- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Юрасова И.А., Смагулова Ж.С.
PDF файл статьиУДК 37.042.1 Юрасова Ирина Анатольевна логопед высшей категории Областной центр психического здоровья Центр детской психиатрии Республика Казахстан, г. Караганда e-mail: alinca9@mail.ru Смагулова Жанна Сериковна педагог первй категории Областной центр психического здоровья Центр детской психиатрии Республика Казахстан, г. Караганда ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ Аннотация: В данной статье рассматриваются речевые упражнения, ожидаемые результаты от воздействия на просодическую сторону речи, темпорические показатели, их влияние на четкость голоса, дикцию и в целом улучшение речи детей. Ключевые слова: речевое дыхание, коррекция, объем дыхательного аппарата, речевые упражнения, вдох\выдох. Yurasova Irina Anatolyevna speech therapist of the highest category Regional center of mental health Center of Child Psychiatry Republic of Kazakhstan, Karaganda Smagulova Zhanna Serikovna teacher of the first category Regional center of mental health Center of Child Psychiatry Republic of Kazakhstan, Karaganda THE MAIN DIRECTIONS OF GAME EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT AND CORRECTION OF SPEECH BREATHING IN CHILDREN WITH VARIOUS SPEECH PATHOLOGIES Abstract: This article discusses speech exercises, expected results from the impact on the prosodic side of speech, temporal indicators, their impact on the clarity of the voice, diction, and overall improvement of children's speech. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 1 Key words: speech breathing, correction, volume of the respiratory apparatus, speech exercises, inhale/exhale. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании, основная функция которого – процесс газообмена кислорода и углекислого газа, вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы. Последовательность: вдох- выдох-пауза. Источник образования звуков речи – воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полости рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание: - обеспечивает нормальное звукообразование; - создает условия для поддерживания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности; - предохраняет голосовой аппарат от переутомления. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений; общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, после перенесенной пневмонии, а также при заикании, риполалии, дизартрии. Неречевое дыхание, как правило, имеет свои особенности: прерывистое, поверхностное, ритм недостаточно устойчив, легко сбивается при эмоциональной неустойчивости. Неправильное речевое дыхание нередко приводит: - к нарушению плавности речи (речь на вдохе); - позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка). 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru При коррекции разного вида сигматизма свистящих и шипящих звуков также нужна целенаправленная воздушная струя: - ослабление громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; - в некоторых случаях к ускорению темпа речи; - неправильному использованию интонационных средств выразительности; - нечеткому произношению слов (протягиванию окончаний). Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата (произношение отдельных звуков – звукоподражания, имитация слогов, слов, фраз), сочетающиеся с соответствующими движениями (логоритмика). Мышцы, участвующие в процессе дыхания не должны расслабляться сразу же после вдоха, иначе не произойдет качественный и ровный выдох. Требования к выполнению речевых упражнений: - перед началом выполнения упражнений проветрить помещение: воздух в нем должен быть средней влажности или на свежем воздухе; - одежда не должна стеснять движений; - не выполнять речевые упражнения после приема пищи (с момента последнего приема пищи не менее полутора часов); - упражнения выполнять сидя, стоя, лежа; - следить за правильным выполнением упражнений (ребенок не должен поднимать плечи и менять темп дыхания, что влечет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно, количество выдыхаемого воздуха не должно превышать объем вдоха. Также нужно избегать больших задержек дыхания, объясняя детям, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, делать осмысленные паузы при произнесении фраз); Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 - расширенные во время вдоха нижние ребра плавно возвращаются в исходное положение, так же постепенно происходит подъем и последующее опускание диафрагмы; - речевые упражнения ограничивать по времени: их длительность до 2-х минут во избежание утомления ребенка и даже возможного головокружения; - обязательно чередовать выполнение речевых практик с другими видами упражнений; - мышцы туловища активные, без лишнего напряжения; - следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешенным. Каждое упражнение отрабатывать столько раз, сколько нужно для его четкого выполнения, исходя из конкретной коррекционной задачи при постановке звуков. Чаще всего данные приемы используются как составная часть каждого логопедического занятия при дислалии, дизартрии, риполалии, заикании. Речевые упражнения можно проводить во время физкультурно- оздоровительной гимнастики, физминуток, в свободной деятельности детей. Нужно научить ребенка правильно пользоваться речевым дыханием: делать короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух, формируя сильный, плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, развивать способность правильно направлять воздушную струю. - Выдох должен происходить плавно, а не толчками; - во время выдоха воздух выходит через рот, а не через нос; если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух; - выдыхать следует пока не закончится воздух; - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых «захлебывающихся» коротких вдохов. Следует выполнять упражнения в таком порядке: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 1) на развитие физиологического дыхания; 2) дыхательные без участия речи; 3) дыхательно-голосовые: - на материале гласных звуков; - согласных звуков; - слогов; - слов; - предложений, фраз. Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформируется сильный плавный воздух. Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные дополнительные предметы. Традиционно в логопедической практике используется: - поддувание ватных шариков, бумажных султанчиков (их делают из полосок разноцветной бумаги и прикрепляют к палочке), бумажных фигурок. Цветных катушек, круглых карандашей и других предметов, которые могут кататься по столу; - сдувание лепестков цветов, тонких бумажек/салфеток, надувание воздушных шариков. Детям очень нравится поддувание целлулоидной игрушки – уточки, лодочки (нужен таз с водой и плавающая в нем игрушка). В последнее время нами часто используется игра «Веселая метелица». Оборудование: Берутся пластиковые бутылки емкостью 0,5 л., они заполняются елочной мишурой, пенопластом. Делается отверстие для коктейльной трубочки. Содержание игры: Ребенок выполняет упражнение, стоя или сидя, он дует в трубочку с разной силой, чтобы снежинки (ленточки) начали перемещаться внутри бутылочки (метель разыгралась). Упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5 Упражнение на речевое дыхание способствуют обучению плавному и правильному произношению звуков, слогов, слов, фраз на выдохе. Делают более свободной самостоятельную экспрессивную речь ребенка. Развивают связную речь и самостоятельное высказывание. Данные речевые упражнения показаны детям, имеющим нарушения речи по типу дислалии, дизартрии, риполалии, заикания, как составляющая часть любого коррекционного занятия. Детям нравятся эти упражнения, они с удовльствием их выполняют, повышая этим позитивный настрой и эффективность логопедической работы. Ожидаемые результаты: Речевые упражнения оказывают воздействие и просодическую сторону речи, темпоритмические показатели, влияют на четкость голоса, дикции, дыхания и в целом улучшают речь детей. Список литературы: 1. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1989. 677 с. 2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1999. 111 с. 3. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. М.: Просвещение, 2001. 240 с. 4. Инфоурок. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://infourok.ru/razvitie-fiziologicheskogo-i-rechevogo-dihaniya-254155.html (дата обращения: 27.02.2021 г.). 5. Технология формирования речевого дыхания у детей с нарушенным слухом [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2225/1/lt-2013-2-05.pdf (дата обращения: 27.02.2021 г.). 6. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М.: Учпедгиз, 1997. 82 с. 7. «Речевое дыхание у детей с дизартрией». Из педагогической практики учителя-логопеда коррекционной школы. [Электронный ресурс] // Режим Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 6 доступа: URL: https://schiv31.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5ea556cea6c8e.pdf (дата обращения: 27.02.2021 г.). 8. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 2012. 120 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 7