- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Статья опубликована в журнале за "Март 2021"
Автор(ы) статьи: Мелешко А.В., Дубовская В.А., Чиянова Д.В.
PDF файл статьиУДК 376.37 Мелешко Александра Викторовна, студентка 4 курса, Институт педагогики, психологии и физической культуры Курганский государственный университет Россия, г. Курган e-mail: sandra_2000_kz@mail.ru Дубовская Вера Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Курганский государственный университет Россия, г. Курган Чиянова Дарья Викторовна, учитель-логопед Россия, г. Курган ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ Аннотация: В статье авторы раскрывают возможности развития связной речи посредством использования приема театрализации. Ключевые слова: связная речь, театрализация, ОНР, диалог, монолог. Meleshko Alexandra Viktorovna, 4th year student, Institute of Pedagogy, Psychology and Physical Education. Kurgan State University Russia, Kurgan Dubovskaya Vera Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Kurgan State University Russia, Kurgan Chiyanova Daria Viktorovna, speech therapist teacher Russia, Kurgan THEATRALIZED ACTIVITIES IN A DEPARTMENT AS A MEANS OF DEVELOPING CONNECTED SPEECH IN CHILDREN WITH GENERAL LEVEL THIRD SPEECH UNDER DEVELOPMENT Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Abstract: In the article, the authors reveal the possibilities of developing coherent speech in the technique of theatricalization. Keywords: coherent speech, theatricalization, ONR, dialogue, monologue. На сегодняшний день остается актуальной проблема формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи, поскольку недостаток владения речевой деятельностью накладывает отпечаток на обучении ребенка в школе и дальнейшей его социализации. Общее недоразвитие речи ограничивает коммуникативные способности ребенка, искажает формирование личности, препятствует социальной адаптации в обществе. Уровень речевого развития существенно влияет на успешность обучения. Дети с ОНР испытывают особые трудности в составлении связных монологических высказываний и диалога, которые приводят к тому, что дети этой категории имеют ограниченные социальные контакты. Самостоятельность, целеустремленность, поиск места в обществе — все это напрямую связано с развитием речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связная речь — это совокупность фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку. Речь считается связной, если она имеет следующие параметры: содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится); точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); логичность (последовательное изложение мыслей); ясность (понятность для окружающих); правильность, чистота, богатство (разнообразие). Связная речь подразделяется на диалог и монолог. Монологическая речь — это логически последовательное высказывание, которое стимулируется внутренними мотивами и не предназначено для немедленной реакции слушателей. Высказывание не только должно быть расширено, но также должно быть логически полным и синтаксически структурированным. Для произнесения монолога необходимо заранее продумать высказывание, сосредоточиться на нем. В современных исследованиях диалогическая речь Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru 2 понимается как форма коммуникации; ее особенности - легкость, неподготовленность высказываний и ориентация на только что услышанный ответ [1, с. 190]. Ни для кого не секрет, что гармоничное развитие ребенка через работу с разными видами искусства, через самосозидание дошкольника с ОНР и дозированную помощь взрослого - достижимо. В связи с этим все более востребованными становятся театральное творчество. Разнообразные виды театральных постановок приобретают в логопедических занятиях с детьми с общим недоразвитием речи свое основополагающее коррекционно–развивающее значение и смысл. Данный факт подчеркивался крупнейшими педагогами и психологами, такими как А. В. Ястребова, Е. А. Шилова, И. А. Поварова. Поскольку театр близок и понятен детям, он, как и игра, дает ребенку представление о мире, в котором он живет, формирует опыт социальных навыков поведения, дает возможность показать себя в воображаемой ситуации. Творческий характер театральных игр помогает дошкольникам обнаружить в себе неизведанное, возможность стать сильным, прикладывая необходимые усилия на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией. Вместе с тем, театрализованная деятельность задействует эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, что облегчает процесс развития речи [2, с. 14]. Согласно О.Е. Антипиной театрализация — это эффективный метод развития речи и обучения языку, который, конечно же, включает традиционные методы: ознакомление, обучение, применение, только с разницей в мотивации ребенка. При традиционном обучении цель метода - овладение лексическим и грамматическим материалом. Театральная деятельность в детском саду выполняет несколько функций. Средства художественной выразительности способствуют формированию у школьников коммуникативных умений и развитию познавательных процессов. Сочетая элементы сразу нескольких видов искусства, театральная деятельность оказывает огромное влияние на развитии личности детей. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru Работая над ролью, репетируя реплики персонажей, дети расширяют словарный запас, совершенствуют звуковую сторону языка, его интонационную систему. Театральная деятельность в детском саду предусматривает беседы о спектаклях, что способствует развитию диалогической речи [3, с. 90]. Один из видов театральной деятельности - игры-драматизации. По ходу игры ребенком прорабатываются диалоги и монологи, ребенок узнает все больше новых слов и высказываний. Игры-драматизации направлены на развитие речи детей посредством самовыражения и самореализации. Отличный способ развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи — это инсценировка сказки в старшей группе, так как в инсценировке произведения нет прописанных действий персонажей. Текст сказки может рассказать характер персонажа, но он воплощен с помощью характерных движений, жестов, мимики, артикуляции. Дети дошкольного возраста могут свободно выбирать выразительные приемы, исходя из жизненного опыта своей семьи, социальной группы или имитировать поведение старших. Можно утверждать, что инсценировка сказки претендует на место ведущего вида деятельности, направленного на решение задач не только коммуникативной направленности, но также и эстетической [2, с. 17]. Влияние театральной игры на развитие дошкольника с ОНР: развитие речи и мелкой моторики, формирование коммуникативных навыков, формирование умения взаимодействовать с окружающими, развитие таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и др. Помимо игр-драматизаций и инсценировок, существуют и другие виды театрализаций, оказывающие не менее важное воздействие на развитие речи дошкольников: 1. Театр на фланели (доска, покрытая тканью). Для организации данного вида деятельности потребуются промышленная или самодельная фланель и персонажи-фигурки выбранного произведения искусства, на которые необходимо прикрепить липучку с обратной стороны. Таким образом, по мере Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru 4 развития сюжета ребенку предлагается прикрепить к фланнелеграфу необходимые фигурки. 2. Магнитная, по сути, такая же, как и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а к фигуркам вместо наклеек прикреплены магнитные полосы. Основа и, соответственно, персонажи этого театра бывают самых разных размеров: от небольшого настольного варианта до полноэкранного для визуального или музыкального зала. 3. Театр теней в садах - самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники с энтузиазмом участвуют в такой игре. Для организации такого театра используется ширма (натянутая по вертикали белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размера экрана), картонные фигурки черного цвета. Такой носит название «театр живых теней» [3, с. 89]. Настольный театр. Название такого театра говорит само за себя - игра ведется на столе. Его особенность в том, что декорации и персонажи должны быть небольшими по размеру, чтобы на поверхности можно было разместить все необходимые игровые атрибуты [2, с. 20]. Наручный театр. Эта форма театральной деятельности, требующей атрибутов, таких как пальчиковые куклы или игрушки - «перчатки». Театр живой куклы. Но чаще всего «живой» кукольный театр в детском саду. Такие занятия можно проводить как занятие по развитию речи, окружающего мира. Кроме того, постановку «живого» театра можно посвятить празднику, например, Масленице или Новому году. Открытый театр. В уличном театре используются куклы. Сделать их самостоятельно довольно сложно, поэтому чаще всего их приобретают в специализированных магазинах. Поскольку малыши еще не понимают механизм действия таких кукол, дети воображают, что игрушки «оживают» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует возникновению положительных эмоций у дошкольников, тем самым активизируя речь. Можно довольно долго перечислять все достоинства театральной деятельности в детском саду. Сценарии подбираются с учетом особенностей 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru группы детей, с которой работает педагог. При работе с детьми желательно брать в репертуар сказки. Это связано с тем, что эти произведения в основном учат добру, справедливости, а их содержание часто носит высокоморальный характер. Итак, формирование связной речи детей с онр - это непрерывный процесс обучения, в результате которого ребенок начинает связно и грамматически правильно излагать свои мысли, вести монолог, использовать литературные приемы. И таким образом, театрализация оказывает эффективное влияние на развитие связной речи ребенка с ОНР в дошкольном образовательном учреждении. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с. 2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2003. 160 с. 3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru 6