- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Турнаев Р.С.
PDF файл статьиУДК 005.35 Турнаев Роман Сергеевич студент 2 курса магистратуры Программа: Экономика организации: бизнес-анализ и управление результативностью Уральский государственный экономический университет Россия, г. Екатеринбург e-mail: romiot@yandex.ru СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА Аннотация: Социальная ответственность бизнеса подразумевает развитие и добровольное участие в решении социальных проблем общества. Концепция социальной ответственности бизнеса предполагает, что собственник бизнеса, сам находясь в обществе и во взаимодействии и зависимости от этого общества, строит свою деятельность не только на развитии своего дела и получении дохода, но и участвует в удовлетворении социальных потребностей общества. Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, социальные проблемы, уровень социальной ответственности, социальные потребности общества. Turnaev Roman Sergeevich 2nd year master student Program: Organization Economics: Business Analysis and Performance Management Ural State University of Economics Russia, Yekaterinburg SOCIAL BUSINESS RESPONSIBILITY Abstract: Social responsibility of business implies the development and voluntary participation in solving social problems of society. The concept of social responsibility of business assumes that the business owner, being in society and in interaction and dependence on this society, builds his activities not only on the development of his business and earning income, but also participates in meeting the social needs of society. Key words: social responsibility of business, social problems, level of social responsibility, social needs of society. Вне зависимости от форм собственности и государственного строя общество должно предоставлять своим гражданам определенные социальные Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 1 блага. Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран — членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами [1]. Социальная политика – политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты. Государство выступает основным субъектом социальной политики и является «гарантом» решения социальных интересов общества, для реализации которых расходуются бюджетные средства [2]. В тоже время негосударственные субъекты социальной политики осуществляют свою деятельность в узконаправленных рамках, в соответствии со своими компетенциями. Тем не менее, данные субъекты приближены к потребителям социально значимых услуг, и, таким образом, в большей степени понимают их потребности, благодаря чему их вклад является значимым. Особая роль уделена социальной активности бизнеса. В данный момент все более широкое распространение получает концепция корпоративной социальной ответственности, которая подразумевает, что предприятие, существуя в обществе, находится от него в зависимости и должно удовлетворять определенные социальные потребности этого общества. Развивая корпоративную социальную ответственность, бизнес оказывает влияние на формирование благоприятного социального климата и росту Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 благосостояния общества (предприятие является эффективным, внося вклад в общество и экономику как отдельного муниципального образования, так и страны в целом). Важно отметить, что корпоративная социальная ответственность бизнеса не может распространяться на все общество в целом. Каждое отдельное предприятие рассматривает общество, как набор индивидуумов и их групп, с которыми взаимодействует и которые влияют на деятельность предприятия (сотрудники, потребители, конкуренты, государственные служащие и иными лицами, вовлеченными в производственную деятельность. Проведения политики социальной ответственности предприятие дает социальный отклик системе ожиданий заинтересованных сторон с целью собственного устойчивого развития [3]. Иллюстрация данного положения приведена в таблице 1[4]. Таблица 1 - Матрица заинтересованных сторон корпоративной социальной ответственности Заинтересованные Уровень корпоративной социальной ответственности стороны Экономический Правовой Этический Филантропический Собственники Потребители Работники Местное сообщество Конкуренты Поставщики Группы активистов Общество в целом Экономический уровень социальной ответственности представляет собой базовую функцию предприятия – производство благ, удовлетворение потребностей общества и получение прибыли. Правовой уровень представляет собой юридические аспекты деятельности предприятия - соответствие его деятельности законодательным нормам. Этический уровень социальной ответственности подразумевает отражение ожиданий общества в соблюдении моральных, этический, религиозных и прочих норм, сформированных в обществе со стороны предприятия. Филантропический уровень подразумевает добровольное участие предприятия в мероприятиях, направленных на социальное развитие общества за счет реализации социальных программ. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 Предприниматели напрямую влияют на социальную обстановку в обществе в силу того, что их доход является прямым источником налоговых поступлений, а также социальных взносов. Помимо этого коммерческая деятельность напрямую влияет на уровень занятости населения, выступая источником доходов для населения и их социальное обеспечение. Таким образом, социальная ответственность бизнеса является добровольной обязанностью коммерческих структур по выполнению социальных ожиданий общества, выступая посредником государства, бизнес-сообщества и населения. Уровни социальной ответственности бизнеса представлены на рисунке 1 [5]: Рисунок 1 - Уровни социальной ответственности бизнеса Первый уровень социальной ответственности бизнеса подразумевает добросовестное выполнение обязательств перед обществом, устанавливаемым на законодательном уровне (соблюдение норм трудового законодательства, выплата заработной платы и налоговых отчислений и т.д.). Данные нормы являются обязательными. Нарушение норм первого уровня социальной ответственности говорит о нарушении базовых требований, и, в таком случае, предприятие социально ответственным не является. Второй уровень подразумевает предоставление сотрудникам предприятия дополнительный уровень социальных льгот. Чаще всего к данному уровню относят: Профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации, 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru дополнительное социальное обеспечение, льготные путевки, льготный отпуск и прочее. Третий уровень социальной ответственности бизнеса подразумевает проведение предприятием социальных программ, сфера распространение которых выходит за пределы самого предприятия и не несут прямых экономических выгод. Примером являются: добровольные пожертвования в социальную сферу, финансирование строительства социальных объектов, благоустройство территории и прочее. Отметим, что за время своего существования термин «Социальная ответственность бизнеса» преобразовывался в такие формулировки, как: корпоративное развитие, корпоративное гражданство, корпоративная социальная направленность и т.д. Так, на пример, термин «корпоративное гражданство» широко применялся в 70-х годах 20 века, термин «корпоративная социальная ответственность» применялся в 90-х годах 20 века, а термин «корпоративное развития» в начале 2000 годов. Стоит отметить, что в отдельных источниках все данные термины используются и в настоящее время. В данный момент основным институтом корпоративной социальной ответственности, целью которого является объединение коммерческих компаний с организацией объединенных наций и иными общественными организациями является «Генеральный договор ООН». Он содержит 10 основных принципов корпоративной социальной ответственности, распределяемым по направлениям: права человека, трудовые взаимоотношения, окружающая среда и противодействие коррупции. Присоединение к принципам генерального договора ООН и включение их в собственную корпоративную систему менеджмента является публичным показателем современной деловой этики и добросовестной репутации предприятия, которые необходимы при выходе на мировой уровень деятельности. В данный момент генеральный договор ООН объединяет свыше 13 тысяч компаний из 193 стран мира [6] и является крупнейшей добровольной инициативой в вопросе продвижения социальной ответственности бизнеса. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5 Список литературы: 1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Базиков А.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия в условиях глобализации мировой экономики: монография. Орел: ОрелГИЭТ, 2011. 198 с. 3. Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3. С. 6-28. 4. Федченко И.В. Корпоративная социальная ответственность. Красноярск: Сиб. гос. ун-т.науки и технологий, 2017. 107 с. 5. Перекрестов Д.Г., Поварич И.П., Шабашев В.А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики. М.: Академия Естествознания, 2011. 215 с. 6. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. № 3. С. 17- 34. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 6