- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Статья опубликована в журнале за "Март 2021"
Автор(ы) статьи: Шилов Е.С.
PDF файл статьиУДК 343.102 Шилов Евгений Сергеевич студент Вяткинский государственный университет, Россия, г. Киров e-mail: shilovteam@mail.ru ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Аннотация. Возбуждение уголовного дела представляется первой и наиболее важной стадией уголовного судопроизводства, в процессе которой происходит определение наличия или отсутствия законных оснований для начала уголовного преследования, выполнения ряда процессуальных действий и принятия конкретных процессуальных решений. Важным участником данного процесса является прокурор, осуществляющий надзор за законность и соблюдений всех процессуальных формальностей при возбуждении уголовного дела. Ключевые слова: прокурорский надзор, стадия возбуждения уголовного дела, отказ, следователь, дознаватель, процессуальное принуждение. Shilov Evgeny Sergeevich student Vyatka State University, Russia, Kirov POWERS OF THE PROSECUTOR IN THE SUPERVISION OF PROCEDURAL ACTIVITIES AT THE STAGE OF INITIATION OF A CRIMINAL CASE Abstract: The initiation of a criminal case is considered to be the first and most important stage of criminal proceedings, during which it is determined whether or not there are legal grounds for initiating criminal prosecution, performing a number of procedural actions and making specific procedural decisions. An important participant in this process is the prosecutor, who oversees the legality and compliance with all procedural formalities when initiating a criminal case. Keywords: prosecutor's supervision, stage of initiation of a criminal case, refusal, investigator, inquirer, procedural coercion. Основная задача стадии возбуждения уголовного дела состоит в проверке наличия либо отсутствия повода и основания для возбуждения уголовного дела. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru При этом прокурорский надзор в данной стадии уголовного процесса можно рассматривать в следующих аспектах [1]: 1) проверка обоснованности и законности постановлений о возбуждении уголовного дела; 2) проверка обоснованности и законности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Полномочия прокурора при этом определяются совокупностью прав и обязанностей, которыми наделен прокурор при реализации возложенных на него полномочий. Данный процесс отрегулирован ч. 2 ст. 37 УПК РФ [2], согласно которой прокурор выполняет ряд полномочий на этапе возбуждения уголовного дела, которые более подробно систематизированы в таблице 1: Таблица 1– Полномочия прокурора на этапе возбуждения уголовного дела Полномочие Действия прокурора в рамках выполнения данного полномочия Проверка исполнения требований ежемесячные проверки исполнения закона о приеме, регистрации и законодательства при приеме, разрешении и учете разрешении сообщений о заявлений и сообщений о преступлениях, преступлениях сопоставление данных органов внутренних дел, сообщений средств массовой информации, жалоб граждан, сведения страховых, медицинских компаний об оказании помощи гражданам, наличию криминальных травм, результаты судебно- медицинских экспертиз трупов с признаками насильственной смерти, сводки о преступлениях, материалы других источников. вынесение мотивированного мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела при выявлении фактов постановления о направлении непосредственно доказывающих основания для материалов в следственный орган этого либо орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании передача дознавателю письменных Если прокурором установлены обстоятельства, указаний о направлении доказывающие необходимость изменить квалификации деяния на преступление, расследования, производстве процессуальных действий преследуемое в частном порядке, им производится выяснение позиции потерпевшего истребование и проверка законности признав постановление дознания или следствия об и обоснованности решений отказе в возбуждении уголовного дела незаконным следователя об отказе в либо необоснованным, прокурор может отменить его и направить постановление начальнику органа возбуждении, приостановлении или дознания с указаниями, с изложением конкретных прекращении уголовного дела обстоятельств, подлежащих проверке (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru отменяет незаконные или подлежит выяснению причина вынесения необоснованные постановления незаконных постановлений, принявших органами нижестоящего прокурора, органа дознания и следствия меры по их устранению. дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном УПК РФ рассмотрение информации При несогласии с решением о признании законным следователя о несогласии с постановления о прекращении уголовного дела не требованиями прокурора и позднее 14 суток с момента поступления материалов принимать по ней конкретное дела отменяет незаконное процессуальное решение решение (ст. 151 УПК РФ) разрешение отводов, заявленных Для обоснования отстранения могут использоваться дознавателю, а также его самоотвод; сведения о действиях самого должностного лица. отстраняет дознавателя от Состав нарушений закона дознавателем прокурором дальнейшего производства определяется в зависимости от конкретных расследования, если им допущено обстоятельств дела и характера нарушения. нарушение требований УПК РФ Прокурор отстраняет дознавателя в случае его отвода либо самоотвода по основаниям, предусмотренным в УПК РФ изымает любое уголовное дело у прокурор вправе требовать от органа дознания любу. органа дознания и передает его информацию по уголовному делу и передавать ее следователю с обязательным следователю указанием оснований такой передачи передает уголовное дело или руководствуется при этом правилами, материалы проверки сообщения о установленными статьей 151 УПК РФ, преступлении от одного органа предварительного расследования другому изымает любое уголовное дело или при федеральном органе исполнительной власти) и любые материалы проверки передает его (их) следователю Следственного сообщения о преступлении у органа комитета Российской Федерации с обязательным предварительного расследования указанием оснований такой передачи федерального органа исполнительной власти Стоит пояснить, что в соответствии с положениями уголовно- процессуального закона прокурору должно быть направлено каждое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела, которые вынесены органами дознания и органами предварительного следствия в течение 24 часов с момента их принятия [3]. Прокурор при этом должен сразу изучить и истребовать материалы проверок, которые стали основой в принятии решений об отказе в возбуждении уголовного дела, после чего в течение 5 суток с момента их поступления он Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 3 вправе отменить соответствующее решение, если признает его необоснованным и незаконным. Также прокурор должен проверять законность и обоснованность решения о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента получения материалов дела, на которых основывалось данное решение. Заинтересованным лицам при этом на основании ст. 124 УПК РФ тоже предоставлено право обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору, который истребует и проверяет повторно с учетом доводов заявителя законность и обоснованность соответствующего процессуального решения. При всей полноте выделенных прокурору полномочий стоит отметить, что в настоящее время, согласно ч. 1 ст. 146 УПК РФ, он лишен права самостоятельно возбуждать уголовные дела. Данное право предоставлено лишь следователю, руководителю следственного органа, дознавателю и органу дознания. И даже если прокурор видит необходимость возбуждения уголовного дела, он согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам нарушений уголовного законодательства, выявленных прокурором, в органы предварительного расследования [4]. Также п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ определено, что мотивированное постановление прокурора является самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела. В то же время следователь после получения указанных материалов может принять как положительное, так и отрицательное решение относительно вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных оснований. Следователь решение об отказе в возбуждения уголовного дела по таким материалам может принять лишь с согласия руководителя следственного органа, в то время как при возбуждении уголовного дела получение дополнительного согласия законом не предусмотрено [5]. Рассматривая постановление прокурора о направлении материалов в качестве повода для возбуждения уголовного дела стоит подчеркнуть, что оно 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru вряд ли может служить достойной компенсацией лишенного прокурора права возбуждать дела самостоятельно. В результате массовости необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел необходимо наличие более эффективных средств прокурорского реагирования, чем «бесконечная переписка руководителя следственного органа и прокурора». При этом с позиции законодателя наиболее верно было бы вновь предоставить прокурору право при наличии оснований и поводов, предусмотренных законом, самостоятельно возбуждать уголовные дела, что успешным образом практиковалось на протяжении многих лет. Ошибка, которая допускается дознавателями или следователями на начальном этапе уголовного преследования, обходится дороже всех. Упущенное время негативным образом оказывает влияние на фиксацию следов преступного деяния, на определение свидетелей и лиц, подлежащих задержанию по подозрению в преступлении. С этим мнением согласны многие теоретики и практики, указывающие на то, что наличие необходимых полномочий у прокурора на возбуждение уголовного дела при выявлении в ходе надзорной деятельности в деяниях одного или другого лица признаков преступления может дать возможность ему обеспечить своевременную реакцию на неправомерное решение следствия и для граждан, которые вовлечены в уголовный процесс, выступить в роли гаранта защиты их конституционных прав [6,с.71]. Вынесение же в таком случае мотивированного постановления в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УК РФ не является должной заменой праву прокурора на возбуждение уголовного дела. Таким образом, по сути проблемы, возникающие на стадии возбуждения уголовного дела, фактически своего разрешения не получили. Согласно ч. 1.1. ст. 148 УПК РФ следователь может принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела по мотивированному постановлению прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании лишь с согласия руководителя следственного органа. В данном случае важное значение имеют следующие моменты: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 5 1. следователю необходимо согласие начальника следственного органа на принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела лишь по выше обозначенному основанию. Во всех иных случаях дознавателем, органом дознания, следователем и руководителем следственного органа решение об отказе в возбуждения уголовного дела принимается самостоятельно без чьего- либо «одобрения». Дознаватель и орган дознания в тоже время принимают решения относительно возбуждения уголовного дела по основанию, предусмотренному в п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, самостоятельно. 2. следователь, принимая решение об отказе в возбуждении уголовного дела, выносит мотивированное постановление. Получается, следователю является достаточным получить согласие руководителя следственного органа, чтобы не согласиться с «мотивированным» постановлением прокурора, где предусмотрено требование о решении вопроса о возбуждении уголовного преследования. Таким образом, просматривается законодательное несоответствие. В данном случае необходимо сделать оговорку, что обстоятельства имеют значение только если речь идет об использовании изложенного полномочия в отношение следователя или дознавателя. В соответствии с п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор обладает полномочиями по истребованию и проверке обоснованности и законности решений руководителя следственного органа или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении или приостановлении уголовного дела и по принятию по ним решений в соответствии с положениями УПК РФ. Безусловно, наделение прокурора полномочиями по отмене названных выше необоснованных и незаконных постановлений субъектов предварительного следствия усиливает его роль при осуществлении уголовного преследования, но и в данном случае имеет место ряд проблемных вопросов, которые вызваны несовершенством действующего законодательства. Так ч. 4 ст. 39 и ч. 6 ст. 148 УПК РФ недостаточным определено наличие как такового постановления прокурора об отмене постановления об отказе в возбуждения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 6 уголовного дела, чтобы была проведена дополнительная проверка по сообщению о преступном деянии, т.к. руководитель следственного органа должен такое постановление рассмотреть и затем уже принять решение об отмене необоснованного или незаконного постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждении уголовного дела или о направлении материалов на дополнительную проверку со своими указаниями. Итак, прокурор по-прежнему несмотря на внесенные в 2010г. изменения в УПК РФ лишен возможности оперативным образом реагировать на необоснованный и незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, который принимается следователем или руководителем следственного органа. Более того не совсем ясны действия законодателя при установлении разных процедур отмены постановлений, которые принимаются дознавателем и органами дознания или следователем и руководителем следственного органа Следовательно, выводы о значимости и положении руководителя следственного органа и прокурора в рамках системы гарантий законности, а также урегулирование между ними правоотношений, во многом зависит от того, с позиции кого из субъектов уголовно-процессуальных отношений она производится. Список литературы: 1. Бобренев В.А. Организация прокурорского надзора за законностью и обоснованностью решений об отказе в возбуждении уголовного дела // Право и политика. 2017. № 10. Режим доступа: URL: https:// zakonnostyu-i- obosnovannostyu-resheniy-ob-otkaze-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela (дата обращения: 18.02.2021 г.). 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 06 марта 2019 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 7 3. Федеральный закон Российский Федерации от 17 января 1992 г. № 2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 27 декабря 2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 5. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05 сентября 2011 г. № 277 (в ред. от 05 декабря 2016 г.) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 6. Бажанов С.В. Правовой режим стадии возбуждения уголовного дела и его влияние на эффективность прокурорского надзора // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 4. С. 71-73. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 8