- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС
Статья опубликована в журнале за "Март 2021"
Автор(ы) статьи: Рошу Л.Е.
PDF файл статьиУДК 327 Рошу Людмила Евгеньевна студентка 4 курса бакалавриата, факультет глобальных процессов Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва e-mail: lroshu1999@mail.ru ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС Аннотация: Статья посвящена рассмотрению комплекса инструментов «мягкой силы», которые Россия использует в странах Евразийского экономического союза. Анализируются ключевые привлекательные инструменты «мягкой силы» России. Выявляются причины использования Россией инструментов «мягкой силы» и анализируются заявления официальных лиц государства о необходимости использования «мягкой силы» во внешней политике. В статье определяются учреждения России, которые способствуют реализации публичной дипломатии, и проекты этих учреждений. Ключевые слова: «мягкая сила», ЕАЭС, Россия, инструменты «мягкой силы». Roshu Liudmila Evgenievna 4th year bachelor student, faculty of global studies Moscow State University, Russia, Moscow TOOLS OF RUSSIAN “SOFT POWER” IN EEU Abstract: The article is devoted to the consideration of the complex of “soft power” instruments that Russia uses in the countries of the Eurasian Economic Union. The key attractive instruments of the “soft power” of Russia are analyzed. The author identifies the reasons for Russia's use of "soft power" instruments and analyzes the statements of state officials about the need to use "soft power" in foreign policy. The article defines the institutions of Russia that contribute to the implementation of public diplomacy, and the projects of these institutions. Key words: “soft power”, EEU, Russia, tools of “soft power. Концепция «мягкой силы» появилась в США в конце ХХ-го века. Её автором является американский политолог и профессор Гарвардского университета Джозеф Най. На сегодняшний день «мягкая сила» является важным инструментом внешней политики государств. Благодаря ей, государства 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru имеют возможность оказывать влияние на международные процессы и достигать свои внешнеполитические цели. Согласно исследованию «Мягкая сила 30» (“Soft power 30”), созданному британским агентством по политическим консультациям и связям с общественностью Portland Communications, по состоянию на 2019 год Россия занимала 30 место в мире по потенциалу «мягкой силы». В Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 года была обозначена необходимость освоения механизмов «мягкой силы». Российские специалисты выбрали следующую формулировку понятия: «Мягкая сила» – это комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно- коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии» [1]. Евразийский экономический союз – это международная организация региональной экономической интеграции. Союз был создан в 2014 году. В него входят следующие страны: Армения, Белоруссия, Россия, Кыргызстан, Казахстан. Заинтересованность России в сотрудничестве в рамках ЕАЭС обуславливается как экономическими, так и политическими причинами. Интерес в сотрудничестве закреплён в различных национальных документах страны. Например, в концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года было отмечено, что расширение сотрудничества со странами ЕАЭС является одной из ключевых задач внешней политики России. Также в указах и выступлениях президента РФ неоднократно была подчёркнута важность евразийского сотрудничества. Важным инструментом «мягкой силы» России на пространстве ЕАЭС является русский язык. Язык является составной частью национальной культуры и позволяет получить доступ к культурным ценностям государства. Популяризация языка позволяет одновременно транслировать ценности страны, показывать идеологические установки и давать комплексный взгляд на мир через призму менталитета носителей этого языка. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru Усиление позиций русского языка за рубежом является одной из приоритетных задач России[2]. Русский язык является мощным инструментом «мягкой силы» России на пространстве ЕАЭС, так как он имеет глубокие традиции существования в этих странах. Роли русского языка за рубежом впервые было предано значение в приложении к Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года. В нём было подчёркнута важность особых форм и методов воздействия на общественное мнение, которое работает на укрепление международного авторитета страны. В 2015 году глава комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий подчеркнул важность русского языка в странах ЕАЭС: «Цементирующей основной ЕАЭС является русский язык, на котором мы общаемся, принимаем решения». Леонид Слуцкий отметил, что именно поэтому необходимо гармонизировать отношения русского языка с национальными языками стран-участниц ЕАЭС. Русский язык имеет крепкие позиции в странах ЕАЭС. Например, в Армении, несмотря на то, что русский язык не имеет статус официального, уровень его знания является одним из самых высоких на постсоветском пространстве. В стране преподаётся русский язык в школах, работает русское телевидение. Всего около 70% населения страны владеют русским языком. В Казахстане русский язык приравнен к государственному и является вторым по числу носителей и первым по владению и уровню распространения в стране. В Белоруссии белорусский и русский язык имеют равный статус государственных языков. В Кыргызстане русский язык имеет статус официального. Ещё одним инструментом «мягкой силы» России на пространстве ЕАЭС является образование. Под этим инструментом подразумевается наличие широких возможностей получения образовательных грантов для зарубежных студентов, наличие образовательные программы, нацеленных на обмен студентами и международные стажировки. Наука является сферой международного взаимодействия, содействие научному сотрудничеству - Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru 3 важный аспект создания имиджа страны, это помогает наладить сотрудничество в различных областях и продвигать научные достижения страны в мире. Университеты России являются привлекательными для стран-участниц союза. Студенты из Казахстана занимают первое место по численности среди иностранных студентов в России. На официальном сайте Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации сказано, что в 2019/2020 учебном году в российских высших учебных заведениях обучалось 74 тысячи студентов из Казахстана [3]. Высшие учебные заведения являются привлекательными для студентов из Казахстана так как в рамках межправительственных договорённостей для студентов из этой страны предусмотрены образовательные гранты. Между Россией и Казахстаном налажено тесное сотрудничество в сфере образования по линии МИД, Россотрудничества и т.д. Также между российскими и казахскими университетами существуют двухсторонние соглашения. В Ежегодном докладе интеграционного клуба за 2016 год отмечено, что привлечение иностранных студентов в Россию – это очень существенная тема, ведь их количество – один из показателей, определяющих потенциал влияния России на мировой уклад [4]. В рамках Федерального проекта «Экспорт образования» российское правительство потратит на привлечение иностранных студентов 107,5 млрд рублей с 2019 по 2024 годы. Это должно увеличить их поток в два раза. Экономический потенциал России также является инструментом «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС. ВВП России по состоянию на 2019 год составляет 1661,0 млрд. долларов США, в то время как ВВП Армении составляет 12,4 млрд. долларов США, Белоруссии – 59,6 млрд. долларов США, Казахстана – 172,9 млрд долларов США, Кыргызстана – 8,1 млрд. долларов США [5]. Российский экономический потенциал пользуется популярностью среди стран ЕАЭС. Например, 71 регион Российской Федерации имеет прямые связи с регионами Киргизии в сфере бизнеса. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru 4 Ещё одним инструментом «мягкой силы» России в странах ЕАЭС является миграционная политика. Она измеряется общим количеством иммигрантов иностранного происхождения из стран ЕАЭС, проживающих в России. Чем больше количество иммигрантов проживает в России, тем больше её «мягкая сила». Благодаря установлению интеграционных процессов на евразийском пространстве, были сняты основные барьеры, препятствующие доступу мигрантов из стран-участниц на национальные рынки труда [6]. Рассмотрим миграционную политику России в рамках ЕАЭС на примере Киргизии. Для Киргизии в рамках ЕАЭС упрощаются процедуры и правила, регулирующие трудовую миграцию. В России трудится около 600-700 тысяч граждан Киргизии. Благодаря членству в ЕАЭС граждане страны могут работать в России без сдачи экзамена и других разрешительных документов. Ещё одним способом формирования позитивного имиджа России на пространстве ЕАЭС является публичная дипломатия. Джозеф Най определяет публичную дипломатию как инструмент повышения привлекательности и усиления авторитета. Её целью является трансляция и распространение компонентов «мягкой силы» страны за рубежом. Наиболее важными структурами российской публичной дипломатии являются Россотрудничество и Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. Россотрудничество имеет 3 программы, направленные на привлечение молодёжи из евразийского региона: «Форум иностранных выпускников российских вузов», «Фестиваль школьного спорта среди государств-участников СНГ», «Фестиваль молодёжи и студентов стран пояса добрососедства “Евразия – это мы!”». Благодаря подобным проектам создаются важные площадки для развития публичной дипломатии, на которых обсуждаются такие важные вопросы, как евразийская интеграция, научное и образовательное пространство и т.д [7]. Среди структур, занимающихся продвижением культурной дипломатии и нацеленных на развитие сотрудничества со странами ЕАЭС, ещё одной важной организацией является фонд Евразийское содружество. Организация была создана в 2014 году, её целью Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru 5 является продвижение в странах Центрально-Азиатского региона идеи евразийской интеграции. Таким образом, в мире, в котором всё большую роль приобретают интеграционные объединения, с помощью которых страны реализуют свои национальные интересы, важно углублять партнёрство в рамках союза и расширять сферы сотрудничества. Евразийская интеграция является внешнеполитическим приоритетом России, а инструменты «мягкой силы» – средством её достижения. Всё это позволяет России получать экономические и политические выгоды. Кроме того, Россия имеет возможность улучшить свою конкурентоспособность в глобальном мире. Наиболее эффективными инструментами «мягкой силы» в странах- участницах союза являются: русский язык, экономика, образование, миграционная политика, публичная дипломатия. Эти составляющие в большей степени помогают формировать имидж России в странах-участницах ЕАЭС. 1. Концепция внешней политики Российской Федерации: утв. Президентом РФ В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/ 6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 01.02.2021 г.). 2. Худоренко Е.А. русский язык как инструмент "мягкой силы" в контексте евразийской интеграции //Проблемы современной экономики. 2018. № 4 (68). С 8-10. 3. О казахстанском студенчестве в России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.kazembassy.ru/rus/studenty/vuzy/ (дата обращения: 01.03.2021 г.). 4. Евразийская интеграция: современные вызовы и новые горизонты. Ежегодный доклад интеграционного клуба при председателе совета федерации за 2016 год. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru Cписок литературы: 6 http://council.gov.ru/media/files/3d5vl2qagzzrxn2kkcfqcrnt3xxwy7w0.pdf (дата обращения: 10.03.2021 г.). 5. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2019. 199 с. 6. Ткаченко А.А. Интеграционные начала ЕАЭС: проблемы миграции. Власть. 2016. № 23(11). С. 14-20. 7. Боришполец К.П. Публичная дипломатия на пространстве ЕАЭС: осмысление феномена и тенденций развития // Вестник МГИМО-Университета. 2015. С. 42-55. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 https://tribune-scientists.ru 7