- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Сырбу К.П.
PDF файл статьиУДК 339.543 Сырбу Карина Петровна студентка 5 курса, факультет таможенного дела Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: 1997got@mail.ru Научный руководитель: Зиманова М.А., главный специалист научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Россия, г. Санкт-Петербург РОЛЬ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: Статья посвящена значению тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности. Автор рассматривает сущность тарифных преференций, демонстрирует динамику показателей практики предоставления тарифных преференций, приводит результаты практики предоставления тарифных преференций таможенными органами РФ. Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, тарифные преференции, практика предоставления тарифных преференций таможенными органами, роль тарифных преференций, динамика числа решений об отказе в предоставлении тарифных преференций. Syrbu Karina Petrovna 5th year student, faculty of Customs Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Russia, St.-Petersburg Scientific adviser: Zimanova M.A., chief specialist of Research Department Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Russia, St.-Petersburg THE ROLE OF TARIFF PREFERENCES IN CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Abstract: The article is devoted to the significance of tariff preferences in the customs and tariff regulation of foreign economic activity. The author examines the essence of tariff preferences, demonstrates the dynamics of indicators of the practice of granting tariff preferences, and presents the results of the practice of granting tariff preferences by the customs authorities of the Russian Federation. Key words: customs and tariff regulation, tariff preferences, the practice of granting tariff preferences by customs authorities, the role of tariff preferences, the dynamics of the number of decisions on refusal to grant tariff preferences. В условиях укрепления экономических связей между странами и субъектами хозяйствования в сфере государственного регулирования внешнеэкономическая деятельность приобретает все большее значение. Со временем было создано большое количество инструментов регулирования экспортно-импортных операций, направленных на защиту внутренних рынков или создание условий свободной торговли. В связи с этим были разработаны методы формирования партнерских отношений между участниками внешней торговли. Объем товаров, перемещаемых через границу во всем мире, ежегодно увеличивается, и в то же время возникает ряд проблем, одной из которых в рамках функционирования ЕАЭС остается проблема определения страны происхождения товаров при перемещении через таможенную границу ЕАЭС и порядок предоставления тарифных преференций. Сегодня практически все страны мира вовлечены во внешнюю торговлю, и одной из основных функций любой страны является создание методов регулирования внешнеторговой деятельности. Общеизвестно, что одним из эффективных инструментов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и реализации приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в большинстве стран мира является система тарифных преференций, которая подразумевает под собой полное освобождение от уплаты или снижение ввозных пошлин на преференциальные товары, ввозимые из стран-участниц Единой системы тарифных преференций. За последние годы институт таможенных льгот и преференций претерпевает изменения, в связи с чем является актуальным изучение сущности тарифных преференций, а также их Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 роли в таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности. Суть тарифных преференций заключается в том, что развитые страны предоставляют товарам развивающихся и наименее развитых стран более выгодное, с точки зрения конкуренции, положение на внутренних рынках по сравнению с отечественными и иными товарами, происходящими из развитых стран. Система тарифных преференций является важной составляющей частью международных торговых отношений, в связи с чем нормативно-правовое регулирование данного вопроса имеет особую важность. Так, порядок и условия предоставления преференций регулируется в рамках ЕАЭС на двух уровнях: наднациональном и национальном. Правовая база включает в себя достаточно обширный перечень договоров, решений Совета ЕЭК, федеральных законов, приказов ФТС и т.д. Базовым документом, регулирующим функционирование системы тарифных преференций в рамках Союза, является Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане 29 мая 2014 года. Статья 36 данного договора гласит, что Союз имеет право предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из пользователей единой системы тарифных преференций Союза – развивающихся и наименее развитых стран [1]. Еще одним документом, связанным с системой тарифных преференций, является Решение Совета ЕЭК от 06.04.2016 № 47, который определяет условия и порядок применения единой системы тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС. Документ устанавливает три условия, при которых могут быть применены тарифные преференции [2]: – страна происхождения товаров входит в перечень стран-пользователей единой системы преференций Союза (развивающихся или наименее развитых); – товар входит в перечень преференциальных товаров; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru – выполнены требования, предусмотренные правилами определения происхождения товаров (условия прямой поставки и непосредственной закупки, документальное свидетельство происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны в виде сертификата о происхождении товара по форме «А»). Что касается национального уровня, то законодательство РФ предусматривает несколько нормативно-правовых документов, затрагивающих вопросы тарифных преференций. В первую очередь следует упомянуть Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1. Ст.36 данного закона устанавливает, что тарифные преференции – это освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций ЕАЭС [3]. Так, в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, установлены ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базового уровня, указанного в Едином таможенном тарифе ЕАЭС. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций, ставка ввозной таможенной пошлины снижена до 0. Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. Одним из направлений деятельности таможенных органов РФ является контроль страны происхождения товаров, а также выявление и пресечение необоснованного предоставления тарифных преференций. На основе информации, публикуемой в Ежегодных сборниках «Таможенная служба Российской Федерации», можно проследить динамику предоставления тарифных преференций за последние 5 лет (табл.1.). Таблица 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 4 42,5 Анализ практики предоставления тарифных преференций таможенными органами РФ в 2015–2018 гг. [4] Абсолютный Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 прирост Сумма предоставленных тарифных преференций, млрд. 42,5 22,9 25,9 28,2 29,1 -13,4 руб. Число решений об отказе в предоставлении тарифных 4299 4284 4686 5747 5737 +1438 преференций, ед. Сумма отказанных тарифных 481,7 478,1 426,4 780,3 733,8 +252,1 преференций. млн. руб. Из данных, представленных в таблице, видно, что динамика показателей практики предоставления тарифных преференций за анализируемый период нестабильна. Так, в 2015 году было предоставлено преференций на сумму 42,5 млрд. рублей, к 2016 году показатель снизился на 46,1%, что в абсолютном выражении составило 19,6 млрд. рублей, далее с 2017 по 2019 гг. наблюдался рост сумм предоставленных преференций с 25,9 до 29,1 млрд. руб. (рис.1). 45 40 35 28,229,1 30 22,9 25 20 15 10 5 0 20152016201720182019 Рис.1. Динамика суммы предоставленных тарифных преференций, млрд. руб. Несмотря на это, к 2019 году показатель не достиг начального уровня – абсолютный прирост объемов предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности тарифных преференций был отрицательный и составил 13,4 млрд. рублей. Данный факт напрямую связан с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 25,9 5 4686 количеством принятых решений об отказе в предоставлении преференций (рис.2). 6000 5737 5747 5500 5000 4500 4299 4284 4000 3500 3000 2500 20152016201720182019 Рис.2. Динамика числа решений об отказе в предоставлении тарифных преференций, ед. Динамика, отраженная на рисунке 2, позволяет отметить, что на протяжении всего анализируемого периода количество отказов возрастало – с 2015 по 2017 гг. наблюдался плавный рост на 9%, а с 2017 по 2018 их количество повысилось до 5747 (+22,64%). За 2018-2019 количество принятых решений об отказе в предоставлении тарифных преференций оставалось приблизительно на одном уровне. За весь анализируемый период абсолютный прирост составил 1438 единиц. Вместе с количеством отказов растут также и их суммы – так, в 2015 году было отказано в преференциях на сумму 481,7 млн. рублей, а к 2019 году показатель составил 733,8 млн. рублей. Вероятнее всего, такая динамика обусловлена ужесточением таможенного контроля за предоставлением тарифных преференций участникам ВЭД. Контроль правильности определения и заявления страны происхождения товаров осуществляется таможенными органами с целью обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, в случае если такие меры применяются до или после выпуска товаров. Одним из этапов предоставления тарифных преференций является контроль предоставляемой участниками ВЭД документов, и содержащейся в них информации. Таможенные Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 6 органы на основе проведенного контроля принимают решение о стране происхождения товара и предоставлении или отказе в предоставлении тарифных преференций. Следует отметить то, что именно на данном этапе выявляются поддельные документы, ошибки, а также проблемные вопросы в системе таможенного контроля, которые требуют корректировки системы таможенных преференций в целом. Таким образом, под тарифными преференциями понимаются особые преимущества в сфере таможенно-тарифного регулирования, предоставляемые одним государством другому или группе стран в отношении всех товаров или их отдельных категорий, в форме освобождения от уплаты или снижения ставок таможенных пошлин при условии соблюдения ряда установленных условий. Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово- экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. Статистика позволяет отметить, что суммы предоставленных преференций по сравнению с прошлыми годами не такие значительные, а также повышается количество отказов в их предоставлении. Вероятно, это связано с усилением таможенного контроля, более жесткой проверкой документов и сведений. Список литературы: 1. Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 (ред. от 19.12.2019) «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Закон от 21.05.1993 № 5003-1 «Закон о таможенном тарифе» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Таможенная служба Российской Федерации [Электронный ресурс] // 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Режим доступа: URL: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba (дата обращения: 24.02.2021 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 8