- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Сандипов А.Б.
PDF файл статьиУДК 342.951 Сандипов Арсалан Болотович студент 3 курса магистратуры, факультета заочного и дистанционного обучения (юриспруденция) Сибирский институт управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Новосибирск e-mail: sandipov93@mail.ru Научный руководитель: Курчеев Валерий Сергеевич, доктор юридических наук, профессор Сибирский институт управления филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Новосибирск КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА Аннотация: В статье рассматривается сущность контрольно- надзорной функции государства, дано её авторское определение. Приведена краткая характеристика законодательных изменений в исследуемой сфере. Выделены отдельные проблемные аспекты. Ключевые слова: контрольно-надзорная функция государства, контрольно-надзорная деятельность, государственный контроль, государственный надзор. Sandipov Arsalan Bolotovich 3rd year master student Faculty of Correspondence and Distance Learning (Law), Siberian Institute of Management, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Novosibirsk Scientific adviser: Kurcheev V.S., doctor of legal sceinces, Professor, Siberian Institute of Management Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration» Russia, Novosibirsk CONTROL AND SUPERVISORY FUNCTION OF THE STATE Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 1 Abstract: The article considers the essence of the control and supervisory function of the state, its author's definition is given. A brief description of the legislative changes in the area under study is given. Separate problematic aspects are highlighted. Keywords: control and supervisory function of the state, control and supervisory activity, state control, state supervision. Контрольно-надзорная функция государственных органов является предметом многих дискуссий среди исследователей права и юриспруденции, поскольку высказываются предположения даже об отделении ее в ее одну ветвь власти. Некоторые ученые считают, что следовало бы пересмотреть существующую систему субординации и передать федеральные службы в прямое подчинение Правительству Российской Федерации. Действующее законодательство часто использует понятия «государственный контроль» и «государственный надзор». Изучение теоретических и правовых основ осуществления контрольно-надзорной функции органов исполнительной власти в Российской Федерации позволяет выявить «узкие места» современных российских реформ, разработать подходы к повышению эффективности управления государственными и общественными ресурсами посредством принятия и применения правовых механизмов и средств государственного контроля и надзора. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [1] и Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [2]. Документы разработаны Минэкономразвития России во исполнение Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины». Законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определяются правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, аккредитации и иных разрешений, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Федеральным законом устанавливается, что понимается под обязательными требованиями, определяются цели и основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. Закон вступил в силу с 1 ноября 2020 г. за исключением некоторых положений, для которых установлены более поздние сроки. Закон о госконтроле, который также называют контрольно-надзорным кодексом, закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты. Виды контроля (надзора), в свою очередь, будут закреплены в специальном электронном реестре, который будет запущен к 2022 г. Отсутствие вида контроля в реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий. Закон вступит в силу с 1 июля 2021 г. за исключением положений, для которых установлены иные сроки. В деятельности государственных органов исполнительной власти функции контроля и регуляции часто настолько смежны, что тяжело провести четкую границу их обозначений и действий, связанных с исполнением конкретной функции. Во многих случаях выполнения данных функций наслаивается, дублирует похожие действия, приводя к сочетаниям комплексной деятельности. Так, например, организовывают и распределяют контроль, регулируют отчетность и планирование и т.п. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 В преимущественном большинстве сходные функции имеют также близкие по семантике определения, однако, в зависимости от уровня полномочий федерального органа, их исполнение приобретает узкую направленность и разные детали, определяются по-разному подходы к работе, алгоритмы и правовые аспекты. Функция контроля, параллельно с этим, состоит не только в проверке соблюдения требований закона Российской Федерации на проверяемых объектах, но и в отслеживании хода выполнения функции регуляции, ведь только при надзоре можно оценить эффективность применяемых мер [3, с. 60-61]. Контрольно-надзорная функция государства представляет собой установленную административными правовыми нормами деятельность специально уполномоченных органов федеральной и региональной исполнительной власти по наблюдению за функционированием подконтрольных и поднадзорных предметов, лиц и деятельности. Современное российское государство находится в поиске новых форм и методов публичного контроля, которые бы позволили удовлетворить интересы как государства, так и субъектов экономической деятельности, без ущерба целям и задачам, стоящим перед государством, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. В силу специфики соотношения полномочий федеральной власти и власти субъектов Российской Федерации, региональный государственный контроль по сути выступает продолжением федерального государственного контроля, поскольку практически не обладает сферой исключительной компетенции, а в сфере совместной с Российской Федерацией компетенции очевидно играет вторичную роль. Вместе с тем, именно региональный государственный контроль, будучи приближенным к реалиям социально-экономического развития субъекта федерации, призван более продуктивно разрешать региональные проблемы. Помимо общих задач по оптимизации деятельности органов государственной власти, в сфере регионального государственного контроля необходимо Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 4 обеспечить эффективное внедрение новых видов контроля, в первую очередь связанных с применением риск-ориентированного подхода. Правовая политика в сфере государственного контроля и надзора нуждается в комплексном усовершенствовании по ряду направлений. Субъектам нормотворческой деятельности следует ориентироваться на научные изыскания по вопросам государственного контроля, государственного надзора и контрольно-надзорной деятельности, обеспечить согласованную работу по реализации принципа единства правовой политики в данной сфере, баланс интересов личности, общества и государства и выработать стратегию и тактику правовой политики в сфере государственного контроля и надзора, что послужит существенным вкладом в модернизацию правовой системы Российской Федерации. 1. Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 248- ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Докукина М.И. Проблемы разграничения контрольно-надзорных и регуляторных функций федеральных органов исполнительной власти // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 8 (29). С. 60-65. Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5