- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМАТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Март 2021"
Автор(ы) статьи: Бовыкина Е.С.
PDF файл статьиУДК 343 Бовыкина Елена Сергеевна студентка 4 курса бакалавриата, факультет права Ульяновский государственный педагогический университет, Россия, г. Ульяновск e-mail: bovikina.ru@yandex.ru Научный руководитель: Луковкин К.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры права Ульяновский государственный педагогический университет, Россия, г. Ульяновск ПРОБЛЕМАТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Аннотация: В статье рассмотрены проблемные вопросы противодействия коррупции. Приведены меры по противодействию коррупции. Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, коррупционные преступления, нравственность, мораль, государство, безопасность. Bovykina Elena Sergeevna 4th year bachelor student, Faculty of Law Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia Scientific adviser: Lukovkin K. E., candidate of legal sciences, associate professor of the department of law Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia ANTI-CORRUPTION ISSUES Abstract: The article deals with the problematic issues of combating corruption. Measures to combat corruption are given. Key words: corruption, fight against corruption, corruption crimes, morality, morality, state, security. В современной юридической литературе существует 2 подхода к понятию коррупции. В качестве первого подхода можно определить коррупцию как систематический подкуп должностных лиц, а также политических и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 1 общественных деятелей представителями преступных сообществ с целями оказания влияния на принятие ими решений ради получения какой-либо выгоды. В качестве второго подхода можно выделить, что коррупция- это использование должностным лицом своего положения и полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и нормам морали. К примеру, Д.Е. Гапеенок и И.А. Королев смело делают вывод о том, что «Многие незаконные операции, связанные с наркотическими веществами, осуществляются не без помощи чиновников на всех уровнях. Они это прикрывают и обеспечивают наркоторговцам безопасность, спокойствие и возможность осуществлять свою деятельность» [1, с. 93-99]. Коррупция наносит существенный вред общественным отношениям, государству, подрывает веру граждан в исполнение законов. Например, коррупционные преступления в исправительных органах, судах, в целом в системе правоохранительных органах нарушает конституционно-правовой принцип справедливости, влечет безнаказанность преступников, стимулирует к повышению коррупции и криминализации в системе российского общества, способствует развитию и распространению организованных форм преступности. Основными причинами коррупции по мнению В.Г. Гриба и Л.Е. Окса является: 1) Правовое бездействие и недостаточное знание антикоррупционного законодательства. 2) Способность граждан к вымогательству и взяточничеству, направленные на пополнение собственных материальных благ. 3) Многочисленные коллизии и пробелы в законодательстве. 4) Негативное изменение правовых актов, регулирующий противодействие коррупции, а именно смягчение и отмена наказания за малозначительные преступления в сфере коррупции [2, с. 99-108]. В нашем законодательстве достаточно пробелов и неточностей в этой сфере, что позволяет преступникам уходить от уголовной ответственности, и 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru безнаказанно действовать под прикрытием правоохранительных структур, ухудшая положение нашей страны. В настоящее время с учетом требований Президента и Правительства РФ особое внимание уделяется борьбе с коррупцией, а также анализу причин и условий, способствующих ее возникновению, разработке мер по профилактике коррупции со стороны должностных лиц [3, с. 259-261]. Не случайно лидер фракции «Единая Россия» В.А. Васильев в Государственной Думе РФ отметил: «Я рад, что дожил до такого времени, когда власть настолько окрепла, что начала борьбу с коррупцией внутри себя» [4, с. 2]. Очевидно, что статистика по коррупционным преступлениям не соответствует действительности, а большинство коррупционных преступлений остаются скрытыми от глаз общества еще на стадии обнаружения. Во-первых, на практике сложно доказать и зафиксировать сам факт коррупции. Преступники умеют отлично скрывать свои преступные действия различными способами. Во-вторых, должностные лица совершившие коррупционные преступления стараются всеми силами уйти от ответственности, так же используя специфические способы сокрытия преступления. В-третьих, выявление коррупции среди сотрудников правоохранительных органов вызывает затруднение, т.к. они владеют методикой и тактикой оперативно-розыскной деятельности, способами закрепления полученной информации в качестве доказательств, вследствие чего или применяются все известные им способы конспирации. Так же присутствует вероятность противодействию расследованию [5, с. 127-131]. Для того чтобы добиться позитивных изменений в борьбе с коррупцией необходимо комплексная усовершенствованная система мер по ее противодействию. Особенно представляется целесообразным внести коррективы в уголовное законодательство, в частности убрать из санкций антикоррупционных уголовно-правовых норм мягкие виды наказания и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 3 согласиться с позицией ряда ученых, предлагающий ужесточить нижний предел санкций за коррупционные преступления [6, с. 27-28]. Так же большой проблемой является действие статьи 291.2 УК РФ, которая позволяет квалифицировать взятку до 10.тыс. рублей, наказание за которое более мягкое чем было пару лет назад за то же деяние. До 03.07.2016 года дача взятки квалифицировалась по статье 291 УК РФ начиная от любой денежной суммы. А с июля 2016 года ввели статью 291.2 УК РФ, что позволило, смягчить наказание за дачу взятки до 10 тыс. рублей. По моему мнению наказания в коррупционной направленности не должны смягчаться, а должны наоборот быть строже, намекая потенциальным преступникам на более тяжкие наказания за совершение данного преступления. Подводя итог, сделаю следующие выводы о том, что борьба с коррупцией должна осуществляться на общегосударственном уровне в рамках особой государственной политики, направленной на доработку, усовершенствование и ужесточение уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства. И в особенности уголовное наказание за совершенное преступление данного рода должно быть максимально направлено на исправление человека, который совершил деяние. И государство должно принимать для этого все меры, вместо того чтобы принимать смягчающие решения и провоцировать граждан и должностных лиц на совершение правонарушения. 1. Гапеенок Д.Е., Королев И.А. Контроль деятельности предприятий и организации как стратегия ликвидации источников финансирования организованной преступности // Научный портал МВД России. 2012. №3 (19). С. 93-99. 2. Дорофеев И.Н., Королев И.А. Нравственно-этические аспекты применения сотрудниками органов внутренних дел специальных (негласных) мер в решении задач борьбы с преступностью // Правоохранительная Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru Cписок литературы: 4 деятельность территориальных органов МВД России: проблемы и пути их решения: Сб. науч. Ст. М., 2017. С. 99-108. 3. Королев И.А., Вяткин А.В. О необходимости постоянно оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: Межведомственный науч. Сб. М., 2010 С. 259-261. 4. Аргументы и факты. 2013. 10 апр. С.2. 5. Королев И.А., Крыжнов А.П. Организованная преступность и коррупция // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. Ст. М., 2016. С. 127-131. 6. Рарог А.И. Законодательные акты на устои уголовного права // Государство и право. 2013. № 1. С. 27-28. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 5