- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ
Статья опубликована в журнале за "Март 2021"
Автор(ы) статьи: Турнаев Р.С.
PDF файл статьиУДК 338.46 Турнаев Роман Сергеевич студент 2 курса магистратуры кафедра экономики предприятий Уральский государственный экономический университет Россия, г. Екатеринбург e-mail: romiot@yandex.ru СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ Аннотация: В данной статье рассматриваются действующие подходы к определению социально-значимых услуг, их классификации, а также действующие на территории нашей страны нормы формирования стоимости. Целью написания статьи выступает первичное изучение специфики одного из наиболее специфичных направлений деятельности государственных бюджетных и отдельных коммерческих учреждений. Ключевые слова: Социально значимая услуга, классификация социально значимых услуг, препятствия в оказании социальных услуг, формирование цены на социально значимые услуги. Turnaev Roman Sergeevich 2nd year master student Department of Enterprise Economics Ural State University of Economics Russia, Yekaterinburg SOCIALLY SIGNIFICANT SERVICES Abstract: This article examines the current approaches to the definition of socially significant services, their classification, as well as the norms of value formation in force in our country. The purpose of this article is to initially study the specifics of one of the most specific areas of activity of state budgetary and individual commercial institutions. Key words: Socially significant service, classification of socially significant services, obstacles in the provision of social services, price formation for socially significant services. На данный момент не существует единого определения термину «Социально значимая услуга». В различных публикациях определение данного термина встречается в различных смысловых наполнениях. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru Данный термин иногда используется в общих обозначениях, не имея конкретики с целью придания важности социальной услуги. В данном случае основными принципами указываются адресность и целевая направленность услуги, а также, в отдельных случаях, рассматривается ее качество. В отдельных публикациях присутствует формулировка: «Социально значимыми являются услуги, которые в соответствии с действующим законодательством направлены на обеспечение социальных прав граждан» [1]. В данном случае происходит привязка значимости самой услуги к социальным правам граждан. Встречаются также термин «социально гарантированная услуга», в контексте имеющий аналогичное определение [2]. Также к социально значимым услугам относят услуги, эффект оказания которых имеет для общества существенное значение и исключает из числа значимых факторов конкурентоспособность и исключаемость услуги. Ярким примером здесь выступают медицина и образование. Такие услуги имеют отдельное место по сравнению с иными общественными благами, являясь значимыми как для отдельного индивида, так и для государства в целом [3]. С точки зрения особенностей финансирования социально значимых услуг, существует определение: «Социально значимые услуги – услуги, доля бюджетного финансирования которых является значительной». В данном случае рассматривается то, что многие услуги социально значимого характера не являются рентабельными и привлекательными для бизнеса. Последним направлением определения понятия экономически значимой услуги является его интерпретация в контексте экономики общественного сектора. В данном случае социально значимыми услугами являются услуги, потребление которых представляет общественный интерес [4]. Оказание таких услуг предполагает построение социальных приоритетов индивидуумами совместно с вмешательством государства. В данном контексте рассматривают обязательное школьное образование, обязательные ежегодные медосмотры и т.д. В экономической литературе существуют различные развернутые классификации социально значимых услуг (благ). Рассмотрим классификацию, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 2 основанную на комбинации их свойств (критериев). Данная классификация представлена в таблице 1 [5]. Таблица 1 - Классификация социально значимых услуг с учетом комбинации их свойств (критериев) Чистое общественное благо Социально Смешанное общественное благо значимое благо Национального Регионального, Услуги отраслей Услуги Обычного типа Ограниченное Перегруженное, масштаба локального естественной социальной с в доступе совместного масштаба монополии сферы преобладанием потребления свойств частного Стабильный Совместный Совместных Неубываемость Высокий Полная неконкурентность, совместное до пользование при полной уровень уровень и характер характер неубываемости потребления, убываемости, потребления с определенного качество потребления неделимость, полная специфический уровня потребления услуг сетевого высоким неисключаемость, отсутствие внешний потребления для производства, уровнем исключаемости высокая однородного (как со стороны эффект альтернатив потребления, состава (предоставлени предоставление благ со стороны государственны убываемость и убываемости пользователей е услуг со государства х так и частных исключаемость объема и (предоставлени стороны структур) услуг несетевого качества, частных е услуг со производства долгосрочный эффект и стороны структур) общественных значительный структур) объем Железнодорожны Строительство Национальная Местные органы Частные Услуги Образование, оборона, самоуправления, медицинские дорог, спортивных е услуги, услуги здравоохранени законодательств местные клиники, строительство клубов, Фитнес авиаперевозчико е, культура и т.д. в, коммунальные залов, мостов, жилое ветеринарные правоохранительн о и т.д. Конюшни и ые органы и т.д. клиники и т.д. услуги и т.д. строительство и т.д. т.д. Основываясь на данной классификации можно выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются структуры, занятые в оказании социально значимых услуг. Существенным препятствием развития рынка социальных услуг является Российское Законодательство, направленное на регулирование и развитие сферы социального обслуживания населения. Такими препятствиями являются: несогласованность механизмов социального обслуживания, отсутствие социальных стандартов, отсутствие нормативов объемов и качества оказания социальных услуг, отсутствие номенклатуры социальных услуг и прочее [6]. Отдельно можно рассматривать препятствия для коммерческого оказания отдельных видов социально значимых услуг. Главным образом здесь играет роль отсутствие экономической выгоды от предоставления определенных услуг и отсутствие стимулирования развития таких услуг со стороны государства. Цена социально значимых услуг является специфичным понятием, определяемым особенностями формирования спроса и предложения. Такие особенности характеризуются понятиями чистого и смешенного общественного блага. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 3 Чистое общественное благо условно не имеет рыночной цены, в связи с невозможностью его исключения из потребления субъектами, которые не готовы, либо не имеют возможности платить за него. Данные блага оплачиваются государством за счет налогов, а также за счет добровольных пожертвований (на пример оказание библиотечных услуг населению осуществляется в соответствии с муниципальным заданием и оплачиваются в основном за счет средств бюджета). Помимо этого Статья 298 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право бюджетным учреждениям оказывать дополнительные платные услуги, то есть вести приносящую доход деятельность. Данная деятельность возможна исключительно при соблюдении таких условий, как: 1. Приносящая доход деятельность должна служить соответствовать целям создания бюджетного учреждения; 2. Приносящая доход деятельность обязательно должна быть прописана в учредительных документах учреждения [7]. Согласно инструкции Минфина № 157н при формировании себестоимости все расходы надо подразделять по способу их отнесения на себестоимость на прямые, накладные и общехозяйственные [8]. Методика расчета стоимости оказания социально значимых услуг утверждается Приказом Министерства, в ведении которого находится данная сфера деятельности. Пример: Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 737 «Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, оказываемые ими». Учреждения культуры формируют и утверждают методику расчета стоимости социально значимых услуг внутренним приказом, на основании вышеуказанного Приказа. Выбираемый бюджетным учреждением метод по расчету стоимости платных дополнительных услуг отражается в учетной политике и для расчетов и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 4 обоснования цены предоставляемых услуг составляется калькуляция по каждой из оказываемых услуг отдельно. К отдельной группе социально значимых услуг можно отнести такие сферы, как тепло- и водоснабжение, газоснабжение и прочее. В данном случае равновесие спроса и предложения формируется за счет принятия управленческих решений, основанных на региональных (муниципальных) тарифах, устанавливаемых соответствующими правовыми институтами, без учета рыночных ценовых механизмов. В случае отдельных видов смешанных общественных благ, равновесие спроса и предложения формируется за счет ценовых механизмов. В данном случае формирование цены происходит по модели Линдаля с поправки на среднерыночные цены. В рамках данной статьи в данную модель углубляться не будем. Список литературы: 1. Пешина Э.В., Ковалева Г.А., Реформирование системы финансирования государственного и муниципального секторов экономики. Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 2008. 541 с. 2. Сорокина Т.В. Финансовое обеспечение социально значимого бюджетного сектора региона в условиях российского федерализма: монография. Иркутск: БГУЭП, 2013. 278 с. 3. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н., Экономика социальных отраслей сферы услуг. М.: ТЕИС, 2007. 204 с. 4. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. М.: ИНФРА-М, 2008. 343 с. 5. Восколович Н.А. Экономика, организация и управление общественным сектором. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 366 с. 6. Гонтмахер Е.Ш., Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. № 2. C. 61-72. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 7. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 8. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 28.12.2018) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2021 http://tribune-scientists.ru 6