для этого целесообразно привлекать специалистов в области истории государства и права, теории прокурорской деятельности, ветеранов прокуратуры. Cписок литературы: 1. Российское законодательство X-XX вв. Т. 4 / отв. ред. А.Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1986. 511 с. 2. Машаев А.В., Толмосов В.И. Из истории возникновения «Ока государева» - Российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2013. №2 (14). С. 223. 3. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, права внесенных Законами РФ о поправках к права Конституции права РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 права № 11-ФКЗ и с изменениями, одобренными в 12 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата публикации 04.07.2020). 4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. № 8. Ст. 366. 5. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 15. 6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05 февраля 2014 г. № 2- ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 7 февраля. 7. Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Положения о судоустройстве РСФСР» // СУ РСФСР. 1922. № 69. Ст. 902. 8. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» // СЗ СССР 1933. № 40. Ст. 239. 9. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 17.12.1933 «Об утверждении Положения о Прокуратуре Союза ССР» // СЗ СССР 1934. № 1. Ст. 2а. 10. Постановление СНК СССР от 05.11.1936 № 1961 «О структуре Прокуратуры Союза ССР» // СЗ СССР 1936. № 59. Ст. 450. 11. Закон СССР от 30 ноября 1979 г. № 1162-X «О прокуратуре СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979 г. № 49. Ст. 843. 12. Постановление Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 г. № 48. Ст. 1661. 13. Баксалова А.М. О роли прокурора в уголовном процессе // Проблемы юриспруденции: сборник научных статей и тезисов: М-во образования и науки Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 13 Российской Федерации, Новосибирский гос. технический ун-т; [ред колл.: С.А. Поляков (отв. ред.) и др.]. Новосибирск, 2012. С. 14-23. 14. Бессарабов В.Г. Организация и деятельность российской прокуратуры (1996-2006). Нальчик: Эльфа, 2006. 363 с. 15. Кашаев К.А. Прокурор – гарант соблюдения прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве России. М.: Издательский дом «Городец», 2016. 336 с. 16. Козусев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: современные проблемы теории и практики: дис. ... доктора юрид. наук. М.: Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ, 2001. 481 с. 17. Кулик Н.В. Лавров В.В. Российская прокуратура: историко-правовая ретроспектива // Современная научная мысль. 2017. № 4. С. 161-173. 18. Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2014. № 2 (16). С. 81-88. 19. Машаев А.В., Толмосов В.И. Из истории возникновения «Ока государева» - Российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2013. №2 (14). С. 221-228. 20. Новиков А.А. Создание прокуратуры в России // Вестник ТГУ. 2013. №1 (117). С. 296-300. 21. Общий обзор деятельности прокуратуры в 1923 г. // Еженедельник советской юстиции. 1923. № 51. С. 1192-1196. 22. Российское законодательство X - XX вв. Т. 4 / отв. ред. А.Г. Маньков. М., 1986. С. 182-186, 194-200. 23. Салмина С.Ю. Экономическое положение органов прокуратуры: историко-правовые аспекты // Юридическая наука. 2020. № 9. С. 88-92. 24. Сафина А.Р. История становления прокуратуры в России // Вестник науки и образования. 2017. №12 (36). С. 69-71. 14 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 25. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. 263 с. 26. Трофимов Н.И. История прокурорского надзора в России, надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2009. № 8. С. 12-19. 27. Ульянов А.Ю. Историко-правовые предпосылки и основные этапы конституционализации прокуратуры РФ // Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. №30. С. 124-136. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 15