- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПРАВИЛ ИНКОТЕРМС 2020 И ОПЫТ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Тарасенко А.А., Яхяева Р.Н.
PDF файл статьиУДК 339.542 Тарасенко Александра Андреевна, студентка 5 курса специалитета, факультет таможенного дела, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: alexandra.z98am@gmail.com Яхяева Римма Нарман кызы, студентка 5 курса специалитета, факультет таможенного дела, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Россия, г. Санкт-Петербург ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПРАВИЛ ИНКОТЕРМС 2020 И ОПЫТ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Аннотация: В данной статье рассматривается сущность новых правил Инкотермс 2020 в деятельности международной торговли. Проведение сравнительный анализ предыдущей редакции и новой, выявлены нововведения в правила, которые значительно облегчают и уменьшают обязанности покупателей или же продавцов. Опыт применения показывает, что чаще всего покупатели используют выгодные для них базисные условия поставки, чтобы минимизировать свои издержки. Ключевые слова: Инкотермс, условия поставки, издержки, правила, обязанности, продавец, покупатель, термины. Tarasenko Alexandra Andreevna, 5th year student of specialty, Faculty of Customs, St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch Russian Customs Academy, Russia, St. Petersburg Yakhyaeva Rimma Narman kyzy, 5th year student of specialty, Faculty of Customs, St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch Russian Customs Academy, Russia, St. Petersburg Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 1 IMPLEMENTATION OF NEW INCOTERMS 2020 RULES AND EXPERIENCE OF THEIR APPLICATION Abstract: This article examines the essence of the new rules of Incoterms 2020 in the activities of international trade. Carrying out a comparative analysis of the previous edition and the new one, innovations in the rules were revealed that significantly facilitate and reduce the obligations of buyers or sellers. Application experience shows that most often buyers use favorable basic terms of delivery in order to minimize their costs. Key words: Incoterms, terms of delivery, costs, rules, duties, seller, buyer, terms. Во избежание недоразумений между покупателем и продавцом договорные права и обязанности каждой Договаривающейся Стороны должны быть определены как можно точнее при заключении договора купли-продажи. Международная торговая палата (МТП) рассматривала эти обстоятельства еще в 1936 году и сформулировала их в терминах международной комерции (Инкотермс). Инкотермс признаны во всем мире и регулируют права и обязанности покупателей и продавцов в международной торговле, тем самым стандартизируя глобальные сделки купли-продажи [1]. Инкотермс неоднократно пересматривались с момента их первой публикации в 1936 году. МТП не препятствует применению терминов Инкотермс предыдущих редакций, однако при их применении обязательно необходимо ссылаться на используемый вариант. На смену Инкотермс 2010 пришел Инкотермс 2020, опубликованный 10 сентября 2019 и действующий с 01 января 2020 года. В период разработки Инкотермс 2020 часто рассматривалась возможность полного исключения некоторых терминов и объединения других; однако изменения на самом деле оказались достаточно скромными, что не означает снижения эффективности их применения. Те корректировки, которые получил новый Инкотермс, позволили устранить некоторые трудности толкования терминов и расширить сферу их применения [5, с. 41]. Инкотермс действительны только в том случае, если они прямо включены в договор. Они не являются правовыми нормами, поэтому партнеры по договору могут вносить индивидуальные коррективы в предлагаемые положения. Здесь 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru следует добавить, что Инкотермс не может заменить собой классический договор купли-продажи. Они не содержат подробной информации, например, об условиях оплаты или о времени передачи права собственности, а также не учитывают ответственность за продукцию, устранение дефектов и правовые последствия нарушения договора. Поэтому стороны должны заключить дополнительные соглашения, несмотря на соглашение по Инкотермс. Основные функции Инкотермс: - распределение затрат: какой партнер по контракту несет какие затраты; - разделение обязанностей: какой партнер по контракту берет на себя какие обязательства по какому маршруту; - передача риска: какой партнер по контракту покрывает какой риск в какой момент времени. Дополнительные функции Инкотермс: - документы: какой партнер по контракту оформляет необходимые документы на товары; - таможня: какой партнер по контракту несет ответственность за таможенную очистку; - страхование судоходства: какой партнер по договору страхует груз для какой части перевозки; - информация: какой партнер по контракту информирует другого, в какое время и о чем; - осмотр товаров: какой партнер по контракту осуществляет осмотр; - упаковка: какой партнер по контракту определяет тип и способ упаковки. Что касается существенных изменений новой редакции Инкотермс, к ним отностяся: 1. Наиболее очевидным изменением Инкотермс является переименование термина Delivered at Terminal (DAT) в Delivered at Place Unloaded (DPU). МТП переименовала этот термин, потому что стало очевидно, что иногда покупателю и/или продавцу удобно, чтобы доставка товара происходила в ином месте, а не в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 терминале. Это обеспечило большую гибкость в определении места доставки товаров. Кроме того, что термин DPU внес ясность относительно доставки грузов до определенного места, также новый термин уже в названии содержит указание на то, что разгрузка входит в обязанности продавца по указанному термину [3, с. 199]. Также, в статье 75 Введения к Инкотермс 2020 обратили внимание на то, что в самом документе изменён порядок представления терминов. Теперь термин DAP (Delivered at Place) помещён перед термином DPU (Delivered at Place Unloaded), что в общем-то является вполне логичным, то есть в порядке увеличения обязанностей продавца. 2. Согласно Инкотермс 2020, термин FCA позволяет сторонам договориться в договоре купли-продажи о том, что покупатель должен поручить своему перевозчику выдать продавцу коносамент с бортовой записью. Условие поставки FCA Инкотермс 2020 (Free Carrier / Франко перевозчик) является наиболее распространенным правилом Инкотермс (около 40% международных коммерческих операций проходит с этим торговым термином). Это очень универсальное правило, позволяющее отгружать товары в различных местах (например: по адресу, на терминале, в порту, аэропорту и т.д.), которые расположены в стране покупателя. Базис поставки FCA Инкотермс 2020 предусматривает два возможных места отгрузки продавцом товара: Первый вариант – это место, принадлежащее продавцу (например: его склад, фабрика, магазин). Для продавца доставка считается завершенной, когда товар физически загружен на транспортное средство, указанное покупателем. Однако второй вариант применяется к указанному в договоре месту, которое не принадлежит продавцу (например: морской порт, терминал). В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом. Следует отметить, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 4 что выгрузка товара из транспортного средства не является обязанностью продавца. Проблемы возникли с этим термином, когда доставка товара осуществлялась морским транспортом (контейнером), и если продавец и покупатель договорились использовать банковский аккредитив, как способ оплаты за товар. Для получения оплаты продавец должен подтвердить отправку товара покупателю, т.е. после погрузки товара на борт морского судна предоставить в банк, для получения оплаты, коносамент с пометкой «на борту». Но морской перевозчик, как правило, не предоставлял продавцу, коносамент с такой отметкой [2, с. 48]. Поэтому, экспортеры часто использовали для морских контейнерных перевозок условия поставки FOB, что требовало от продавца погрузку товара на судно, а от морского перевозчика предоставления коносамента продавцу. В соответствии с новыми правилами Инкотермс 2020, условие поставки FCA позволяет сторонам договориться в договоре купли-продажи, что покупатель должен дать указание своему перевозчику выдать коносамент с бортовой записью продавцу. 3. Конкретизация размеров страховой суммы условий CIF и CIP. Условия поставки CIF Инкотермс 2020 (Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт) и условия поставки CIP Инкотермс 2020 (Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до), являются двумя правилами Инкотермс, которые обязуют продавца приобрести страховку в пользу покупателя для экспорта товаров. В новой редакции Инкотермс 2020 для условий поставок CIF, как и ранее в правилах Инкотермс 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия, если они того пожелают. Уровень страхового покрытия при поставках товаров на условиях CIF Инкотермс остался прежним, а потому минимальным. Оговорка «C» Правил Института Лондонских страховщиков именуется как «Без ответственности за Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5 повреждение, кроме случаев крушения». Для термина CIP Инкотермс уровень страхового покрытия транспортных рисков повышен с оговорки «С» до оговорки «A» Правил Института Лондонских страховщиков - «С ответственностью за все риски» (Таблица 1). Такой уровень надлежащего страхования транспортных рисков вменён, по-прежнему на ответственность продавца в пользу покупателя. Произошедшие изменения можно объяснить исключительно товарной специализацией, присущей различным видам международного транспорта. Данная поправка оправдана тем, что условие поставки CIF Инкотермс 2020 обычно используется для морских перевозок грузов навалом (сырье, минералы и т.д.). Стоимость за килограмм которых очень низкая, и требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара. Условие поставки CIP Инкотермс 2020 – это мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, которые могут требовать более высокого уровня страхового покрытия. Однако сейчас все более дорогостоящие грузы перемещаются морским транспортом, вследствие чего любые особенности терминов могут быть дополнены или изменены в рамках договора сторон в рамках контракта для покрытия всех необходимых рисков [1]. Таблица 1. Уровни страхового покрытия в терминах CIP и CIF Инкотермс 2020 Страхование грузов объединения Лондонских страховщиков CIF CIP Пожар, взрыв + + + Груз затонул + + Потеря + + - Поломка, кража + - Смыв за борт - - Войны, забастовки 4. Перевозка грузов теперь также может осуществляться с использованием собственных транспортных средств. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 6 В предыдущих версиях Инкотермс МТП предполагал, что продавцы будут заключать договоры с третьей стороной на поставку товара в соответствующее место, и язык, используемый в Инкотермс 2010, отражал это. Правила Инкотермс 2020, напротив, рассматривают права и обязанности тех продавцов, которые могут использовать свой собственный транспорт для доставки товара. Теперь условия прямо указывают, что продавцы могут заключить договор перевозки или просто организовать необходимую перевозку своим транспортом без заключения такого договора. 5. Затраты и требования безопасности были определены более точно для каждого термина. Все затраты, связанные с различными аспектами купли-продажи, теперь перечислены в статьях A9 / B9 «Распределение расходов» для каждого правила Инкотермс, а также в соответствующих статьях Инкотермс, к которым они относятся. Целью этого изменения является предоставление пользователям полного списка расходов в одном месте, чтобы продавец и покупатель были лучше осведомлены о затратах, за которые каждый будет нести ответственность в соответствии с определениями Инкотермс 2020. Таким образом с учетом всех изменений термины Инкотермс 2020 выглядят следующим образом (Таблица 2). В таблице 2 знаком «х» отмечены обязанности продавца до момента перехода рисков. Таблица 2. Ответственность продавца в различных условиях поставки Инкотермс Отг Там Погру Доста Дост Разгр Тамо Погру Перев Выг Страх рузк ожн зка на вка в авка узка жня зка на озка рузк овка импо на товара а с фрахт а я ТС до судно порт това эксп места месте рт судн ра орт а EXW х FCA х х х FAS х х х х FOB х х х х х CFR х х х х х х CIF х х х х х х х 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru CIP х CPT х х х х х х х х DAP х х х х х х х х DPU х х х х х х х х х DDP х х х х х х х х х Также из новой редакции Инкотермс 2020 следует, что МТП настаивает на применении термина EXW для внутренних перевозок и минимизации его применения в рамках международных обменов. Рассматривая практику применения Инкотермс 2020 следует отметить, что большинство сделок в современной международной торговле осуществляется в соответствии с условием поставки FCA, которое обеспечивает минимально необходимый уровень обязанностей, выполняемых продавцом и являющихся достаточными для продавца [4]. Более четкая интерпретация выдачи коносамента с отметкой в рамках данного условия поставки позволяет расширить его применение на водном транспорте, что позволит увеличить долю применения данного условия с 40% до более весомых значений. Для интернет-магазинов, которые осуществляют торговлю на международном уровне, DAP (Delivered At Place) является наиболее часто используемым Инкотермс 2020. DAP просто означает, что продавец оплачивает стоимость доставки, готовит экспортные документы и доставляет товар до места. Получатель оплачивает любые таможенные расходы в стране прибытия товара. Учитывая возрастающую значимость электронной торговли, особенно в 2020 году, можно сделать вывод о возросшей доле применения данного условия Инкотермс 2020. Однако, замена термина DAT на DPU и более либеральный подход к употреблению такого термина позволил с 2020 года увеличить его применение во внешнеторговой деятельности, о чем свидетельствует увеличение числа контрактов, содержащих ссылку на это условие поставки Инкотермс 2020. Однако в целом анализ практического применения Инкотермс в рамках внешней торговли позволяет сделать вывод о том, что условия новых редакций используются участниками ВЭД менее охотно чем предыдущих, сейчас в практике используются и условия Инкотермс 2000 и Инкотермс 2010. Это обусловлено отсутствием практики применения новых терминов, сложившимся Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 8 опытом применения предыдущих редакций и санкционированностью такого применения со стороны законодательства [3, с. 198]. Рассматривая вопросы и проблемы участников ВЭД, вызванные появлением новой редакции Инкотермс 2020 следует отметить следующее. Сейчас, по статистике Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ за 2018 год, споры, связанные с поставкой товара, являются самой частой причиной (72%) для обращения компаний в арбитраж. В 2012 году правление Торгово-промышленной палаты РФ официально признало Инкотермс на территории Российской Федерации торговым обычаем (обычаем делового оборота). И, хотя эти правила имеют скорее рекомендательную силу, даже в случаях, когда стороны не сослались на положения Инкотермс в договоре, суд может применять их к договору и основывать на них свои решения (например, решение от 12 ноября 2003 г. № 226/2001, решение от 25 мая 2008 г. № 104/2007 МКАС при ТПП РФ). Всего около трети решений Международного коммерческого арбитражного суда содержит указания на Инкотермс. Правила Инкотермс не заменяют собой детализированные и проработанные под конкретную сделку условия купли-продажи, а лишь уточняют их в части логистических условий поставки. В частности, Инкотермс не регулирует момент перехода права собственности на товар. А, согласно российским нормам, фактическая передача товара не означает полноценного перехода права собственности. При импорте товаров в РФ распоряжаться товаром покупатель может только тогда, когда пройдет таможенная очистка товара. Поэтому вне зависимости от порядка, прописанного Инкотермс, юристы рекомендуют включать в договор статью: «Право собственности на товар переходит от продавца в момент выпуска товара в свободное обращение на территории Российской Федерации». Другой важный момент: Инкотермс, хоть и не противоречит, но и не подменяет собой российские законы и нормы. В нашей стране, например, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 9 декларированием груза может заниматься только компания-резидент, поэтому при импорте товара компания-покупатель или ее лицензированный таможенный представитель обычно берет оформление таможенных документов на себя. А значит, вариант поставки, при котором абсолютно вся ответственность лежит на продавце (DDP), применять российским импортерам будет крайне затруднительно. Нормы Инкотермс никак не затрагивают обязательств по заключению договора купли-продажи. Все условия по оплате товара, его цене, качеству и так далее регулируются другими документами. При заключении договора по нормам Инкотермс стоит руководствоваться здравым смыслом. Так, если речь идет о поставке скоропортящихся товаров, то стоит выбирать такую схему поставки, при которой ответственность за перевозку товара будет нести сторона, имеющая соответствующие мощности [1]. Таким образом, изменения, произошедшие в результате принятия Инкотермс 2020 оказались не столь существенными, чем предполагались изначально, что стало положительным моментом для компаний участников ВЭД в части того, что им не пришлось проводить масштабную переподготовку кадров. Однако существующие реалии ведения бизнеса свидетельствуют, что российские организации и предприниматели за три квартала 2020 года не выступили с большой готовностью применять Инкотермс 2020 в своих договорных отношениях прямо сейчас. Исключение составляет термин DPU, который в силу улучшения условий его использования стал применяться участниками ВЭД чаще. В остальном для более широкого применения всех тонкостей Инкотермс 2020 сначала должно пройти некоторое время, чтобы российские участники ВЭД смогли привыкнуть к Международным Правилам и узнать все тонкости применения обновленных торговых терминов. Для этого необходимо выпустить комментарии к Инкотермс на русском языке, чтобы отечественные организации смогли без рисков для себя и своих контрагентов применять Инкотермс 2020. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 10 Список литературы: 1. Practical Guide Incoterms 2020 // Global Negotiator. Business Publications. Global marketing strategies S.L., 2019. 2. Инкотермс 2020. Публикация ICC №723: правила ICC для использования торговых терминов в национальной и международной торговле. Пер. с англ. Н.Г.Вилковой. М.: Инфотропик Медиа, 2020. 274 с. 3. Козьмов И., Дементьева А.Ю., Игнаток М.В Incoterms2020, предпосылки принятия. // Лучшая студенческая статья 2017: сборник статей ХII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. Часть 1. 2017. С. 198–201. 4. Эксперты: чего ожидать от Инкотермс 2020? [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://trans.ru/news (дата обращения: 10.10.2020 г.). 5. Гирина А.Н., Федотов А.С. Изменения и обновления в новых правилах Инкотермс 2020 // Шаг в науку. 2020. №1. С. 40–42. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 11