- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД РФ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Аввакумов А.А.
PDF файл статьиУДК 343.2/.7 Аввакумов Александр Александрович слушатель 2 курса, Организация государственного и муниципального управления Академия управления МВД России, Россия, г. Москва e-mail: aavvakumov3@yandex.ru Научный руководитель: Трунцевский Ю.В., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовной политики Академии управления МВД России Россия, г. Москва ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД РФ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ Аннотация: Вопросы исследования коррупционной преступности в России, борьбы с ней, остаются актуальными. Противодействие коррупции определено Президентом РФ, как одно из основных направлений внутренней политики. В статье анализируются вопросы правового регулирования деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, определена актуальность данной темы на современном этапе развития России. Предложен краткий перечень нормативно- правовых актов, составляющих основу регулирования борьбы с коррупцией. Сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства в складывающихся условиях. Ключевые слова: правовые основы, противодействие коррупции, акты, законодательство. Avvakumov Alexander Alexandrovich 2nd year student, Organization of state and municipal administration Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Moscow Scientific adviser: Truntsevsky Yu.V., doctor of legal sciences, professor of the department of criminal policy Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russia, Moscow LEGAL BASIS OF THE ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Abstract: The issues of research on corruption crime in Russia and the fight against it remain relevant. Anti-corruption is defined by the President of the Russian Federation as one of the main directions of domestic policy. The article analyzes the issues of legal regulation of anti-corruption activities of law enforcement agencies, determines the relevance of this topic at the current stage of Russia's development. A short list of normative legal acts that form the basis for regulating the fight against corruption is proposed. The conclusion is made about the need to improve the legislation in the current conditions. Keywords: legal framework, anti-corruption, acts, legislation. Еженедельно в средствах массовой информации публикуются материалы о задержании чиновников за совершение коррупционных преступлений. «Качественный» состав лиц, попавшихся на взятках, превышении должностных полномочий и иных составах, довольно разный. Начиная от рядовых сотрудников полиции, врачей, судебных приставов, заканчивая губернаторами, министрами. При этом высшее руководство России в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460, рассматривает коррупция как одну из угроз Российской Федерации. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации коррупция называется одним из основных препятствий на пути развития государства. Вместе с тем, не смотря на принимаемые усилия, исследования неправительственной организации Transparency international за 2020 год показали, что в Индексе восприятия коррупции Россия, набрала 30 баллов из 100 и поднялась выше в сравнении с 2019 годом, заняв 129 место из 180. Столько же набрали Азербайджан, Габон, Малави и Мали. При этом представляется, что подъем на одно место не связан с успехами правоохранительных органов страны. По мнению экспертов «Трансперенси Интернешнл - Р», Россия не отстает от общемировых тенденций- на ситуацию в стране сильно повлияла пандемия COVID-19, а правительство не прилагает достаточных усилий для эффективного противодействия коррупции. При этом, по мнению директора Центра «Трансперенси Интернешнл - Р» Антона Поминова, высказанного в 2019 году: «Точечные меры, принимаемые Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 органами власти, которые отвечают за противодействие коррупции, а также локальные поправки к законодательству не способны кардинально изменить ситуацию в нашей стране- для этого необходимо выстраивать инклюзивную систему согласования интересов общественных акторов, которая не позволит власти принимать необдуманные решения в интересах узкой группы лиц». Среди предлагаемых А. Поминовым шагов для исправления ситуации можно выделить совершенствование законодательства, касающегося урегулирования конфликта интересов, противодействия принципу «вращающихся дверей», описывающий переход сотрудников с государственной службы в компании частного сектора, регулированием которых они занимались, будучи должностными лицами [6]. Скептики считают рейтинг Transparency international отчасти политизированным, возможно «заказным», так как исследование проведено иностранным средством массовой информации. Однако, исходя из статистических сведений о состоянии преступности за 2020 г., следует вывод об отсутствии значимых результатов в выявлении и раскрытии преступлений, относимых к коррупционным. Таким образом, вопросы исследования коррупционной преступности в России, борьбы с ней, правовой основы работы всех правоохранительных органов по противодействию коррупции остаются актуальными [1]. Рассматривая место ОВД в системе противодействия коррупции по функциональным особенностям [2], можно сказать, что ОВД являются органами защиты государства от коррупционных посягательств, которые в значительной степени используют специальные инструменты противодействия криминализации, с одной стороны, экономической системы общественных отношений, с другой – государственно-правового механизма управления [3]. Однако, важным условием успешной борьбы с коррупцией является развитие антикоррупционного законодательства как базового инструмента предупреждения коррупционных проявлений и своевременного реагирования на противоправные деяния. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 Правовую основу деятельности ОВД направленной на противодействие коррупции составляет огромный массив нормативно- правовых актов, который условно можно разделить на несколько блоков: международные акты, акты РФ, в которые включены ФЗ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные и региональные акты [4, 5]. В число международных актов включены: - Конвенция об уголовной ответственности за коррупции» (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999), РФ ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 25 июля 2006 г. №125-ФЗ, - Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC)- международно-правовой документ против коррупции, принятый на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступивший в силу 14 декабря 2005 года. Российская Федерация подписала Конвенцию 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года (ФЗ №40-ФЗ). - Также Россия участвовала в Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Группа государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО), Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), и т.д. Из актов Российской Федерации следует выделить: - Конституция Российской Федерации, - Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административной ответственности, - Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», - Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 4 - Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», - Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», - Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», - Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», - Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции» на 2010 - 2011 годы" (с изменениями и дополнениями), - Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы», - Указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции», - Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» - Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции», - и иные акты. К числу ведомственных актов можно отнести приказы Министерств по направлениям деятельности, такие как Приказ МВД РФ от 19 апреля 2010 г. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5 № 293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений», Приказ МВД России от 24.02.2012 № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России», и иные. Региональные органы власти также участвуют в правовом регулировании противодействия коррупции, так в Московской области действуют Закон о мерах по противодействию коррупции в Московской области, принятый Постановлением Московской областной Думы от 2.04.2009 №10/74-II, Закон о внесении изменений в некоторые законы Московской области по вопросам противодействия коррупции, принят постановлением Московской областной Думы от 9 июля 2020 г. № 58/122-П. В настоящий момент сформирована достаточная правовая и организационная основа противодействия коррупции. Ратифицированы международные соглашения, разработаны и приняты концептуальные стратегические документы, реализуются национальные планы. Введены в действие нормативно-правовые акты, направленные на реализацию антикоррупционных мер во всех областях общественной жизни. Активизируется работа всех правоохранительных органов на наиболее значимых проявлениях коррупции, затрагивающих высшие слои власти. Создана и эффективно действует система предоставления сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих. Несмотря на наличие недостатков и несовершенство отдельных положений, сформированная в довольно короткий срок законодательная база Российской Федерации отвечает международным антикоррупционным стандартам и не уступает зарубежному законодательству. При наличии достаточного внимания со стороны высших эшелонов власти, формирования в обществе нетерпимости к любым проявлениям коррупции, целенаправленной работе правоохранительных органов, неминуемо будет повышена эффективность противодействия коррупции. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Кабанов П.А. Вызов коррупции: противодействие коррупции журналистским сообществом. М.: Юрист, 2003. 128 с. 2. Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 12. С. 30-36. 3. Карпович О.Г., Малиновский И.Б., Трунцевский Ю.В. Полномочия подразделений органов внутренних дел (полиции) в противодействии коррупции: учеб. пособ. М.: ЮНИТИ, 2011. 246 с. 4. Цепелев В.Ф. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: учебник. В 2 частях. М.: Академия управления МВД России, 2014. 167 с. 5. Мартыненко Н.Э., Ищук Я.Г., Аносов А.В., Смольянинов Е.С. Организация противодействия коррупции: учебное пособие. М.: Академия управления МВД России. 2020. 119 с. 6. Борков В.Н. Уголовно-правовое предупреждение коррупции: монография. Омск: Омская академия МВД России, 2014. 172 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 7