- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Курочкина А.И.
PDF файл статьиУДК 159.9 Курочкина Анастасия Игоревна социальный педагог Уфимский топливно-энергетический колледж, Россия, г. Уфа e-mail: anastasia08k@yandex.ru СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Аннотация: В настоящей статье осуществлен анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящей статье рассмотрены особенности и проблемы при развитии и становлении детей-сирот. Кратко изучены психологические аспекты адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ключевые слова: дети-сироты, депривация, социальное сиротство, психические расстройства, инфантилизм. Kurochkina Anastasia Igorevna social pedagogue Ufa Fuel and Energy College, Russia, Ufa SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ORPHANCED CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE Abstract: This article analyzes domestic and foreign studies on the problem of social and psychological characteristics of orphans and children left without parental care. This article examines the features and problems in the development and formation of orphans. The psychological aspects of adaptation of orphans and children left without parental care are briefly studied Key words: orphans, deprivation, social orphanhood, mental disorders, infantilism. В настоящее время термин «сиротство» является многоаспектным. Так, по мнению Шульга Т.Н., сиротство является негативным социальным явлением, которое характеризует образ жизни детей, не достигших совершеннолетия и оставшихся без родительского попечения [5, c. 191]. Олиференко Л.Я. считает, что сироты представляют собой особую социально-демографическую группу детей, которые лишись попечения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 1 родителей по морально-нравственным и социально-экономическим причинам [5, c. 191]. Рыбинский Е.М., указывает, что сиротство – это неучастие большого перечня субъектов в выполнении ими родительских обязанностей [4, c. 67]. Причинами сиротства являются: социально-экономическое расслоение населения, ухудшение его материального положения, появления беженцев, межнациональные конфликты, кризисное состояние систем воспитания и образования. Сироты живут в мире отношений, складывающихся между людьми, в котором каждый играет множество ролей. Согласно взглядам Парсонса Т. освоение социальных ролей представляет собой процесс социализации личности. У сирот представления о какой-либо социальной роли зачастую искажаются, и, соответственно, усвоение любой роли ребенком, который остался без родительского попечения, затруднено и предполагает индивидуальное педагогическое воздействие [2]. У детей, которые проживают в интернатах, можно наблюдать не просто недоразвитие личностных новообразований или отставание в развитии, а формирование совершенно иных механизмов, с помощью которых ребенок адаптируется к социальной жизни. Это связано не только с нарушением коммуникативных и эмоциональных связей с родственниками, в частности – с матерью, но и с тем, что жизнь в учреждении интернатного типа предполагает от ребенка выполнение тех функций, которые характерны для члена семьи. Наибольшие трудности для сирот вызывает освоение роли семьянина. Сирота имеет как черты, которые характерны всем детям, так и имеет некоторые отличия. Таким образом, последствиями сиротства выступают нанесение вреда социальному и психическому развитию ребенка, который лишился родительского попечения. В сирот нарушены процессы саморегуляции, снижен общий психический тонус, преобладает пониженный настрой. Они не уверены в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 себе и тревожны, у них заторможено интеллектуальное развитие, снижены эмоционально-когнитивные взаимодействия. Причины расстройств психического и физического здоровья у сирот многообразны. Поскольку большая часть детей-сирот обладают негативной наследственностью (наркомания, алкоголизм), то можно наблюдать постоянный рост количества детей, которые страдают врожденной неврологической и психической патологией. Именно дети данной категории, как правило, обладают психическими и физическими аномалиями как следствием зачатия партнерами в состоянии опьянения либо использования будущей матерью средств для обрывания беременности. Помимо этого, дети-сироты нередко перегружены психопатологической наследственностью, прежде всего, это шизофрения, умственная отсталость [1, c. 27]. Особо тяжелое положение формируется для детей-сирот, имеющих проблемы с психическим развитием и не обеспеченных необходимой медицинской и психологической помощью. В качестве патогенного фактора у детей-сирот выступает комплекс психологических, педагогических и социальных воздействий в бывших родительских семьях. Для социального сиротства характерными является гипоопека и безнадзорность. Особенно остро стоит проблема жестокого обращения с ребенком. Истязания, недоедание, отсутствие родительской любви толкают ребенка к уходу из дома. Итогом являются признаки социальной и сенсорной депривации, мозговой дисфункции, отставание в психическом развитии, нарушения когнитивной деятельности, эмоциональная неустойчивость, расторможенность [3, c. 430]. Однако наиболее дезапдаптирующим и патогенным фактором выступает отсутствие родительской семьи с характерной природе растущего ребенка организацией жизни. Отрыв детей от своих родителей обуславливает развитие депривационных психических расстройств. В раннем детском возрасте депривация обуславливает Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 нарушения раннего развития, в дальнейшем наблюдаются эмоциональные нарушения в форме общей слаженности проявления чувств при частой склонности к тревоге и страхам, поведенческие девиации (частые реакции пассивного и активного протеста, отсутствие чувства дистанции в общении и т.д.) [1, c. 28]. Эти характеристики в основном относятся к социальному сиротству. Травматичным для ребенка-сироты может оказаться любое изменение привычного социального окружения. Даже усыновление, передача в опекунскую или приемную семью вызывают ряд дезадаптивных реакций. Психика ребенка подвергается тяжелому испытанию при переводе из привычного учреждения в другое, особенно если это связано с отрывом от братьев и сестер [3, c. 431]. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Детям-сиротам свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы. У детей, воспитывающихся вне семьи с самого рождения, наблюдаются глубокие личностные отклонения. В результате смены ряда людей, которые заботятся о ребенке и к которым он привязывается, у ребенка развивается незаинтересованность в социальных взаимоотношениях. Образ взрослого не ассоциируется у него ни с теплом, ни с любовью. Таким образом, можно сделать следующие общие выводы педагогов: сиротство - социальное явление, увеличивающееся и растущее с каждым днем. Задача психолога и педагога заключается в оказании помощи ребенку в преодолении и компенсации недостатков развития, а также в социальной поддержке. Cписок литературы: 1. Магомедова А.Н. Психологические особенности детей-сирот // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3. С. 27-29. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: тексты. М., 1996. 3. Ручкова Н.А. Индивидуально-психологические особенности детей- сирот // Science-time. 2016. № 1. С. 430-433. 4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. М.: Аспект-пресс, 2016. 97 с. 5. Шулъга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.: Инфра-М, 2017. 351 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5