- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОЯВЛЕНИЕ АРХЕТИПА ТЕНИ У ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Март 2021"
Автор(ы) статьи: Серебринская М.И.
PDF файл статьиУДК 159.964.28 Серебринская Маргарита Игоревна магистр психологических наук, педагог-психолог Областной цента образования Россия, г. Калуга e-mail: alis-black1989@yandex.ru ПРОЯВЛЕНИЕ АРХЕТИПА ТЕНИ У ПОДРОСТКОВ Аннотация: Диагностика архетипического образа Тени в данной работе направлена на получение общего результата с условным названием «теневой портрет» среди школьников 11-15 лет. Выявленный общий результат покажет психологическую картину того, как выглядит и проявляет себя внутреннее, глубинное и негативное восприятие себя с проекцией на других среди подростков нашего времени. Благодаря пониманию теневого образа подростков, возможны дальнейшие умозаключения, связанные с направлением в их развитии. Ключевые слова: тень, архетип, интеграция, Эго, подростковая психология, подростковая неуверенность, агрессия подростков. Serebrinskaya Margarita Igorevna master in psychology, educational psychologist Regional education centre Russia, Kaluga MANIFESTATION OF THE SHADOW ARCHETYPE IN ADOLESCENTS Abstract: The diagnosis of the archetypal image of the Shadow in this work is aimed at obtaining a general result with the conditional name "shadow portrait" among schoolchildren aged 11-15 years. The revealed general result will show a psychological picture of how the inner, deep and negative perception of oneself with a projection on others looks and manifests itself among teenagers of our time. Thanks to the understanding of the shadow image of adolescents, further conclusions related to the direction in their development are possible. Keywords: shadow, archetype, integration, Ego, adolescent psychology, adolescent insecurity, adolescent aggression. Введение С того момента как К.Г. Юнг ввёл в психологию такие концепции, как: архетип, коллективное бессознательное, индивидуализация, интеграция архетипических образов психики, Самость и т д., для многих психологов стало 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru очевидно каким путём нужно двигаться для помощи всем тем, кто нуждается в личностном и духовном росте. Приведённые концепции вовсе не новы. Они уходят корнями в древние восточные и мистические учения. Но К.Г. Юнг смог их обосновать психологически, что поспособствовало открытию некой завесы, для того, что бы большинство людей западного мышления смогли понять и осознать свою психику и то, как можно всё изменить к лучшему. Исходя из этого, можно смело утверждать об абсолютной актуальности данной темы во все времена и для любой категории людей. Человечество постепенно движется к тому, что бы освободиться от оков своего прошлого, своих страхов, тревог, ненависти, войны и отчуждённости друг от друга. Всё эти негативные проявления являются результатом дуалистического мышления – разделение добра и зла. Вырастая из травмирующего стереотипного мировоззрения, где обязательно присутствует противостояние неких сил и разделение на «их и нас», человечество перестанет конфликтовать друг с другом, а самое главное – с самим собой. Ведь любой внешний конфликт возникает благодаря конфликту внутреннему. Когда человек не ладит с самим собой, подавляя свои некоторые чувства и переживания, то эти переживания становятся Тенью индивида, то есть тем, что не осознаётся как часть своей психики. Тем самым подавленные чувства и эмоции, которым, сознание запрещает проявляться, приобретаю силу, искажаются, становясь чем-то негативным, опасным. Не желая признавать наличие этих неприятных чувств, человек проецирует их на других людей, у которых есть схожие проявления или проецирующему человеку кажется, что таковые у другого имеются. Избавив себя от чувства вины и неполноценности, человек радуется тому, что он по сравнению с другими не такой плохой. Но всё это самообман, который мешает человеку понять самого себя и помочь себе перейти на новую ступень своего развития. Пока люди проецируют собственные подавленные чувства на других, они не смогут стать лучше и эволюционировать духовно. Они не смогут преодолеть свои страхи и конфликты друг с другом. Применение архетипического подхода с целью выявления «портрета теневого образа» на подростках имеет свою новизну и практичекую значимость, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 2 так как подрастающее поколение с ещё не сформировавшейся психикой и возрастным кризисом взросления должно получать возможность научится осознавать все свои чувства и эмоции без страха быть осуждёнными за это. Научившись осознавать свои как положительные, так и отрицательные черты, подростки с большим терпение и пониманием смогут относиться к другим людям с их недостатками и слабостями. Чем раньше запустить процесс интеграции, тем больше вероятности достигнуть человеком в будущем того, что К.Г. Юнг назвал Самостью или индивидуацией. Данная цель стоит перед всеми нами, как достижение нового этапа эволюции. Статья содержит: теоретический обзор имеющейся литературы на тему «архетип тени» с их кратким анализом и выводами; полученные результаты исследования «архетипа Тени у подростков» по авторской методике «Диагностика архетипического образа Тени»; рекомендации на основе полученных результатов исследования. Цель: получение «портрета теневого образа» у подростков 11-15 лет. Задачи: - теоретический анализ архетипа Тени; - создание авторской методики «Диагностика архетипического образа Тени»; - проведение исследования по вышеназванной методике среди обучающихся 5-9 классов; - обработка результатов исследования; - обоснование общих выводов на основе полученных результатов и составление списка рекомендаций для психологов по работе с подростками. Объект исследования: архетипический образ Тени у подростков 11-15 лет. Методика: «Диагностика архетипического образа Тени», автор Серебринская М.И. Место проведения исследования: ГКУ КО «Областной центр образования» Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 3 Выборка: ученики 5,6,7,8,9 классов – 101 человек. Обзор литературы Так как понятие архетип ввёл в психологию К.Г. Юнг, то было бы вполне логично начать теоретический анализ данной статьи именно с его работ. Почти в любой своей работе К.Г. Юнг описывает тему архетипов, например, в «Архетип и символ» [1, c. 4]. Также в своей работе «Психология и алхимия» [2, c. 111]. К.Г. Юнг соотносит архетип Тени с самой первой стадией алхимического делания, называемой «нигредо». Саму алхимию и главную её цель – создание философского камня, К.Г. Юнг рассматривал чисто метафорически. Самый первый этап создания философского камня – это акцентирование внимания на тёмной и грязной составляющей материи, а в переводе на язык психологии – на теневой стороне. Посредством своего длительного анализа различной алхимической литературы К.Г. Юнг пришёл к выводу, что процесс делания философского камня является процессом интеграции человеческой психики или индивидуацией. И самым первым шагом к этому процессу, как и в алхимии, является интеграция, то есть осознание и осмысление, всего самого тёмного в душе: своих страхов, злости, обиды. «Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции». — К. Г. Юнг. «Сознание, бессознательное и индивидуация» [3]. Последовательница К.Г. Юнга, его ученица М. Л. Фон-Франц. Также очень активно поддерживала тему архетипов, в том числе и архетип Тени, в своих многообразных работах. В отличие от К.Г. Юнга М.Л. фон-Франц больше занималась глубинным психологическим анализом сказок, в которых как раз и находится весь тот архетипический материал, помогающий разгадать тайны человеческой психики, в особенности коллективного бессознательного. Помимо сказок и мифов М.Л. фон-Франц также анализирует алхимическую литературу в том же ключе, что и К.Г. Юнг. Но более подробно архетип Тени М.Л. фон-Франц рассматривает в своей работе «Феномены тени и зла в волшебных сказках» [4, c. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 4 2-24]. В данной книге архетип Тени анализируется с помощью сказочных образов, взятых из различных мифов, сказок и прочего фольклорного искусства. Исследование архетипических образов в современном обществе на какой- либо группе людей почти не имеет спроса в научной среде, так как тематика глубинной архетипической психологии более сложно для понимания людей, не имеющих психологического образования и сосредоточенных на чём-то явном и понятном. Человечество хочет быстрого решения своих насущных проблем и считает не достойным внимания свой собственный «внутренний мир». Все хотят быстро и безболезненно избавляться от страхов, тревог и любых других негативных переживаний. А кто-то не задумывается о подобных проблемах по причине большей важности других ценностей – в особенности материальных. Соответственно, проработкой своей «тени» никто не занимается, и пишут про это мало. Но среди тем, связанных со страхами и агрессией подростков, имеется достаточно научных статей и исследований, таких как: «Исследование эмоционально-аффективной сферы личности подростков» О.И. Леоновой [5, c. 1-11]; «Искажения идентичности у подростков с отклоняющимся поведением» В.А. Ясной [6, c. 1-16]; «Внутренние конфликты подросткового возраста» Новгородцевой А.П. [7, c. 1-13]; «Особенности механизмов психологических защит у мальчиков-подростков, склонных к проявлению ксенофобии» Носова С.С. [8, c. 1-8]; «Подростковая конфликтность и агрессивность внутри семьи. Роль стиля родительского отношения» Адеркаса А.М. [9, c. 1-10]. Все перечисленные статьи затрагивают именно теневые характеристики подростковой психики с её защитными механизмами, которые являются проекцией Тени на других. Благодаря теоретическому анализу научной литературы, как общего, так и частного плана, можно составить примерную структуру «психологического портрета», в который входит: 1) Внешняя проекция – неосознанные теневые аспекты, проецируемые на других, социальный статус проекции, соотнесение с общеизвестными сказочными образами; 2) Внутренний теневой образ – бессознательное проявление личной Тени, включающий в себя: общий внешний Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 5 вид, внутреннее пространство Тени, характерные черты и причины возникновения самого образа; 3) Осознанные теневые аспекты. На основе всех названных компонентов был создан опросник «Диагностика архетипического образа Тени», результаты которого представлены и обобщены ниже. Данный опросник выявляет «теневой портрет» нынешнешнего подрастающего поколения в её усреднённой форме. Полученные данные позволят понять, на что в первую очередь нужно обратить внимание при работе с подростком, а именно: какие негативные качества он подавляет в себе, какие проецирует на других, какой страх не даёт ему развиваться как подрастающей личности. Результаты исследования по методике «Диагностика архетипического образа Тени» 1) Среди выявленных неосознанных теневых проекций, приписываемых другим, в большей степени были выбраны такие характерные качества, как: злость, агрессия и грубость. 2) Результаты показывают, что подросткам свойственно все негативные качества проецировать на других, будь то другие люди или архетипические фигуры. Среди осознанных теневых аспектов, за исключением тех, кто не смог найти или признать свои негативные качества, были выявлены в большей степени злость и раздражительность. 3) Из представленного ограниченного выбора негативного социального статуса большинством был выбран статус убийцы. 4) Из представленного ограниченного выбора сказочного архетипа большинством был выбран оборотень, который является «внутренним полу- зверем, загнанным в угол», и подавляемый собственным Эго. 5) «Внутренний теневой образ» у большинства опрошенных подростков имеет внешний вид человека. На втором месте образ животного. 6) Внутреннее теневое пространство – место, где обитает тень, в большинстве случаев является тем местом, которое находится совсем рядом – это дом или под кроватью. На втором месте лес и болото. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 7) К теневым характерным чертам в большинстве случаев была выбрана страшная внешность, будь то большие зубы и когти или огромный рост. Так или иначе, но основным показателем тени явился визуальный образ, который у большинства людей часто бывает доминирующим. Что касается психологических характеристик тени, то результат показал преобладание жестокости, которая в основном проявляется в жажде убивать людей или поедать их. 8) Что касается личностных причин проявления тени, то есть осознания того, откуда идёт всё зло, большинство ответили, что существо первоначально было монстром, то есть им родился. Общий вывод. Теневой «портрет» современного подростка: агрессивный убийца с повадками животного, обитающий среди людей совсем рядом, в их же домах. Помимо страшной внешности, одержим убийствами. Родился уже таким, какой есть – жестоким убийцей. Это психологический «портрет» архетипа тени современных подростков, подрастающего поколения, за которым будущее нашего мира. Данный «портрет» несёт в себе обнадёживающие характеристики, заключающиеся во всё большем очеловечивании собственной тени, что позволяет думать о постепенном осознании или интеграции Тени и Эго. Ещё одним немаловажным моментом явился результат, связанный со страхом смерти, который является одним из самых значимых страхов в жизни человека. Именно этим страхом «питается» наша Тень. Преодолев данный страх, человечество сможет, наконец, освободиться от гнетущего воздействия собственной тени. Важным моментом является приближенность полученной теневой фигуры к животному (оборотню). То есть имеет место быть власть инстинктивной сферы в психике людей, которая трудно поддаётся контролю со стороны сознания. Но животному не свойственно убивать просто ради удовольствия, по этому, теневой образ не является в полной мере животным, а имеет человеческую часть, ответственную за жестокость, в то время как «внутренний зверь» притупляет сознание и мешает мыслить ясно. Желание тени убивать также говорит о больших эмоциональных трудностях, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 7 таких как: подавленная злость и обида. Накопившаяся злоба является главной характерной чертой тени подростка. Низкая способность к самоанализу и снятия с себя ответственности выявилась благодаря: нежеланию многих отвечать на вопрос о том, что им не нравится в себе, а также в полученном ответе по поводу причин возникновения тени (вопрос – почему воображаемый монстр стал монстром?), где ответом большинства стало – таким родился. Рекомендации При работе с подростками необходимо: - обращать должное внимание на их страхи, их осознание и проработку; - научить обращать своё внимание на свой «внутренний мир» с его как положительными, так и отрицательными проявлениями, а также анализировать все его проявления; - научить не «цепляться» за недостатки других, а больше смотреть на себя, и брать ответственной за свои поступки и слова. Список литературы: 1. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с. 2. Юнг К.Г. Психология и алхимия. [пер. с англ. С. Удовика]. М.: АСТ, 2008. 603 с. 3. Юнг К.Г. Сознание, бессознательное и индивидуация. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://carljung.ru/node/595 (дата обращения: 21.03.2021 г.). 4. Фон-Франц М. Л. Феномены тени и зла в волшебных сказках. М.: Независимая фирма «Класс», 2010. 352 с. 5. Леонова О.И. Исследование эмоционально-аффективной сферы личности подростков // Психологическая наука и образование. 2012. С. 1-11. 6. Ясная В.А. Искажения идентичности у подростков с отклоняющимся поведением // Психология и право. 2013. С. 1-16. 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 7. Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Московский городской психолого-педагогический университет PsyJournals.ru. 2007. С. 1-13. 8. Носов С.С. Особенности механизмов психологических защит у мальчиков-подростков, склонных к проявлению ксенофобии // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. С. 1-8. 9. Адеркас А.М. Подростковая конфликтность и агрессивность внутри семьи. Роль стиля родительского отношения // Ученые записки СПбГИПСР. 2018. Выпуск 1. Том 29. С. 1-10. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 9