- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ – КАК ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Волкова О.А.
PDF файл статьиУДК 376.3 Волкова Ольга Андреевна студентка 2 курса магистратуры, институт гуманитарных наук Ивановский государственный университет, Россия, г. Иваново e-mail: olenka_volkova_97@mail.ru Научный руководитель: Дельцова И.А, кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования, Ивановский государственный университет, Россия, г. Иваново ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ – КАК ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам реализации инклюзивного образования в России: подготовке педагогов к осуществлению обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, формированию психологической толерантности к таким детям, а также желанию и умению оказать им помощь в их самореализации. В статье рассматриваются вопросы создания комфортной инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт реализации проекта «Дизайнер инклюзивной среды» для студентов Ивановского государственного университета. Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда, дети с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогическое сопровождение, дизайнер инклюзивной среды, новые возможности Volkova Olga Andreevna 2nd year master student, Institute of Humanities Ivanovo state University, Ivanovo, Russia Scientific adviser: Deltsova Irina Alekseevna candidate pedagogical sciences, Department of Continuing Psychological and Pedagogical Education, associate Professor, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru DESIGNING AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS ONE OF THE TOPICAL DIRECTIONS OF MODERN EDUCATION Abstract: the article is devoted to topical issues of implementation of inclusive education in Russia: preparation of teachers for the implementation of education and upbringing of children with special educational needs, formation of psychological tolerance to such children, as well as the desire and ability to help them in their self- realization. The article deals with the issues of creating a comfortable inclusive educational environment for children with disabilities. The experience of implementing the project "Designer of an inclusive environment" for students of Ivanovo state University is presented Keywords: inclusive educational environment, children with special educational needs, psychological and pedagogical support, designer of an inclusive environment, new opportunities Дизайнер инклюзивной среды – новая профессия или компетенция, которой должен обладать каждый педагог? В настоящее время учителя в образовательных организациях должны обладать навыками работы с детьми с ОВЗ, но готов ли педагог создать все необходимые условия для того, чтобы развитие ребенка протекало наиболее успешным путем? Сейчас требования к деятельности учителя постоянно растут, а также увеличивается число детей с проблемами здоровья, при этом педагогов, которые работают по модели инклюзивного образования, не хватает. Поэтому образовательные организации нуждаются в квалифицированных специалистах, которые могут проектировать инклюзивную образовательную среду для детей с ОВЗ, в тоже время, работая с учителями, обещающимися и родителями по созданию всех условий развития ребенка. Инклюзивное образование будет эффективно в том случае, если будет успешно реализовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Важным условием сопровождения является точная и правильная комплексная диагностика развития ребенка, для того чтобы успешно выстроить индивидуальный маршрут, учитывая его потребности и возможности. Педагог должен освоить навыки проектирования инклюзивной образовательной среды, где будет чувствовать себя комфортно как ребенок с ОВЗ так и здоровые дети. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 Многие родители, учащиеся и даже учителя боятся и сопротивляются тому, что в классе будет обучаться ребенок с ОВЗ. Почему у людей возникает такая реакция на детей с особенностями развития? Речь идет о неготовности взаимодействовать с детьми с ОВЗ, о незнании их особенностей, а также о необходимости формирования психологической толерантности к детям с особыми образовательными потребностями, а также желания и умения оказать им помощь в их самореализации. Таким образом, актуальной становится задача поиска наиболее оптимальных путей, средств и методов для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, а также для создания такой социальной среды, которая будет не агрессивно настроена по отношению к людям с ОВЗ. Чтобы деятельность по проектированию доброжелательной среды реализовывалась наиболее успешно, нужно учитывать все ее компоненты: пространственно-предметный, содержательно-методический, коммуникационно-организационный. Работа должна проводиться со всеми участниками данного процесса: родителями, обучающимися, педагогами, узконаправленными специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог). Среда должна быть оснащена материально-техническим оборудованием, организационно-правовым обеспечением, нормативно-правовыми актами, кадрами, психолого-медико-педагогическим обеспечением. Реализация проекта «Дизайнер инклюзивной среды» могла бы стать решением задачи обучения студентов проектированию инклюзивной образовательной среды. В Ивановском государственном университете проект «Дизайнер инклюзивной среды» был запущен в 2018 году, приглашались студенты для участия в формировании социально активной среды для детей с расстройством аутистического спектра. Бесплатное обучение проводилось специалистами Центра помощи людям с расстройством аутистического спектра «Содействие». Студенты могли не только получить теоретические знания о РАС, но и освоить Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 методы поддержки детишек, что позволит оказать им помощь психолого- педагогическим сопровождением и формированием инклюзивной образовательной средой. Проект включает в себя 3 уровня: 1) теоретический, на данном этапе сначала проходит вводное собрание - знакомство, студентам предоставляется возможность посетить коуч-сессии, происходит самоопределение студентов, освоение теории и техник прикладного анализа поведения, обучение происходит в современной активной форме (с активными обсуждениями и использованием современных технологий). На протяжении всего обучения осуществляется обратная связь. 2) практический, где студенты выходят в центр «Содействие», наблюдают за работой специалистов и начинают вести наблюдение за конкретным ребенком, определяют его особенности, ставят цели по созданию комфортной и безопасной среды и определяют план работы. 3) проектирование комфортной и безопасной среды для конкретного ребенка. На данном этапе идет написание программы развития для конкретного ребенка и ее реализация. Таким образом студенты переделывают агрессивную среду в комфортную и безопасную. На проекте студенты получили опыт и навыки, которые могут применять не только на детях с РАС, прикладной анализ поведения, изучаемый на курсе, дает возможность использовать его и в повседневной жизни, чтобы лучше понимать, для чего человек совершает то или иное действие, что подкрепляет его поведение, как это изменить и т.д Проект реализуется в университете и сейчас, каждый год идет новый набор студентов. В 2020 году было сложно организовать практическую часть своей работы из-за сложившейся эпидемиологической ситуации по коронавирусу. Все образовательные учреждения закрывались, поэтому студенты завершат свою практическую часть только к концу этого года. Но там, где возникает проблема, появляются и новые возможности. Сложившаяся ситуация в стране натолкнула на мысль создания онлайн - курса (теоретического), где записывались бы видео- лекции, выкладывались бы задания, осуществлялась бы итоговая проверка Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 4 знаний и умений написания характеристики ребенка, протоколов, программ развития и других материалов. Возможно многие студенты не смогли пройти данный курс из-за нехватки времени на посещения лекций. В условиях карантина педагогам и всем желающим предоставлялась бы прекрасная возможность пройти курс онлайн для самосовершенствования и профессионального саморазвития. А также для тех, кто хотел бы продолжить изучение, имелась бы возможность для отработки практических навыков. Проект бы носил не групповой, а больше индивидуальный характер. Данная идея постепенно начинает реализовываться в жизнь, новый набор студентов теоретическую часть будут изучать онлайн. В планах также создание сайта, где планируется публикация всей необходимой информации об обучении. Возможно это позволит расширить масштабы, ведь данные знания и навыки актуальны для всех педагогов, в современном мире каждый из них сталкивается с инклюзией лицом к лицу, многие к этому не готовы. Данный проект поможет не бояться этого, а наоборот с уверенностью в свои силы и возможности, встретить детишек с ОВЗ и помочь создать им комфортную среду для развития и социализации. В современном мире есть возможность распространения этого опыта не только в рамках проекта в ИвГУ, но и возможно перенести в условия любого другого университета. Данная задача становиться очень актуальной сейчас, ведь распространив полученный опыт, мы можем сделать счастливее тысячи детей по всему миру, их адаптация и социализация происходила бы намного легче, если бы педагоги знали бы особенности и тонкости организации инклюзивной среды. Одной из задач инклюзивного образования является формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношение к людям с особенностями. Многие не понимают, как бывает тяжело перешагнуть ребенку с ОВЗ порог школы или, например, магазина, а иногда даже просто выйти из дома. Представьте, что человек, который всю жизнь прожил в глухой деревни, вдруг резко очутился в Московском метро в час-пик. Что он чувствует, какое у него состояние? Вероятнее всего, он боится, чувствует дискомфорт. Именно так Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5 ощущает себя ребенок с особенностями развития, когда вступает в незнакомый и малоизвестный ему мир. Мы хотим, чтобы дети чувствовали себя в реальном мире, так же безопасно как в своем собственном, чтобы они могли легко шагнуть в новую среду, а сделать ее безопасной и комфортной для ребенка с ОВЗ, поможет дизайнер инклюзивной образовательной среды. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 6