- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2019"
Автор(ы) статьи: Нечухрай Т.А.
PDF файл статьиУДК 37.013 Нечухрай Таисия Александровна студентка 2 курса, кафедра педагогики и методики начального образования, Технический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Нерюнгри, Россия e-mail: taisia9625@gmail.com Научный руководитель: Мамедова Лариса Викторовна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Технический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Нерюнгри, Россия РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: В современном мире гуманизм занимает отнюдь не последнее место в жизни, как взрослого, так и ребенка. Гуманизм – это человечность (любовь, уважение к людям и терпимость). Такая идея гуманизации, присуща отечественной культуре и определяет основные направления педагогической науки, представляющую личностно- ориентированную модель отношений ребенка с педагогом, содержанием которой выступают духовные ценности, субъективные свойства, одним из которых являются эмоциональные переживания, являющиеся как сущностные проявления личности. Ключевые слова: педагогика, гуманизм, воспитание, эмоциональная сфера. Nechukhrai Taisiya Aleksandrovna 2nd year student, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Technical Institute, Northeast Federal University named after M.K. Ammosov, Neryungri, Russia Scientific adviser: Mamedova Larisa Viktorovna Cand. ped Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Technical Institute, Northeast Federal University named after M.K. Ammosov, Neryungri, Russia 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru PRESCHOOL DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF CHILDREN IN Abstract: In the modern world, humanism is by no means the last in the life of both an adult and a child. Humanism is humanity (love, respect for people and tolerance). This idea of humanization is inherent in Russian culture and defines the main directions of pedagogical science, which is a personality-oriented model of the child’s relationship with the teacher, the content of which is spiritual values, subjective properties, one of which is emotional experiences, which are essential manifestations of personality. Key words: pedagogy, humanism, upbringing, emotional sphere. Главным структурным компонентом гуманистического воспитательного взаимодействия (когнитивный, регулятивный, аффективный или эмоциональный, духовный) обеспечивает не простую передачу небольшого содержания знаний, умений и навыков, но и диалогическое, личностное, творческое и индивидуализированное взаимодействие педагога или родителя с ребенком, что приводит к развитию уникальной личности, самоценной, стремящейся к самообразованию. Сейчас, в обществе происходят социально-экономические изменения, которые заставляют нас обращать внимание на формирование эмоционально устойчивой, социально адаптированной, творческой личности, способной осуществлять демократические преобразования, адекватно переносить противоречивость и напряженность нынешней социокультурной ситуации, и на это же должны обращать внимание педагоги современности. Ритм, а также динамика современной жизни, социальное разделение и национально- политические конфликты приводят к увеличению раздражительности, повышению агрессивности, что свидетельствует об эмоциональной неудовлетворенности личности и проявляется уже дошкольном детстве. Детство - это именно тот период, когда формируется мир эмоций и чувств человека, появляются стремления, закладывается основа личностной культуры, включающий ценности переживания. В современности роль эмоций в жизни человека, их влияние на поведение и формирование личности ребенка Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 2 представляли интерес для исследователей различных областей знаний (философских, физиологических, психологических, педагогических и др.). Эмоции - провоцирующая часть развития всех видов познавательных процессов, они приобретают избирательность и направленность, а также воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь. К сожалению, сейчас традиционно уделяют большое внимание физическому воспитанию детей, а не психическому. Дети, проводя большую часть жизни в детских садах, общаясь со своими сверстниками и взрослыми (некоторых даже не зная и видя в первый раз) испытывают большие нагрузки именно психологического характера. Столкнувшись с такими проблемами, как нарушение коммуникативных навыков, недостаточное развитие эмоциональной сферы. В последние годы педагоги начали искать способы их решения. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Дети чаще общаются с компьютером, чем с человеком. Большинство исследований в области эмоций традиционно начинаются ссылкой на не разработанность этой проблемы. Однако в последнее время наблюдается интерес к этой теме. Хотя, многие популярные теории эмоций почти не рассматривают их роль в развитии личности и их влияние на поведение человека [1, с. 8]. Говоря о развитии эмоций у детей, можно начать с того, что развитие эмоциональной сферы, в основном, зависит от взрослого окружения, так как все мы знаем, что дети подражают взрослым. В возрасте 5-7 лет чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства интеллектуализируются. Дети начинают лучше владеть языком чувств в плане понимания и обращения. Развитие эмоционального контроля. Развитие начала высших чувств, этических, эстетических чувств. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru В основе эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста лежит иерархия мотивов, появление новых интересов и потребностей. Чем старше становится ребенок, тем меньше становится импульсивность чувств и более глубоким смысловое содержание действий Тем не менее, существуют и трудно контролируются эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Меняется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Со временем ребенком-дошкольником осваивается эстетика чувств. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельностью ребенка. «Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: - освоение социальных форм выражения эмоций; - формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; - благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; - эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия» [2, с. 255]. Мотив и интерес дошкольника - это то, с чем непрерывно связано эмоциональное развитие дошкольника. И, конечно, постепенно ребенок начинает предвидеть эмоциональные свойства своих трудов. Например, он может представить, как обрадуется мама, от того, что он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. В дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств через интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть их для себя. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru Из этого следует, что с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлениями новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение [3, с. 98]. «Проблемы развития эмоционального явления психологи разделяют на несколько групп в зависимости от того, какое место они занимают в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения - более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй - чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма» [4, с. 28]. Но к сожалению, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Это происходит из-за того, что «у детей эмоциональное развитие закладывается еще в семье и это, как правило, имеет место быть тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные» [5, с. 12]. Дошкольный возраст - это момент жизни ребенка, когда он начинает чувствовать себя членом общества и эмоции в этом возрасте играют, отнюдь, не последнюю роль. Список литературы: 1. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. Ярославль: Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2010. 356 с. 2. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. М: «Академия Развития», 2006. 388 с. 3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М.: Академия, 2009. 422 с. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: ПИТЕР, 2008. 412 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 5 5. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2011. 437 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 6