- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Март 2021"
Автор(ы) статьи: Фомина А.А.
PDF файл статьиУДК 377 Фомина Арина Алексеевна студентка 1 курса магистратуры, технологический факультет Государственный социально-гуманитарный университет, Россия, г. Коломна e-mail: arifom@outlook.com Научный руководитель: Дикова Татьяна Владимировна доцент кафедры общетехнических дисциплин, теории и методики профессионального образования Государственный социально-гуманитарный университет, Россия, г. Коломна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматриваются методологические основы психологического подхода к проблеме изучения самоопределения, психологические теории профессионального выбора. Ключевые слова: психологические особенности, возрастные особенности, профессиональное самоопределение, подростковый возраст, самооценка личности. Fomina Arina Alekseevna 1st year master student, Faculty of Technology State Social and Humanitarian University, Russia, Kolomna Scientific adviser: Dikova Tatiana Vladimirovna Associate Professor of the Department of General Technical Disciplines, Theory and Methods of Professional Education State Social and Humanitarian University, Russia, Kolomna PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS AN ACTUAL PROBLEM OF ADOLESCENCE Abstract: The article discusses the methodological foundations of the psychological approach to the problem of studying self-determination, psychological theories of professional choice. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 1 Keywords: psychological characteristics, age characteristics, professional self- determination, adolescence, self-assessment of the individual. Современные социально-экономические условия в России требуют от выпускников школ готовности к обоснованному профессиональному выбору, способности осознанно и самостоятельно строить свою жизнь. На. современном этапе развития общества. подготовка. школьников к жизненному и профессиональному самоопределению закреплена. в федеральных государственных образовательных стандартных каждого образовательного уровня. Сегодня актуальность организации профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях подчеркивается в следующих нормативных правовых актах: Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования [1]; Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. № 273-ФЗ [2]. Согласно статье 66 закона “Об образовании" [2], среднее общее образование направлено на. "развитие навыков самостоятельной образовательной деятельности на. основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку учащихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности". Обеспечение целостной системы организации профессионального самоопределения является приоритетной задачей общегосударственного значения. Именно от того, насколько удастся в полной мере раскрыть творческий потенциал и решить проблемы жизненного и профессионального самоопределения, будут зависеть показатели достижения профессиональной компетентности российских граждан. Все вышесказанное еще раз подтверждает важность организации профессионального самоопределение, которое должно осуществляться на. всех уровнях и обеспечивать качественную подготовку старшеклассников к выбору своего будущего профессионального образования. Учитывая широкое признание важности и необходимости профориентации среди учащихся общеобразовательных учреждений, можно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 2 констатировать, что неадекватность профессионального выбора. старшеклассницами является одной из важнейших приоритетных задач, которая приобретает особое значение как на. индивидуальном, так и на. государственном уровнях. Решению этой проблемы способствует профессионально- ориентированный работа., которая является важной гарантией свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующей не только потребностям и запросим общества., но и возможностям и способностям личности. С.Л. Рубинштейн первым заложил методологические основы психологического подхода. к проблеме изучения самоопределения. Проблема. профессионального самоопределения он рассматривал в контексте проблемы детерминации, в рамках выдвинутого им принципа.-внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: "Тезис о том, что внешние причины действуют через внутренние условия таким образом, что результат действия зависит от внутренних свойств объекта., означает, по существу, что любая детерминация необходима. и как детерминация других, внешних, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта.)" [3, с. 359]. К профессиональному самоопределению существует два. подхода. В первом случае самоопределение рассматривается как естественный процесс, происходящий на. определенном этапе онтогенеза. и существующий как личностное новообразование в старшем школьном возрасте. С.П. Крягжде отметил, что профессиональное самоопределение, на начальном этапе, имеет двойственный характер: есть либо выбор определенной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональность школа.-социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировано, то молодой человек использует обобщенный вариант, а. конкретизация откладывается на. будущее. Во втором случае самоопределение рассматривается как искусственно организованный процесс, заложенный в определенную практику - профориентацию, - и только в этом контексте оно приобретает свой Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 3 смысл и ценность. Работы Е. А. Климова., А. Е. Голомштока стали классикой в области профессиональной ориентации и профессионального консультирования Основной особенностью этих исследований является возрастающее внимание к личностным аспектным профессионального самоопределения. Е.А.. Климов выделяет 2 уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка. сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса. личности). Сущность профессионального самоопределения рассматривается как поиск и нахождение личностного смысла в выбранной, освоенной, выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла. в самом процессе самоопределения. Помимо самого человека, на. его важный жизненный выбор существенно влияют его семья, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи) и т.д. Тогда возникает вопрос: какова. доля участия в жизненном выборе самого человека? Ф. Парсонс разработал первую психологическую теорию профессионального выбора, он сформулировал следующие предпосылки [4, с. 138]: А) каждый человек, ориентируясь на. свои индивидуальные качества., прежде всего на профессионально значимые способности, наиболее оптимально подходит для одной профессии; Б) профессиональность успешность и удовлетворенность профессией определяет степень соответствия индивидуальных качеств и требований профессии; В) профессиональный выбор-это сознательный и рациональный процесс, в ходе которого либо сам человек, либо профессиональный консультант определяет надындивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с существующими диспозиция ми требований различных профессий. Ф. Парсонс среди характеристик профессионального отбора. выделяет, прежде всего, осознанность (сознательность) и рациональность, которые он Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 4 понимает как компромисс между способностями, интересами и ценностями личности и возможностью их реализации в различных профессиях . Д. Холланд придерживается иного взгляда на профессиональное самоопределение. Для Холланда процесс профессионального развития ограничивается определением человеком того личностного типа., к которому он принадлежит, выбором профессиональной сферы, соответствующей этому типу, а. также выбором одного из 4 квалификационных уровней этой профессиональной сферы, который определяется развитием интеллекта. и самооценки. Основное внимание уделено описанию личностных типов: двигательного, интеллектуального, социального, адаптивного, эстетического, стремления к власти. Эта теория указывает на то, что каждый индивид наиболее оптимально подходит для одной профессии, в соответствии со своими индивидуальными качественными, профессионально значимыми способностями. Профессиональный выбор-это сознательный и рациональный процесс, в ходе которого студент образовательной организации определяет индивидуальную диспозицию психологических качеств и соотносит ее с существующими диспозициями требований различных профессий [5, с. 37]. Однако Э. Гинзберг - автор одной из первых теорий профессионального развития, также подчеркивал временные аспекты при выборе: студент должен очень четко осознавать временную перспективу, чтобы иметь возможность отказаться от удовлетворения сиюминутных потребностей, если ему труднее достичь профессиональных конечных целей. Гинзберг в своей теории компромисса с реальностью подчеркивал, что выбор профессии-это эволюционирующий процесс, который происходит в течение длительного периода, а не мгновенно. Этот процесс включает в себя ряд "промежуточных решений", сочетание которых приводит к окончательному выбору. Каждое промежуточное решение имеет смысл, так как оно обеспечивает свободу выбора. и возможность достижения новых целей в будущем. [4, с. 140]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 5 Современная психология накопила богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, что во многом предопределило подходы к данной проблеме. Многообразие различных подходов к проблеме профессионального самоопределения обусловлено не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью осуществления самоопределения большинством людей, проживающих в той или иной стране, а также неоднородностью населения конкретных стран и регионов. Все это усложняет выбор "лучших" концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения. Практически все теории профессионального развития направлены на прогнозирование: направленности профессионального выбора, построения карьерных планов, реальности профессиональных достижений, особенностей профессионального поведения на работе, наличия удовлетворенности от профессиональной деятельности, эффективности воспитательного поведения личности, стабильности или смены места работы, профессии. Cписок литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 28.03.2021 г.). 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с. 5. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. М.: Просвещение, 2010. 140 с. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 5. Кухарчук А.М., Лях В.В., Широкова А.Б. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Минск: Современное слово, 2006. 543 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 7